Вот была у меня преподаватель еще в то время. Глубоко верующий человек.
Тогда это не приветствовалось. Могли и помешать.
Могли, конечно...
Хорошо известно (и по этому вопросу есть огромное к-во документов), что элементы атеистического воспитания наиболее сильно проявлялись в 20-е годы прошлого века.
Я имею в виду даже не атеистическое воспитание. Оно было спаяно с коммунистическим в СССР и до сих пор многие их отождествляют. Но в СССР идеология насаждалась всюду... каждый был обязан добавить ссылку на основоположников марксизма-ленинизма даже если у него работа по очень далёкой от них теме.
Ну, знаете, если руководство было полуграмотным и даже не читала источники,
то это, ведь, не говорит о порочности всей системы.
Если так, отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию? Ответ на этот вопрос должен разъяснить очень важную разницу в буржуазно-демократической и социал-демократической постановке вопроса о религии.
Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма; издание соответственной научной литературы, которую строго запрещала и преследовала до сих пор самодержавно-крепостническая государственная власть, должно составить теперь одну из отраслей нашей партийной работы. Нам придется теперь, вероятно, последовать совету, который дал однажды Энгельс немецким социалистам: перевод и массовое распространение французской просветительной и атеистической литературы XVIII века (75).
Но мы ни в каком случае не должны при этом сбиваться на абстрактную, идеалистическую постановку религиозного вопроса “от разума”, вне классовой борьбы, — постановку, нередко даваемую радикальными демократами из буржуазии. Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанной на бесконечном угнетении и огрубении рабочих масс, можно чисто проповедническим путем рассеять религиозные предрассудки. Было бы буржуазной ограниченностью забывать о том, что гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества. Никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализма. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе.
Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией. Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем, бороться с непоследовательностью каких-нибудь “христиан” для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее, чтобы следовало допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро теряющих всякое политическое значение, быстро выбрасываемых в кладовую для хлама самым ходом экономического развития.
Ленин. "Социализм и религия"
Это я привел, совершенно, не в защиту "спайки" коммунистического и атеистического воспитания.
А как раз наоборот.
Если те, которые не читали (или не понимали) сказанного, пытались
проповедовать (!!) атеизм, как некую социальную форму (аля формацию)
идентичную (или дополняющую) социализму (коммунизму), так мы их первыми и увидели в
церквах со свечками по телевизору.
А что касается ссылок на основоположников.
Мне, например, всегда импонировали трактаты древних восточных ученых.
Там хвала всем пророкам и потомкам их была неотъемлимой частью.
А относится можно, ведь, по разному.
Можно, как проявление уважения, а можно и как безоговорочную веру.
Что пытались делать у нас в стране?
Надеюсь, что изначально цель была очень даже благая, чтобы читали,
узнавали, искали.
А в итоге...ну что говорить, и так все знают. Порой, такие перлы отмачивали...
В эти времена я уже могу говорить про себя. Я был крещен именно в это время, хотя, преимущественно моя семья была атеистической.
Я был крещён уже в 80-е. Но как мне известно имели место товарищеские суды и всяие собрания по поводу посещения пионерами крёстного хода или просто церкви.
Вот пример Вам.
Был как-то на крестом ходе.
Дело было уже на закате СССР.
Видимо, церковь не получила разрешение на шум ночью.
Попы служили, служили...потом юрк за дверь.
А дверь на засов.
Сами с хоругвими вокруг церкви круги нарезают.
А народ стоит внутри плечем к плечу.
И мысли только об одном.
А что если в этой духоте и полумраке с кем-нибуть плохо станет.
Кто-нибудь вскрикнет...
И что паника?
Сколько людей она задавит?
А Вы говорите пионеры.
В церковь не ходили?
Конечно не хорошо о неприятном.
На отпевании никто не был?
Запрещали?
А вот сколько сейчас позиционирующих себя как верующие
и боящиеся мертвых?
А?
Да существенное большинство.
Вот оно где атеистическое воспитание!
Ведь, для любой религии это самая благодатная почва для секуляций.
А суды и собрания....нужно смотреть конкретные случаи.
Конечно, лучше если бы это были беседы, ведь, вопрос достаточно интимный.
А формализация процесса воспитания никогда ни к чему хорошему не приводила.
Тогда зачем, вообще, нужны организационные формы?
Следствие ещё ведётся? Тогда рано делать выводы.
В том то и дело, что следствие уже закончилось и вынесли обвинительное
заключение. Теперь только суд.