Немного фактов из истории теории эволюции.
Вскоре после выхода « Происхождения видов...» Ф. Дженкин выдвинул серьезное возражение против предполагаемой Ч. Дapвином возможности действия отбора как эволюционное фактора в природе. Ход его рассуждений был следующим, Возникшее случайное наследственное изменение, которое должно быть поддержано отбором, всегда единично. Вероятность встречи двух особей с одинаковыми наследственными изменениями и оставлением ими потомства чрезвычайно мала, Поэтому если один из родителей имеет признак А, то у его детей количественное выражение признака будет
А/2, у внуков
А/4, у правнуков
А/В и
т.д. т.е. произойдет «растворение признака в скрещивании».
Для опровержения возражения Дженкина необходимо было знание генетики, а генетика как наука возникла лишь в 1900 r., в год переоткрытия замечательных работ Г. Менделя. Правда, и ранее были известны многочисленные факты, свидетельствовавшие против "растворения признаков в скрещиванию".
Например, характерная горбинка на носу у представителей королевского дома Бурбонов сохранилась даже у восьмого по счету поколения.
По расчетам Ф. Дженкина, признак должен был уменьшиться в 128 раз, Четырнадцатый по счету поколений rерцог Шрюсбери имел как и основоположник рода (500 лет назад), сросшиеся первые и вторые фаланги на пальцах рук Но эти факты (как и аналогичные известные тогда факты из области селекции) оставались вне внимания исследователей эволюционистов.
Существовал и другой фронт исследований, прямо или косвенно противопоставляемый дарвинизму в конце XIX начале XX в. В работе В. Иоraннсена (1903) была показана неэффективность отбора в чистых линиях (в потомстве одной самооплодотворяющейся особи, rомозиrотном по большинству признаков ), И хотя такие roмозиготные группы особей в природе не встречаются, веру в моryщество отбора эти эксперименты подрывали, Крайне неудачная «временная гипотеза пангенезиса», предложенная Дарвином, расходилась с наблюдаемыми фактами наследственной передачи признаков в экспериментах.
Это было, по-видимому, одной из причин выдвижения r. де Фризом (1889) гипотезы эволюции, соrласно которой новые виды возникают сразу, скачкообразно, посредство появления отдельных крупных изменении наследственности (мутации) без ведущего участия естественного отбора.
Непростым был путь к синтезу. Первым шаroм на этом пути может считаться вскрытие закономерностей pacпределения хромосом при клеточном делении. Основываясь на этих фактах, А. Вейсман (1834- 1914) формулирует основные положения хромосомной теории наследственности и впервые выдвигает принцип невозможности передачи по наследству «благоприобретенных» признаков, До сих пор иногда встречаются исследователи, признающие принцип наследования «блаrоприобретенных» признаков («адекватная изменчивость»,«соматическая индукция» И т. п.).
Однако из признания факта влияния внешней среды на наследственность (никогда не оспариваемого генетикой) не вытекает возможность адекватной изменчивости.
По прежнему справедливо прекрасное сравнение Ч. Дарвина: «...мы ясно видим, что природа условий имеет в определении каждого данного изменения подчиненное значение по сравнению с природой caмoro орraнизма; быть может, она имеет не большее значение, чем имеет природа той искры, которая воспламеняет массу rорючеrо материала, в определении свойства (вспыхивающего) пламени».
Упоминавшаяся мутационная гипотеза эволюции r. де Фриза сыграла важную положительную роль при синтезе генетики и дарвинизма, ускорив накопление точных данных по наследственной ("неопределенной", по Дарвину) изменчивости в живой природе. После обнаружения у дрозофилы rpyпп сцепления reнoв по числу имеющихся хромосом окончательно оформляется хромосомная теория наследственности (Tr. MopraH, А. Стертевант и др.).
В потоке разнообразных генетических исследований формируется знаменитый «принцип Харди» (1908): без внешнего давления какиx-либо факторов частоты генов в бесконечно большой naнмиктической популяции стабилизируются уже после одной смены поколений. Дpyrими словами, при отсутствии внешних дaвлений частоты reнoв в популяции должны быть постоянными.
Исходя из принципа Харди, С.С. Четвериков (1882-1959) показал, что в результате постоянно протекающего мyтaционноrо процесса во всех популяциях создается и существует наследственная reтерогенность - различные мутации и комбинации, представляющие reнетическую ocнову эволюционного процесса.
Из расчетов Четверикова следовало, что во всех без исключения популяциях должны присутствовать самые различные мутации. В ходе «переработки» этих мутаций под действием ecтeCТBeHHoro отбора и осуществляется процесс эволюции. Экспериментальные проверки полностью подтвердили вывод Четверикова о насыщенности природных популяций разными мутациями.
Проведенные в 1928-1930 rr. исследования (Р-л. Фишер, НЛ. Дубинин и ДД. Ромашов, С Райт и др.) показали, что в эволюции большую роль играет не только появление новых мутаций, но и изменение частоты встречаемости существующих аллелей (reнa) благодаря случайным процессам, колебания численности популяции, утраты reнoв и т. д.
Литература:
1. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов / А.В. Яблоков, A.r. Юсуфов, 6-e изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006, 310 с.
2. Bоронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биолоrии. - М., 2001, 640 с.