Есть два исторических факта - государства возникают в человеческом обществе на этапе классового расслоения и не существует бесклассовых государств. Есть достаточно подробно прослеженная на опыте четырех формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - концепция классового государства, как орудия подавления и господства правящего класса. Подтвержденная монбланом фактов.
Это классическая точка зрения коммунистов, социалистической идеологии.
Наука доказала, что государство возникает не только на этапе классового расслоения, но и как продукт неолитической революции, то есть как следствие перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Есть несколько теорий, объясняющий причину этого перехода. Чаще всего упоминают "кризисную" теорию - экологический кризис как причина перехода (Венгеров, Марченко). Надо заметить, что этот переход не является общеобязательным. Так, и до сих пор существуют племена, народы, которые не знают производящего хозяйства, а как следствие, государства (например, аборигены Австралии).
Для государства характерно наличие специального аппарата управления и власти - слоя людей, которые не производят ни материального, ни духовного продукта, а только занимаются управлением. Чтобы содержать такой слой необходима производящая экономика, которая порождает прибавочный продукт (то есть такой продукт, который не успевают съесть, и который приходится накапливать). Общество выделяет часть прибавочного продукта для поддержания аппарата управления.
Государство - это публичная власть, она уже отличается от общественной власти первобытности. Старейшины, вожди, советы племен (фратрии и пр.) уходят в прошлое. Теперь существует специальный аппарат управления и аппарат принуждения (здесь это совокупность вооруженных людей, защищающий интересы государства, аппарата управления).
В тоже время нельзя просто так взять и перечислить пять формаций! Надо отметить, что с точки зрения формационной типологии государств, существует три макроформации: первичная (архаичная), вторичная (экономическая) и третичная (коммунистическая). В первичной и третичной отсутствует эксплуатация, частная собственность. Первичная - это доклассовая формация, третичная - бесклассовая. Интересно, что государство возникает где-то 10 тысяч лет назад в связи с переходом к производящему хозяйству, а значит, его появление падает и на первичную формацию, не говоря уже о том, что в третичной формации производящее хозяйство не может не существовать, а значит, будет существовать и государство. Хотя эта мысль, конечно, не поддерживается марксистской социалистической идеологией. Государство - это продукт экономической, вторичной формации.
Известно, что в предисловии к "Критике политической экономии" К. Маркс указывал, что к вторичной (экономической) формации относятся азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства. Основа экономической формации - частная собственность, хозяйственный обмен, классовая эксплуатация. Более точно суть экономической формации можно определить по характеристике капитала: античная - господство ростовщического капитала, феодализм - торгового, капитализм - производственного.
Третичная (коммунистическая) воспроизводит основные черты общинной организации, архаической формации, но только на "более высоком уровне". Честно признаюсь, я не знаю что это за уровень.
Таким образом, государство - это форма публичной власти, политической организации общества, возникающая вследствие неолитической революции, и обладающая специальным аппаратом управления и принуждения. Конечно, существуют и такие важные черты государства как территория, суверенитет, но это не главное в вопросе причин образования государства. Государство может служить отдельному классу, причем не обязательно господствующему. Мы знаем из истории древней Греции исторические примеры, доказывающие эту мысль. Правда, государство сразу же обогащало "подвластные" классы, делая их господствующими. А бывало и так, когда государством управлял один человек - деспот, монарх. Так что нет оснований "жестко" связывать механизм образования государства с образованием классов и с понятием "аппарата насилия как гарантии интересов господствующего класса".