Уважаемый Мэтто Ризон!
Представьте себе, научную литературу по психологии я читал. Поэтому и делаю свои утверждения и заключения. В свою очередь предлагаю вам говорить предметно – взять работы авторитетного ученого и показать, в чем именно энциклопедические статьи некорректны.
Я, например, опираюсь на работы классика этой науки Л. С.Выготского, тем более, что он много занимался именно вопросами становления сознания у детей - http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-1.shtml
И обнаруживаю полное соответствие с энциклопедией и сказанным мною.
Итак – прошу.
Простите, но если женщина способна разговаривать с ребенком и называть предметы, то это уже на 100% обучение культуре соответствующего общества. Пусть даже на самом примитивном уровне дикарей.
Поэтому вы не опровергли, а подтвердили мою позицию этим примером.
Уважаемый Снег Север! Когда я говорил о научной литературе, то имел ввиду не одного автора, пусть и авторитетного, а множество работ по проблеме самосознания, образа Я, Я-концепции и т. п. Считать, что Л. Выготский – это и есть психология, в высшей степени неправильно.
Проблемой самосознания занимались многие известные ученые: У. Джемс, К. Ясперс, Р. Бернс, И. Кон, Л. Божович, А. Леонтьев и многие другие.
Учитывая большую сложность понятия «самосознание», некоторые ученые вообще считали этот вопрос не решаемым. Так, например, А.Н.Леонтьев , характеризовал проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивая ее в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.
К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятием “Я - концепция”, под которой понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельную фигуру и фон и включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями “Я” в прошлом, настоящем и будущем. “Я - концепция” включает в себя реальное и идеальное “Я”.
Образ Я - это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными - атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного Я и в более общем виде представляют собой физическое Я - образ, или схему, тела, социальное Я - роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное Я - ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность - все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое Я - неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.
У. Джемс различал Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Я-сознающее - чистый опыт, процессуальная характеристика самосознания. Я-как-объект - содержание этого опыта. Таким образом, Джемс предполагал, что самосознание включает в себя и процесс, и результат.
Уважаемый Снег Север, я как-то сразу не заметил, но Вы говорите о «самоосознании», а я веду речь о самосознании. Чувствуете разницу? Термина «самоосознание», я что-то у Выготского не нашел. Однако, рефлексивные акты самоосознания - это самоанализ, самодиагностика, самоотношение, самопознание, саморегуляция, где активизированное самоосознание является фактором для саморазвития личностных качеств и способностей к рефлексивно-креативным проявлениям. Но это не само самосознание, а лишь его части (см. определение).
Если Вы внимательно перечитаете мои посты, то заметите, что я говорю о самосознании с точки зрения образа Я, которое не является процессом, а является представлением (образом).
Что касается определения в БСЭ и теории Выготского, то здесь прослеживается некоторая тенденциозность в выпячивании социального фактора над всеми другими в формировании самосознания.
Хочу заметить, что по современным научным представлениям самосознание начинает зарождаться уже в младенческом возрасте и к 2-3 годам практически полностью оформляется в образе Я (об этом есть много статей в Интернете). А дальше уже начинает формироваться и развиваться личность. Спрашивается, о какой оценке знаний или нравственном облике можно говорить с годовалым ребенком!? Вот поэтому я и считаю определение в БСЭ больше подходящим к определению личности, чем самосознания.
Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Но личность – это не самосознание или образ Я (см. выше).
Теперь немного о культуре. Уважаемый Снег Север, культура – это фундаментальное понятие, не имеющее точного определения, как, например, информация. Поэтому на сегодняшний день существует уже более 1000 различных определений культуры. Какую культуру Вы имеете в виду при научении ребенка!!!??? И как Вы подсчитываете процент от этой культуры? Считаете ли Вы, что кормление ребенка из ложечки (культура приема пищи) способствует быстрейшему развитию самосознания? Если Вы намекаете на речь, то объясните мне, как появляется самосознание у слепоглухонемых детей!!!???