...Энкиду, друг мой любимый, стал землею!
Так же, как он, и я не лягу ль,
Чтоб не встать во веки веков?
* Теперь же, хозяйка, тебя я встретил, -
* Смерти, что страшусь я, пусть не увижу!»
Хозяйка ему вещает, Гильгамешу:
* «Гильгамеш! Куда ты стремишься?
* Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
* Боги, когда создавали человека, -
* Смерть они определили человеку,
*– Жизнь в своих руках удержали.
* Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
* Днем и ночью да будешь ты весел,
* Праздник справляй ежедневно,
* Днем и ночью играй и пляши ты!
* Светлы да будут твои одежды,
* Волосы чисты, водой омывайся,
* Гляди, как дитя твою руку держит,
* Своими объятьями радуй подругу -
* Только в этом дело человека!»...
Около 5000 лет прошло с момента создания этого текста. Можно по-разному толковать смысл этого текста, но я вижу в нем великую мудрость людей, заключающуюся в материализме, в понимании смертности человека и иллюзии бессмертия. Еще важно в тексте - смирение перед неизбежностью смерти и отсутствие страха перед ней. Нам нельзя бояться смерти. В этом страхе нет смысла. Рассел позже повторил это в своем эссе о свободе человека, которая и заключается, на его взгляд, в свободе от желаний, в смирении перед смертью.
5000 лет...А читается этот текст как современный. Сколько людей успело уже родиться и умереть за то время? Сколько всего произошло... . А истина философии материализма не изменилась. Она осталась все той же - вечно молодой и актуальной на все времена.