Не существует какого-либо иного демонстрируемого качества, из наличия которого логически вытекала вера в Бога. Скажем, даже если кто-то ходит в церковь по воскресеньям, или ставит свечки посещая храмы в турпоездках, тем не менее, может и не быть верующим.
Естественно. Утверждения верующих, что они верят в Бога, точно также, как утверждения атеистов, что они в Бога не верят, приходится принимать, гм, на веру. Однако, было бы нелогичным верить в существование атеистов и не верить в существование верующих в Бога.
Но положим мы придумаем критерий, по которому можно упорядочить всех верующих по силе их веры. От «просто говорят, что веря в Бога» на одном конце, через «хотят верить в Бога, но веры не испытывающие», к «искренне верят в Бога», и т.д. до «переживших мистический опыт» (для кого существование Бога является частью их опыта, таким же неоспоримым - для них, конечно же - как и существование пробирающей до глубины души музыки, затягивающих в себя произведений художественного искусства, проникающих до глубин сознания произведений литературы, всепоглощающей любви, и т.д.)
Естественно, мы не сможем фактически ничего доказать, но допустим, мы попросим людей оценить, где они находятся согласно этому критерию по 10-бальной, скажем, шкале их силы веры, и допустим даже, что мы поверим их собственной оценке. Сделаем даже следующий шаг - засунем всех этих людей по очереди в MRI, прокалибруем, и получим возможность объективно измерять силу веры любого человека. Какой силой веры должен обладать верующий, чтобы мы действительно определили его в категорию верующих?
Скажем, если человек говорит, что он верит в Бога, чтобы просто там там потусоваться с другими верующими, или же потому что ему понравилась сама идея веры в Бога, или же потому что он вырос в культуре, где у него не было выбора, и он не знает ничего лучше - вряд ли его следует считать верующим.
Для простоты, мы можем разделить всех верующих на 4 группы - самозванцы (знают, что не верят в Бога), заблуждающиеся (считают, что верят в Бога, но веры не испытывающие), истинно верующие (верят, что Бог есть, но не имеющие ещё пока опыта, который они могли бы назвать встречей с Богом), знающие (пережившие мистический опыт, который они называют встречей с Богом)
Надеюсь, не вызовет споров, что подавляющее число людей, называющих себя верующими, попадёт в первые 2 категории - самозванцы и заблуждающиеся.
Полностью аналогичный метод мы можем применить и к людям, называющим себя атеистами, и полностью аналогично обнаружится, что подавляющее большинство этих людей попадёт в первые 2 категории - самозванцы и заблуждающиеся.
Самозванцы - это все эти агностики, апатеисты, игностики, потом всякие нерелигиозно верующие в какие-то свои формы Бога, и т.п. Иными словами все те, кто, если с ними покопаться, обнаружат форму Бога, которую они не смогут отрицать (атеизм же подразумевает отрицание любого бога или Бога)
Заблуждающиеся - тут целый спектр, начиная от а) людей, которым просто противен институт организованной религии со всеми этими «тупыми» верующими (парадоксально являющихся, в массе своей, скорее, гм, атеистами, чем верующими - т.е. либо самозванцами, знающими, что в Бога они не верят, либо заблуждающимися, не испытывающими, на самом деле, никакой веры) б) людей, считающих, что Бога нет, но при этом не имеющих ни малейшего представления, о чём они говорят - тот же тип людей, что не верит в эволюцию, не имея ни малейшего представления, что это понятие означает в) людьми, занимающимися часто искренне, подменой тезиса, понимая под Богом какую-нибудь сведённую до абсурда примитивную конструкцию - скажем, давно уже мёртвых богов типа Зевса, Тора, Супермена (или его оживили всё-таки?), и пр. героев разных комиксов (как старых, так и новых).
Суть аатеизма сводится к утверждению, что никаких других атеистов не существует.