ТОСКА ПО ИДЕОЛОГИИ
Хотел было найти в Сети какой-нибудь серьезных геополитический прогноз на ближайшие 20-30 лет, причем, составленный уже с учетом новой геополитической реальности 2014 года. Однако, мне попадалась такая мура, что даже цитировать не буду. Как пошутил автор «Истории русской армии» А.А.Керсновский по аналогичному поводу, «не было предусмотрено разве что вторжение марсиан». Хотя, я думаю, большинство авторов до вторжения зеленых человечков с Марса (а не из России) уже созрело. Бросил эти попытки и занялся другой темой. «Тоска по идеологии» - так я ее назвал. Настроение, характерное для российского общества вот уже 20, а то и больше лет. Идеология? Что это? Зачем она им?
Вот, хочу привести целый отрывок одного из самых тоскующих авторов, который проявил все основные качества этой эмоции:
«Россия – великая метафизическая сущность, которой в 1991году навязали мелкую и подлую потребительскую мораль, когда принцип «я живу для себя и мне никто не нужен», стал нормой. Разве такой судьбы хотели этой стране те, кто на протяжении целого тысячелетия её истории собирал многочисленные земли и народы на них живущие в одно государство? Кто отдал свои жизни за эту страну в многочисленных войнах, кто не жалея живота своего создавал транспортную инфраструктуру. Разве мог император Петр, создавая в 1721году Российскую Империю даже подумать о том, какая позорная судьба будет у этой страны в эпоху засилья «ценностей» общества денег? России как воздух необходима совершенно новая этносоциальная культура, соответствующая конфигурации нового времени. Где генетическим кодом культуры является образование, образование получаемое не только в школе, в вузе или где то еще, но прежде всего в семье, где будет культивироваться культура быть человеком с большой буквы. Ибо, что толку быть кем то, если при этом не быть человеком? Зачем нужна сильная экономика, если люди живут только для себя и не любят друг друга? Кто ответит за нравственное растление некогда великого народа? Почему отвечать на все эти нелицеприятные вопросы приходится в XXI веке, веке высоких технологий и дальних космических полетов? Неужели это конец метафизической сущности под названием Россия, имеющей долгую и богатую историю? Нет не конец, и будущее этой страны велико есть! Ибо сила России не в экономике и технологиях, сила России в ее пассионарном ресурсе, ждущем своего раскрытия на ниве свершения великих дел. Создание грядущей империи высокого духа, ранее названной Православным Царством, вот истинная цель. (книга XLII «Православное Царство и мировой исторический процесс») Кто сказал что эпоха империй прошла? Тотальная глобализация как раз доказывает обратное, но это уже будет империя совершенно нового типа, управлять которой станут не цари земные, а масштабный системный план, как единственно возможная форма организации глобального мира. Организации как института достижения сверхбольших, масштабных целей, таких как создание нового миропорядка для всего человечества. Где гарантом того, что это обязательно будет, является эта книга. Создававшаяся возможно в самый трудный момент российской истории. Поэтому будущее не за бандитами, взяточниками, продажными политиканами, олигархами и прочей мерзостью живущей только для себя, будущее за теми, кто пойдет по пути создания в России империи нового типа. Кто сказал, что понты единственная национальная идея для великой нации, которая неизбежно будет создана? Национальная идея новой нации России заключается в том, чтобы создать новый миропорядок и произвести социокультурное обустройство всей планеты Земля. Ибо глобальный мир не терпит двойственности морали общества денег, поэтому будет создана новая мораль, суть которой в служении всех всем. И это будет воистину великая и славная историческая эпоха, которая не наступит сама по себе, ибо ее создадут люди с чистыми помыслами и большим сердцем, полным любви. Мерзость же запустения человеческой души скоро забудется, забудется навсегда, как и имена тех, кто сегодня «правит» этой великой страной».
http://proza.ru/2014/04/01/2032Забегая вперед, спрошу: вы поняли, чего хочет автор? Я тоже нет. Начинаются все его несчастья с того, что России (или СССР?) в 1991 «навязали мораль» (сама постановка вопроса комична; напоминает анекдот: «Почему вы нас спаиваете?» - «А почему вы пьете?») Ладно, допустим, Россия – это страна несмышленышей, которым можно навязать все, что угодно, но что значит «потребительская мораль»? Наверное, с тех пор, как обезьяна научилась делать орудия труда, чтобы обеспечить себе более экономное и обширное потребление, все человеческие общества были потребительскими (Август Октавиан с его золотым веком для Рима, король Генрих IV, желавший, чтобы у французского крестьянина была на столе курица, а вовсе не идеология или единственно правильная религия, Гитлер, желавший жизненного пространства для немецкой нации, Сталин, хваставшийся тем, что жизнь колхозников в СССР стала зажиточной – все они выражали эту ужасную идею потребительства, хоть иногда и замысловатым путем, но ее – мелкую и подлую). Однако, на рубеже тысячелетий вдруг, откуда ни возьмись, появляется Павлик Морозов (автор цитированной статьи) и заявляет: нет потребительству! Хорошо. Черт с ней, с курицей! Что взамен? Тут какой-то набор бессвязных морфологем, который привел бы в ужас любого философа-структуралиста, взявшегося проанализировать этот постсоветский поток сознания. И «новая этносоциальная структура» (старая-то чем ему не угодила?), и «образование как генетический код культуры», да еще и укорененное в семье (эти закидоны с семейными ценностями обычно заканчиваются требованием лишить всех родителей, которые не согласны с идеологом семейных ценностей, родительских прав), и «пассионарнный ресурс» (Гумилев? оказывается сила, брат, не в правде, и не в деньгах, а в пассионарном ресурсе), и «метафизическая сущность» (а как же физическая?), и «высокий дух Православного Царства» (вот так выглядит современный гностицизм; думали, гностики повымерли со времен Римской империи, ан нет!) Набор бессвязных конструкций, смысл которых всяк понимает по-разному, а автор тоже по-разному, в зависимости от того, что мы у него спросим. Автор сбивается на полублатной жаргон («понты единственная национальная идея»), как поп, проповедующий среди урок, но выражает великую идею «создания в России империи нового типа» (плагиат… Ленин уже застолбил эту конструкцию за «партией», «партией нового типа») с целью «создания нового миропорядка для всего человечества» (страшно подумать, что ждет человечество, если оно посмеет отказаться от нового миропорядка, да и кто его спрашивать будет). Весь этот новояз должен внушить читателю ту особую тоску по идеологии, которая ранит сердце автора и ему подобных. В 1991 (или ранее) они осиротели по части идеологии, и их жизнь потеряла всякий смысл.
Что ж такое идеология? Не буду оригинален и процитирую Философский словарь того самого 1991 года: «Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с т.з. интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение или изменение, преобразование существующих общественных отношений».
«Классовый интерес» - это весточка из той, завершающейся эпохи. Смешно, но все эти осиротевшие в 1991 советские имперцы как-то забывают, что СССР был диктатурой пролетариата, социалистической страной, где отсутствовала частная собственность крупнее глаженой сорочки или зубной щетки (ибо даже знаменитые «шесть соток» не были собственностью их владельца, как не принадлежала земля советским колхозам, хотя они ею пользовались). Эта забывчивость понятна. Изменились общественные отношения, и в 2014 году требовать диктатуры пролетариата и социализации земли – значит нарываться на такие «понты», что мало не покажется. Ладно, ладно, я допустил удар ниже пояса, но все равно, мне непонятно, что забыл автор (и другие аналогичные авторы) в СССРе, если он/ они не собираются делать социалистическую революцию а ля 1917 год? Если СССР – несоциалистическая страна, то никакого исторического значения он не имеет, а становится не то личной диктатурой хитрого грузинского крестьянина (хотя, почему хитрого? по наследству ж не передал это добро), не то цитаделью православного коммунизма с целью сохранить Россию в границах Российской империи, а бренд «СССР» подсунули грузинам и украинцам, которых иначе было не заманить. Бредовость этих структуралистских конструкций столь велика и очевидна, что, как сказал Гоголь, «и в опровержении не нуждается».
Классы, классы… Есть анекдот про советских историков, которые на машине временим попали в Древнюю Москву и первым делом накинулись на Иоанна Грозного с вопросом: ну, как у вас тут развивается феодализм? Марксисты – гегельянцы, а потому легко обходят эту глупость: ведь человек может действовать (дышать, например), не осознавая своих действий (или – любимая поговорка К.А.Свасьяна – как мольеровский герой, говорить прозой, также не зная, что это проза), поэтому классы могли существовать, не осознавая, что они – классы. Но тогда исчезает главный смысл идеологии – ее осознанность. Перенесемся на базар Античных Афин или Древнего Новгорода, или китайской Чанъани эпохи Тан, и мы вряд ли обнаружим хоть что-нибудь, отдаленно напоминающее «морально-политическое единство» (из арсенала мечтаний современных постидеологов). Какие-то общие представления у этих людей, конечно, будут, но напрасно мы бы искали там (в т.ч. в императорской России) идеологию а ля советский коммунизм или немецкий национал-социализм. Политические партии существовали еще в Древнем Риме, но только в эпоху Французской революции они становятся объединением ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, а не просто группой людей, поддерживающей принца Конде против кардинала Мазарини или Нарышкиных против Милославских в Москве того же столетья.
Я бы сформулировал понятие идеологии, как «стадиальное явление перехода от аграрной к постидустриальной цивилизации, связанное с распространением массовой грамотности как требования к участникам индустриализации». Все становится на свои места. Это признак индустриальной эпохи. В почти поголовно неграмотной Великой Степи Чингисхану не нужна была идеология. Не было ее и во Франции эпохи Людовика XIV, который довольствовался лишь верноподданностью правящего класса, а через него и всей страны, но не лез в душу каждому крестьянину (в этом некоторые классические консерваторы, вроде Анны Рэнд, совершенно справедливо усматривают большую гуманность тех времен сравнительно с ХХ веком). А потом грамотность усиливается, достигает уровня образованности, с неизбежным расширением кругозора, который – широкий кругозор – позволяет бить авторов, вроде вышецитированного, ниже пояса, и тут уже идеология отмирает естественным образом, как отмирает религия – собрание наивных представлений древних людей о природе и обществе (если же мы видим нечто противоположное, то это четкий сигнал: данное общество деградирует, развивается, или хотя бы стремится развиваться, вспять). Идеологии были востребованы между 1789 и 1991 годами – данную эпоху вполне можно считать эпохой индустриальной и идеологической, да и то не во всех странах. В тем государствах, которые успешно и удачно развивались (Великобритания, США), идеология осталась атрибутом небольших клубов по интересам (вспоминается Джордж Оруэлл, который в своем эссе «Англичане» прямо обвиняет аристократических бездельников в инфицировании британского среднего класса континентальными идеологическими модами, - может здесь лежит причина разделения современной мировой философии на континентальную и англосаксонскую?) А вот в кризисных, догоняющих государствах идеология овладевала массами и мобилизовала их (разумеется, для конкретных задач). Но ни разу не становилась самоцелью. Франция уже давно не якобинская диктатура, Германии с национал-социализмом вообще не повезло, СССР… Бытует т.з., что большевизм довыполнил за несостоявшийся царизм (то-то его, несостоявшегося, нам хотят опять навязать) задачу индустриализации, победил в войне (а интересно – СССР в мире без второй мировой? холостой выстрел?), но в конце концов не смог преодолеть следующую диафрагму, отделяющую индустриальный мир дизельпанка от постиндустриального мира информационных технологий, и совершенно естественным путем приказал долго жить (а вовсе не в результате еврейского заговора, которому для простоты дела приписывали также создание СССР). Ровно также, как обреченные монархисты после 1917, обреченные советисты после 1991 могут лишь стенать об ушедшей эпохе, совершенно не понимая ее, и, не смотря на все клятвы верности СССР, мутируя по сравнению с советской классикой до неузнаваемости (современные советские патриоты напоминают СССР не более, чем какие-нибудь раскольники-скрытники – византийское православие времен патриарха Фотия).
(продолжение следует)