Василий
Ну, смотрите, фраза: " «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному»" - вполне понятна, хотя не все буквы видны.
Да, если увеличить то видно что написано.
И мох уже как пятна видится
Автор говорит, что далее написано: "«направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» ", но он их спрятал под мох и частично стёр. Возможно, их можно восстановить, например, снимая краску слоями, такие технологии вроде есть. Возможно и нет. А если бы Васнецов сказал, что нарисовал на камне циркуль и наугольник, например в знак принадлежности к масонской ложи, а потом испугался каторги, закрасил и написал надписи. Это был бы уже совсем другой художественный объект.
Это уже другое
Есть такое понятие "палимпсест " это пергамен стирали , а потом писали другое.
Это значит что на одном носителе были записаны разные вещи
И (важный момент !) что-то
осталось Тут важно понять: "Зависит ли художественный объект от своей истории и от того, что говорит автор?". По мне, очевидно, что да.
На самом деле я говорил о другом случае
Когда прошлые редакции ИСЧЕЗЛИ
Т.е. если бы Васнецов написал что то и так стер, что ничего бы не осталось.
Кроме того, что осталось, это
черновик, а не конечная редакция.
А важна в нашем случае конечная редакция, а не черновики или какие то тайные послания
тайное послание это другая параллельная информация.
Любая картина, фотография, видео-запись они не передаёт всей информации об исходном объекте/объектах.
У фотографии и видео есть по определению реальный объект
А у картины -не обязательно.
Естественно не передает .
Большую часть информации мозг восстанавливает "на лету", попросту говоря додумывает и даже не замечает этого, какую-то часть может восстанавливать долгим анализом, а какую-то только со слов автора, экспертов, художественного сообщества.
А спор то не об этом.
Да мозг домысливает.
Но, что делать если можно домыслить по-разному ?
И как воспринимать слова автора .
Есть же комиксы , там слова обязательная часть информации .
Если считать картину Васнецова комиксом, это одно, а если просто считать что это был "реальный объект в его сознании " это другое
Таким образом , предыдущие слои картины, не влияют на конечный слой.
Вообще если Васнецов реально записал бы слова и потом нарисовал бы мох, это наверно уже не совсем картина.
А частично уже трехмерная модель в этом месте .
Если НЕ написал, то что было в его сознании неважно, важно что получилось
А получилось что часть надписи -неизвестна
ведь есть реально мох, а в сознании Васнецова было
направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти
Но, предположим
Что там было
направу ехати — богату быти; налеву ехати — женату быти
Всё равно (об этом разговор ) был бы мох !