Да, известно, что впервые где то в 8 веке до н.э. Дамаск пал, его жители были угнаны в Урарту, царь Дамаска казнен, фруктовые сады выкорчеваны. Так прекратил свое существование Дамаск арамейский. Эта история тоже получила краткое освещение в Библии (4 Кн. Царств 16:1–9). Но это, конечно, не относится к Исайе. В дальнейшем город не разрушался, а только завоевывался, вплоть до нашествия Тамерлана, о котором Вы упомянули, но неужели Вы хотите сказать, что Исайя, проповедовавший, согласно официальным утверждениям иудейских священников, где-то в 450-х годах, рассказывал о разрушении города через не менее, чем 1400+450=1850 лет? Это же нелепо! Тем более, что Исайя заявляет здесь с предельной категоричностью, что Дамаск исключается из числа городов, что не может не наводить на мысль об окончательной судьбе этой столицы.
В то же время остается неясным, если пророчества Исайи были сфальцифицированы жречеством, то почему не исправлено несбывшееся пророчество о Дамаске? Может, действительно, речь идет о другом Дамаске? Но в то же время речь то о Сирии и ее столице? Здесь есть о чем подумать.
Наконец-то я разобрался, в вашей «загадке». Все очень просто, я даже удивляюсь, как я раньше не обратил на это внимание. Вы пользуетесь ошибочной датировкой служения Исайи. Пятым – шестым веком датируется введение книги Исайи в канон, а сам Исайя нес служение с 745 по 685 года до н.э., т.е. начал пророчествовать за 11-13 лет до уничтожения Дамаска Арамейского. Об этом событии написано в клинописном тексте Тиглатпаласара третьего, царя Ассирии (из отчета о походе на запад 734-732 г.г. до н.э.):
«Его сановников я посадил на кол живьем и выставил на обозрение его земле. Я истребил все его плодовые сады. Я осадил и захватил родной город Резона – Дамаск. 800 человек с их имуществом я увел оттуда. В шестнадцати районах Дамаска я оставил лежать развалины подобно холмам после потопа».
Упомянутый Резон не кто иной, как библейский Рецин. Обратите внимание на 7-9 главы Исайи, там упоминаются события связанные с Рецином в бытность его царем сирийским, стало быть, Исайя жил именно при нем, а не в пятом веке и пророчество в точности исполнилось!
Никто не утверждал, что Египет времени Эхнатона являлся монотеистическим – это ерунда. Эхнатон поддержал жречество Гелиопса (не помню точно), которое уже само поклонялось одному богу! А помимо этих жрецов существовала другая группа жрецов – Фив (эти политеисты).
Правильное название Гелиополь, другие названия Илиополь и Он (возможно и Ваш вариант применялся).
Обратите внимание на 41 главу книги бытие (быт. 41: 45, 50), там упоминается тесть Иосифа, являющийся жрецом этого города. Вам ни о чем не говорит это родство? Предполагается, что Иосиф, будучи вторым лицом в Египте, родственником жреца и по сути спасителем Египта, оказал значительное влияние по внедрению единобожия в Гелиополе. Иосифа также ассоциируют с Имхотепом (тоже жрец Гелиопольский), который внес много нового в египетскую медицину, госустройство, религию, построил зернохранилища! Вот Вам и прямая связь евреев и реформы Эхнатона. Причем показано заимствование ОТ евреев.