Авторские форумы, блоги, сайты > Блог Rufus

ROMA AETERNA. Рим. Первый. Он же и единственный

(1/3) > >>

Rufus:
Я люблю Рим.
Нет ни второго, ни третьего Рима.
ЕСТЬ ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ!
Он же и единственный.

Rufus:
Религия для римлян была своего рода договором с богами. Do ut des - "даю, чтобы ты дал". Я тебе петуха - ты мне удачное плавание.
Вот что пишет П. Гиро (Частная и общественная жизнь римлян. Гл. X. РЕЛИГИЯ 3. Особенности   римской   религии):
У римлян были весьма своеобразные представления об отношениях между человеком и божеством. Если кому-нибудь казалось, что один из богов разгневался на него, он смиренно просил у него мира, и можно думать, что между ними тогда заключался своего рода договор или сделка, одинаково обязательная для обеих сторон. Человек должен купить покровительство небес молитвами и жертвами; но со стороны бога было бы в высшей степени неловко, если бы он, приняв жертву благосклонно, не даровал просимой милости. ...Если обнаружится, что боги не исполнили всех условий договора, на них сердятся и с ними начинают дурно обращаться. Иногда возникает спор насчет подробностей договора, и тогда обе стороны, как ловкие сутяги, стараются поддеть друг друга. Раз договор заключен, справедливость требует, чтобы его условия соблюдались свято и ненарушимо: нужно отдать богам то, что было им обещано, это — священный долг, но не следует ничего преувеличивать. Все, что превышает установленное правилами религии, — грех, который называется «superstitio»; и истый римлянин к подобному «суеверию» отнесется с таким же ужасом, как и к нечестию. Он ведет аккуратно свои счеты с богами: он не хочет оставаться их должником, но и не желает также давать им больше, чем следует.
Римская   религия  не только не поощряет истинной набожности, но, наоборот, относится к ней даже с недоверием. Римляне — народ, созданный для того, чтобы действовать. Мечтательность, мистическое созерцание чужды им и возбуждают в них подозрения. Они прежде всего любят спокойствие, порядок, правильность; все, что волнует душу, им не нравится. Их религия тщательно избегает всего, что может вызвать возбуждение, и в противоположность другим культам старается скорее успокаивать душевные волнения, чем вызывать их.
Римские богословы... установили как правило, что не следует с первого раза верить тому, что кажется проявлением воли богов: нужно ждать, чтобы знамение повторилось несколько раз. Кроме того необходимо, чтобы оно было замечено непосредственно тем, к кому относится; таким образом, стоит только сидеть дома и уметь вовремя закрывать глаза, и боги будут лишены возможности сообщить нам свою волю. Когда Марцелл * решительно задумывал какое-нибудь предприятие, то он выходил из дому не иначе, как в закрытых носилках, чтобы не смущаться никакими предзнаменованиями. Таким знамением, которого не просили у богов, можно было пренебречь: тот, кто случайно заметил его, имеет право не обратить на него внимания.
В 325 г. до н.э. консул Луций Папирий Курсор выбрал удобный момент для сражения с врагом. Воины рвались в бой, и пулларий [полковой гадатель], который, по-видимому, поддался общему настроению, заявил полководцу, что священные цыплята дали самые лучшие знамения. Но в тот самый момент, когда битва готова была начаться, Папирию сообщают, что цыплята упорно отказывались от предлагаемой им пищи и что пулларий солгал. «Это его дело, — отвечал консул, — если он солгал, то и понесет за это наказание. Что до меня, то мне было доложено, что знамения были благоприятны, и я их считаю благоприятными». И в самом деле, пулларий был убит в самом начале схватки, а Папирий одержал победу.

Rufus:
Обсуждение вопросов, не связанных с культурой Древнего Рима, перенесено в тему "Москва - Третий Рим" в Избе-Дебатне.

Le Demon de Laplace:
Читаю сейчас изумительную книгу. Автор - Колин Маккалоу, современная австралийская писательница, наиболее известная своим романом "Поющие в терновнике". Но оказывается она еще и такой большой знаток истории Древнего Рима! А по образованию - нейропсихолог! Поразительно, какая разносторонне образованная тетечка (уже бабушка, 1937 года рождения).

Серия "Владыки Рима" из 7 книг, связанных последовательно неразрывным сюжетом. Книги - художественные, но на мой взгляд, с предельно возможной для жанра "исторический роман" достоверностью событий. Описываются события поздней республики, ее кризис и гибель. Начинается повествование со 110г до н. э. со становления политических карьер выдающегося полководца Гая Мария и его поначалу друга и соратника, а затем лютого врага - Луция Корнелия Суллы. Главной фигурой книг 3-6, естественно, становится самый известный римлянин всех времен -  Гай Юлий Цезарь. И заканчивается, судя по названию последней книги, смертью Марка Антония и Клеопатры и провозглашением Октавиана императором в 27 г до н. э.

Ничего более потрясающего на тему античной истории не попадалось, безумно интересно. Всем любителям истории настоятельно рекомендую. Есть в сети.

Rufus:
Я, к сожалению, не имею времени читать художественные книги по истории, и посоветовать тут ничего не могу. Но вот из научных - прекрасная книга Г. Ферреро "Величие и падение Рима". Читается как художественная. Много интересных наблюдений, которые будут полезны людям, работающим в сфере гос. управления, а также политикам, особенно оппозиционным. Автор жил в эпоху рождения и развития фашизма, был министром у Муссолини, а затем стал антифашистом и либералом. Умер в 1942г. Т.е. опыт у него богатейший, сквозь который он и пишет об эпохе Рима.
Вообще, история античности - очень полезная вещь для самообразования чиновника. Надо только читать ИСТОЧНИКИ. По греческой и римской истории. Обращать внимание на речи персонажей, и некоторые даже прочитывать по многу раз. Важность риторики для руководителя еще никто не отменял. Кстати, читать советские книги по истории бесполезно и даже вредно.

Один из историков-античников высказал интересную мысль, что если правда то, что история развивается по спирали, то современная цивилизация находится как раз в точке над античной цивилизацией.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии