Общество наше - слоёный пирог. Под верхним кремовым слоем сливки общества, а в самом низу - обезжиренная сыворотка. И вера имеет свой вкус. Одни церковники к сливкам тянутся, другие облизываются. А что рядовому верующему делать? В газетах иногда проскальзывают сообщения: у какого-то высокого преосвященства из личного сейфа похитили десятки миллионов личных сбережений. Вот те на! А учили, что скорее верблюд проскочит в игольное ушко, чем богатый попадёт в рай. Кто-то подсчитал, что 5% жителей страны владеют 80% народного богатства. В какой процент вписывается церковь? Возможно она днём и ночью уже сверлит игольное ушко, чтобы верблюду не было тесно.
Когда-то не случайно возникло движение, а потом и теория безрелигиозного христианства. Её автором был теолог Дитрих Бонхёффер (1906-1945). С его точки зрения, в религии Бог выступает как "заместитель" человека, компенсирующий его незнания и слабость. Если в древней религии человек человек создаёт себе Бога в потустороннем мире,, то в христианстве Бог сам в него входит и становится человеком. Сегодня, по мнению Бонхёффера, мир повзрослел, то есть человек научился во всём обходиться своими силами и больше не нуждается в Боге как в некоем опекуне. Поэтому Христос не является больше предметом религии, и эпоха его кончилась. Сутью "безрелигиозного христианства" является требование каждому человеку следовать принципам христианской этики. Образцом такого поведения для христианина и для не христианина теолог считал Иисуса, призывающим всех к ответственной и разумной жизни.
Исторически сложилось так, что вера имеет три её составляющих: религиозность (убеждённость в существовании Бога и поклонение Ему), нравственность (Заповеди не убей, не воруй, не лги и др.) и духовность (Дары Святого Духа и плоды духовные). Если церковь всячески обхаживает богатых, то бедные полагают, что им с ней не по пути, и устремляют свой взор в духовно-нравственную область веры. Это естественный процесс. Даже не имея никакого понятия о безрелигиозном христианстве, люди интуитивно ему следуют. Русское православие подошло к этому вплотную. Более 80% населения причисляют себя к нему, но лишь только 5% регулярно посещают церковь. Цифры, удивительным образом, сошлись.
Если человек чувствует ослабление внимания церкви к духовно-нравственным основам веры, то он теряет интерес и к её религиозности. Всё это просто происходит само-собой и выливается в 5 и 80 процентов. Без религиозное православие. Тенденция!