илья в с писал(а):
При том, что вы, не пытаясь разобраться, начинаете швыряться именами.
Напомню, что весь спор с Вами возник из-за того, что я привёл Юнга, как пример сторонника понятия «информационного поля», который я встречал ранее в других источниках. В качестве доказательства данного тезиса я привёл цитаты из описания «коллективного бессознательного», которые мне казались достаточно однозначными. Попробуем спокойно разобраться в сложившейся ситуации.
1. По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передаётся по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика.
На вопрос, как может передаваться «коллективное бессознательное», Вы отвечаете: «"к.б." может передаваться от поколения к поколению через разные человеческие (вербальные и невербальные) способы общения, передачи информации. Эта версия куда более научная».
На дальнейшую попытку уточнить, как это вербальная информация передаётся бессознательно, Вы ссылаетесь на Фрейда. Что ж, разберём Ваш пример.
«Это так называемые ошибочные действия 1 (Fehlleistungen) человека: оговорки (Versprechen) - когда, желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое; описки - когда то же самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным; очитки (Verlesen) - когда читают не то, что напечатано или написано; ослышки (Verh?ren) - когда человек слышит не то, что ему говорят, нарушения слуха по органическим причинам сюда, конечно, не относятся».
Но это всё примеры ошибок при передачи информации, а не самой передачи информации, тем более «6ессознательной». Может, дальше? Дальше описывается действительно бессознательная часть передачи информации вербальной, и не только.
«Существует большое количество действий, чисто автоматических и требующих минимального внимания, которые выполняются при этом абсолютно уверенно. На прогулке часто не думаешь, куда идешь, однако не сбиваешься с пути и приходишь, куда хотел. Во всяком случае, обычно бывает так. Хороший пианист не думает о том, какие клавиши ему нажимать».
Пример бесспорный, но пример чего? Да, при передаче информации (либо при движении, например) есть совокупность либо заученных до автоматизма, либо переданных генетически действий. Если мы хотим передать какое-то предложение, то сами звуки и их совокупность мы воспроизводим не задумываясь. Но само предложение мы передаём осознанно! Так что, боюсь, на пример передачи бессознательной информации (а не вспомогательных автоматических действий) приведённое Вами не тянет.
2. Под коллективным бессознательным Юнг понимал «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа».
Вы же опять предлагаете свою, удобную Вам трактовку: «"Разум древнейших предков" - это всего лишь название, которое требует пояснения, так как, само по себе, может говорить только о разумной деятельности предков и никак не заставляет нас переносить эту же самую деятельность на современных людей». Но при таком вольном пояснении можно далеко зайти! Надо хоть что-то оставлять «от автора».
3. По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передаётся по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика.
А вот Ваша трактовка: «Не идёт речи о "разуме древнейших предков", а смысл в мысленных образах сохранившихся с древних времён. Это похоже на устные сказания, передающиеся из поколения в поколения».
Опять же довольно вольная и необязательная трактовка. А на напоминание о том, что речь идёт о «бессознательном» (по Юнгу), следует не совсем понятное возмущение:
«Вам сколько раз нужно одно и тоже писать? Похожесть и одинаковость - разные вещи!!!»
Ну пусть похоже (про одинаковость я , по моему, вообще ничего не говорил), что это меняет? Ведь речь-то идёт о «бессознательном»!