Автор Тема: Некоторые аспекты теории ОЭФ К. Маркса.  (Прочитано 7572 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Любопытный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 291
  • Репутация: +3/-2
Re: Некоторые аспекты теории ОЭФ К. Маркса.
« Ответ #20 : 08 Декабрь, 2010, 12:52:07 pm »
Снег Север, Вивек правильно вынес вам предупреждение - вы переходите на личности. Если не поменяете тон, будет еще одно.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Не верю, потому что абсурдно
Правила форума

Снег Север

  • Гость
Re: Некоторые аспекты теории ОЭФ К. Маркса.
« Ответ #21 : 08 Декабрь, 2010, 17:14:09 pm »
Цитата: "Любопытный"
Снег Север, Вивек правильно вынес вам предупреждение - вы переходите на личности. Если не поменяете тон, будет еще одно.
Это надо так понимать, что
Цитировать
... Все-таки, на Ваше наглое утверждение необходимо дать ответ...
... Все остальное - Ваша глупая выдумка.
... Слушай, Паша. Кончать городить белиберду!  
– это нормальный тон, не переход на личности и замечания не заслуживает?

Что ж, всё ясно, ситуация, когда при начальствующем дураке и хаме обретается «штатный» подхалим, вполне распространенная...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
Цитата: "Vivekkk"
Вам объясняют, что отсутствие частной собственности - характерный факт для стран Ближнего Востока и Азии,

Вы свихнулись ? Или не понимаете значение слов ?  Например, "характерный" или других.

Для этих стран  (кроме социалистических вроде Вьетнама например) , взятых вами именно в целом, и в целом и снаружи как регион и изнутри как общество - характерна частная собственность. Определяюща. Так же как для европейских.

А cостояние государственности у них cовершенно различно, от диктатур и демократий до хаоса, Cомали можно тоже отнести к этом региону например... культурно, по крайней мере. :>


Цитировать
Вам же не говорят, что в СССР азиатский способ производства, для Вас просто проводят параллели, которое о многом говорят.

Для нас тут фантазируют и пытаются манипулировать псевдоаналогиями. Которые для человека не пралогичного ни о чем не говорят.  Известное дело... :>
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 635
  • Репутация: +13/-0
Цитата: "Снег Север"
К 10-11 вв. он неприменим - из-за повсеместного распространения коммутации ренты, я это доказал ссылками на исследования..
Неверно. Коммутация ренты - явление развитого, а то и позднего феодализма. Это показано в работах академика Сказкина, проф. Карпова, во "Всемирной истории", то есть показано в трудах университетских и академических ученых. Чтобы обосновать обратный тезис необходимо дать критику тезиса данных авторов, которые, кстати сказать, вырастили не одно поколение историков-медиевистов.

У Вас нет ничего, кроме шума.

Возможно, случаи коммутации ренты и бывали в ранний период феодализма, но они появлялись в определенных странах и не имели большого значения для всей экономической истории Западной Европы, тем более, для теории феодализма в целом (теория отражает типичные, главные, преобладающие черты и признаки, факты, а поэтому является некоторым упрощением действительности).

Дополняя свои аргументы по нашему спору, могу добавить цитату:

Цитировать
...Преобладание натурально-хозяйственных отношений объясняется общим низким уровнем развития производительных сил, в частности отсутствием общественного разделения труда между ремеслом и сельским хозяйством. К. Маркс, ссылаясь, в частности, и на пример имений Карла Великого, указывает что «домашний ремесленный и мануфактурный труд как побочное производство при земледелии, образующем базис, является условием того способа производства, на котором покоится это натуральное хозяйство как в древней и средневековой Европе, так — еще до настоящего времени — и в индийской общине, где ее традиционная организация еще не разрушена»...

...В феодальной вотчине каролингского периода ремесленный труд был соединен с сельским хозяйством, и она обеспечивала феодала также основными изделиями ремесла. Производством одежды, обуви и необходимого инвентаря занимались сами зависимые крестьяне или дворовые ремесленники, обслуживающие также население деревни. Все, что производилось в вотчине, шло главным образом на снабжение всем необходимым барского двора и за редким исключением потреблялось внутри вотчины.

Это, конечно, не значит, что в каролингский период вовсе не было торговли. Существовали рынки и даже ярмарки, денежное обращение. Но торговые связи не играли существенной роли в хозяйственной жизни вотчины и вообще деревни. Продавались случайно образовавшиеся излишки, в том числе иногда зерна или шерсти, а покупалось лишь то, что нельзя было произвести в вотчине: соль, вино, иногда оружие, а также предметы роскоши, привозимые иностранными купцами из заморских стран. Постоянных торговых связей между отдельными частями Каролингской империи не было. Внешняя торговля была развита слабо, удовлетворяла только потребность верхушки общества в предметах роскоши и не оказывала серьезного влияния на общий уровень экономической жизни...

По поводу коммутации ренты академик С.Д. Сказкин отмечает такие факты:

Цитировать
...Наиболее типичным и характерным для большинства стран Западной Европы — Италии, Франции, Западной Германии и отчасти Англии — был путь, при котором в XII—XV вв. развивался процесс коммутации ренты — замены отработочной и продуктовой ренты денежными платежами. Феодалы, таким образом, перелагали на крестьян все заботы по производству и сбыту сельскохозяйственных продуктов на рынке, обычно ближнем, местном. Такой путь развития постепенно приводил в ХIII-XV вв. к ликвидации домена и раздаче всей земли феодала крестьянам в держания или в аренду полуфеодального типа. С ликвидацией домена и коммутацией ренты было связано и освобождение основной массы крестьян от личной зависимости, которое завершилось в большинстве стран Западной Европы в XV в. Однако, несмотря на некоторые выгоды такого развития для крестьянства в целом, его экономическая эксплуатация при этом нередко возрастала; коммутация ренты и личное освобождение крестьян часто оплачивались значительным повышением их платежей в пользу феодалов...

Как видим, коммутация ренты как широкий процесс стал проявляться с XII века, то есть в период развитого феодализма, но никак не раннего (если учесть конец периода раннего феодализма датируют XI веком)! Да и то, как видим, коммутация ренты оборачивалась для крестьян усилением феодальной эксплуатации.

(Источник: История средних веков. Т.1. - М.: Высшая школа, - 1977. (параграф 3 глава 4 и глава 7)). У проф. Карпова в учебнике 1990 года данное положение повторяется и более подробно обосновывается. Я не буду писать о "Всемирной истории" 1957 года, моя ссылка на сайт historic.ru поможет найти материал по данной теме.

Цитата: "Antediluvian"
800 г. - это ещё VIII век.
Возможно, однако датируют: около 800 года, то есть это может быть 799, а может, и 801-й. Учитывая доработку таких документов, из подписание и обнародование, лучше всего, на мой взгляд, говорить о IX веке.

Цитата: "Любопытный"
Снег Север, Вивек правильно вынес вам предупреждение - вы переходите на личности. Если не поменяете тон, будет еще одно.
Благодарю.

С Вашего позволения:

А для Снега Севера поясняю, что в моих словах не было откровенной клеветы, глумления над личностью. В Ваших были. Я не принимал мер, то повторность их появления - дело недопустимое. И это касается не только нашего с Вами спора, Вы везде "отметились" (например, в Избе-дебатне). Учитесь вести спор, например, с Брайта. Как бы он не грубил, не демонстрировал свою презрительную иронию, он крайне редко переходит на личности (правда, переходит, но за это и имеет уже 2 "преда"). Если для Вас так важно показать свою значимость и унизить собеседника, то это можно сделать и без грубости, без унижения личности оппонента.

Думаю, вопрос закрыт. Повторное обсуждение действий администратора или модератора будет считаться флудом и повлечет предупреждение.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 635
  • Репутация: +13/-0
Цитата: "Pilum"
Вы свихнулись ? Или не понимаете значение слов ?  Например, "характерный" или других.
Прекрасно знаю. Более того, под моей рукой вся информационная мощь интернета :)
Цитата: "Pilum"
Для этих стран  (кроме социалистических вроде Вьетнама например) , взятых вами именно в целом, и в целом и снаружи как регион и изнутри как общество - характерна частная собственность. Определяюща.
Вы просто не знаете всемирной истории. Мы говорим об истории стран Ближнего Востока, Африки, Азии, и указывает на некоторые страны XIX века (да и некоторые в современное время).

И цитату слов Маркса лучше прочитайте.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Снег Север

  • Гость
Цитата: "Vivekkk"
Коммутация ренты - явление развитого, а то и позднего феодализма.
Коммутация ренты началась с 10-го века, а в 11-м стала повсеместным явлением в Западной Европе. Это доказано работами, на которые я ссылался.

Вы, как обычно, просто некомпетентны и ссылаетесь на давно устаревшие данные.

Еще большую некомпетентность вы продемонстрировали в вопросе о марксистском понимании социализма, об «азиатском способе» и пр. А ваш перл мысли про "репрессии против класса рабовладельцев" в нероновском Древнем Риме вполне можно поставить рядом с репризами Петросяна и Задорнова...

Ввиду этого, никакой серьезной дискуссии с вами вести нельзя, можно только высмеивать те чудовищные глупости, которые вы пишете.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 635
  • Репутация: +13/-0
Цитата: "Снег Север"
Коммутация ренты началась с 10-го века, а в 11-м стала повсеместным явлением в Западной Европе. Это доказано работами, на которые я ссылался.Вы, как обычно, просто некомпетентны и ссылаетесь на давно устаревшие данные.
Вы же требовали не ссылаться на работы "после 2006 года". :) Теперь считаете, что советская наука ошибалась? И какой новый массив источников по раннему средневековью был введен в научный оборот, не подскажите? Вот работа проф. Карпова (1990) года, тоже значит, устаревшая, то есть неверная. А кто дает нам верные данные? Подскажите. Дайте прямую цитату минимум на две научные работы (учебники, статьи), где доказано, что появление денежной ренты уже произошло в 900-е года (то есть в X веке)? Где, кем? Ссылки.

Докажите, то я соглашусь, что академик Сказкин вкупе с проф. Карповым ошиблись в свое время (или упорствуют в заблуждениях). Пока из логики развития феодализма, фактов истории известно, что в ранний период феодализма господствовало натуральное хозяйство, что обуславливало неразвитость денежно-товарных отношений, а также очень важному политическому явлению  - феодальной раздробленности. (каждый феод был экономически самодостаточен: в домене жили и работали ремесленники, в деревне крестьяне). Если бы коммутация ренты была известна уже в 900-е года, то феодальной раздробленности не существовало бы. Да и источники не подтверждают Ваши слова или слова Ваших "экспертов". Так, те же акты Каролингов явно свидетельствуют о "замкнутости" хозяйства, неразвитости товарно-денежных отношений. Какая, к черту, денежная рента? Отработочная и продуктовая - максимум. На том уровне производительных сил они были самые логичные и актуальные формы феодальной эксплуатации. Зачем деньги феодалу или крестьянину того времени? Да и чьи деньги, из чего? Доказывайте свои слова.

И да, я как администратор форума (а не как Ваш собеседник) еще раз обращаю Ваше внимание на недопустимость таких эмоционально-хамских выражений:
Цитировать
...высмеивать те чудовищные глупости...Еще большую некомпетентность...
и пр. Выдвигайте тезисы, аргументы только по существу предмета спора. Зачем Вы касаетесь личности высказывающегося? Что это за, извините, мания? Это некрасиво, это запрещено в любом нормальном споре (аргумент к личности или "палочный" аргумент). Вы понимаете, что для нормальных людей Вы выставляете себя в нехорошем свете? Прошу Вас прекратить нападки на оппонентов, прекратить их терроризировать. Это запрещено Правилами форума, нормами морали, правилами научной дискуссии.[/color]
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Снег Север

  • Гость
Цитата: "Vivekkk"
Дайте прямую цитату минимум на две научные работы (учебники, статьи), где доказано, что появление денежной ренты уже произошло в 900-е года (то есть в X веке)?
Я уже давал кучу ссылок -поднимите тему и читайте.
И, собственно, еще в начале 20-го века М.Блок раскритиковал концепцию "натурального" хозяйства в западноевропейском феодализме.

Но под "чудовищными глупостями" я подразумевал, прежде всего, перлы типа "Нерон вел репрессии против класса рабовладельцев" и им подобные. Можете сколько угодно применять свой "административный ресурс", вы меня не заставите называть глупость мудростью.

Повторяю, что никакой научной дискуссии с г-ном, высказывающим подобное, быть не может, как не может быть научной дискуссии со сторонником плоской Земли и твердого небесного свода.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 635
  • Репутация: +13/-0
Цитата: "Снег Север"
И, собственно, еще в начале 20-го века М.Блок раскритиковал концепцию "натурального" хозяйства в западноевропейском феодализме.
Марк Блок - это, конечно, выдающийся историк, основатель школы  "Анналов", но его работы вряд ли можно назвать актуальными для истории раннего феодализма. Более того, я давал критику тезисов Блока, который находит в раннем средневековье элементы капитализма.

Барг М. А. Концепция феодализма в современной буржуазной историографии.//Вопр. истории, 1965. № 1. С. 85—88

Взгляды Блока были известны и Сказкину, и Карпову, и многим другим ученым. И они дали их критику в специальных работах (в том числе и по истории науки, по историографии).

Что касается Капитулярия "О поместьях". Еще раз. Давайте обратимся к самому тексту документа.
Здесь.

Как характеризуется хозяйство? Разве мы видим денежную ренту (то есть результат коммутации)? Нет.

Цитировать
...3. Чтобы не смели управляющие (judices) ставить людей наших на свою службу, требуя от них барщины, рубки [лесного] материала и других работ в свою пользу; пусть также не принимают от них каких-либо даров - ни коня, ни быка, ни коровы, ни свиньи, ни барана, ни поросенка, ни ягненка, [437] ни чего-либо другого, за исключением тыкв, продуктов садоводства, яблок, кур и яиц...

Цитировать
...6. Желаем, чтобы управляющие наши десятину со всего урожая полностью давали церквам, кои находятся в наших фисках; а другим церквам нашей десятины не давать, разве только где установлена исстари. И не иные клирики пусть стоят во главе этих церквей, а только наши - из людей наших или из нашей капеллы...

Цитировать
...В каждом поместье нашем управляющие пусть содержат как можно больше хлевов для коров, свиней, овец, коз и козлов, и никак без этого нельзя обходиться. Кроме того, пусть держат рабочий скот (vaccas), розданный для справления их службы рабам, дабы из-за [этой] службы запряжки и подводы на господские надобности никак не умалялись. И пусть имеют, когда справляют службу по корму собак, быков хромых, но не больных, коров или лошадей не чесоточных, и другой скот не больной. И, как мы сказали, из-за этого запряжки и подводы не должны умаляться...

Мы видим факты, доказывающие наличие отработочной и продуктовой ренты. Это, напомню, начало IX века. Но нет нигде даже намека на товарно-денежное обращение между районами королевства, присутствия денежной ренты. Такое положение вещей существует где-то до XI века. И это опять же доказывается источниками. О чем Вы тут пишете Снег Север? Вы не учили историю.

Цитата: "Снег Север"
Но под "чудовищными глупостями" я подразумевал, прежде всего, перлы типа "Нерон вел репрессии против класса рабовладельцев" и им подобные.
А Вы уверены в своей правоте? А Вы читали работу Гая Светония, Тацита? Разве не Нерон грабил храмы, грабил богатейших патрициев, заставляя их писать на него наследственное, а затем приказывая умереть (т.н. закон о завещаниях)? Разве не Нерон вел террористическую политику по отношению к господствующему классу ("каждый  раз,  подписывая смертный приговор, он повторял:"Будем действовать так, чтобы ни у кого ничего не осталось")? Разве не этот же господствующий класс убил Нерона? Разве не писал Тацит: "Праздники, бывшие прежде выражениями радости, стали теперь назначаться по поводу государственных бедствий"?
Здесь

Несмотря на свое хамское бахвальство, Вы, Снег Север, ошибаетесь в своих словах. Можете, дальше писать все что угодно (думаю, модератор уже обратил на Вас внимание), исторические факты от этого не изменятся. А общий вывод по нашему спору таков: старое классовое понимание государство, господствующее в СССР, неверно, а лучше сказать, неточно, упрощено.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 635
  • Репутация: +13/-0
Re: Некоторые аспекты теории ОЭФ К. Маркса.
« Ответ #29 : 10 Декабрь, 2010, 04:59:38 am »
Продолжу публикацию, на мой взгляд, интересной книги (касающееся нашей темы):

Цитировать
...Итак, общинная собственность, сама по себе являясь зародышевой формой социалистической общественной собственности, т.е. основой социализма, не могла создать из самой себя эту форму. При этом было два пути ее развития. Либо общинная форма собственности должна выла существовать до социалистической революции на Западе, чтобы последний мог помочь поднять ее до уровня социалистической, либо эта общинная собственность должна была перейти в другую форму, а именно перейти во владение отдельных людей, т.е. превратиться в парцельную собственность. И тогда Россия должна была пройти длительный путь капиталистического развития.

Впрочем, Энгельс и в конце XIX века считал, что "Россия ни на основе общины, ни на основе капитализма не может достичь социалистического переустройства общества.".(12) России еще длительное время пребывала во власти докапиталистических, азиатских экономических и политических форм.

Нельзя не остановиться на оценке азиатского способа производства, данной В.И. Лениным в "Докладе об Объединительном съезде РСДРП". Он
непосредственно не говорит об азиатском способе производства, а просто повторяет доводы делегата, назвавшего себя на этом съезде Демьяном и выступившего против аргументов Г.В. Плеханова, который ратовал за "муниципализацию" земли и выступал против ее национализации. Плеханов в муниципализации видел гарантию от реставрации азиатского способа производства в России:

 "Аграрная история России, - говорил - Плеханов, - более похожа на историю Индии, Египта, Китая и других восточных деспотий, чем на историю Западной Европы. В этом нет ничего удивительного, потому что экономическое развитие каждого народа совершается в своеобразной исторической обстановке. У нас дело сложилось так, что земля вместе с земледельцами была закрепощена государством, и на основании этого закрепощения развился русский деспотизм. Чтобы разбить деспотизм, необходимо устранить его экономическую основу, поэтому я - против национализации... Иное дело муниципализация. В случае реставрации, она не отдает земли в руки политических представителей старого порядка; наоборот, в органах общественного самоуправления, владеющих землею, она создает оплот против реакции".(13)

В заключительной речи по аграрному вопросу Т.В. Плеханов вновь подчеркнул, что "необходимо разрушить эту экономическую основу, благодаря которой наш народ все больше и больше сближается с азиатским народом; нужно вырвать ту экономическую основу, которую еще Энгельс назвал самой серьезной основой деспотизма". (14)

Теперь посмотрим, что же говорил Демьян, аргументы которого Ленин назвал неопровержимыми и повторил на Съезде. Он сказал, что "не вышло у Плеханова ровно ничего из той реставрации, которой он вздумал нас пугать. Из посылки его аргументации вытекает реставрация Московской
Руси, т.е. реставрация азиатского способа производства, т.е. чистейшая бессмыслица в эпоху капитализма"(15).

Далее Ленин приводит ответ Плеханова: "Он ответил необыкновенно ловко. Ленин - эсер, - воскликнул он, - а товарищ Демьян кормит меня
какой-то Демьяновой ухой... Я позволю себе думать, что "Демьянова уха" станет "историческим выражением" не по отношению к тов. Демьяну, ...а по отношению к тов. Плеханову."(16).

Здесь же Ленин называет возможность экономической реставрации московской Руси "юмористической". В этом докладе, давая оценку выступлению Плеханова, Ленин вновь касается проблем азиатского способа производства.

 "В самом деле, - говорил В.И. Ленин, - взгляните сначала на эту "национализацию в московской, допетровской Руси". Не будем уже говорить о том, что исторические воззрения Плеханова состоят в утрировке либерально-народнического взгляда на московскую Русь. Говорить о национализации земли в допетровской России серьезно не доводится - сошлемся на Ключевского, Ефименко и др. Но оставим эти исторические изыскания. Допустим на минуту, что в московской, допетровской Руси в ХУШ веке существовала действительно национализация земли. Что отсюда следует? По логике Плеханова отсюда следует, что ввести национализацию, значит облегчить реставрацию московской Руси, но такая логика есть именно софизм, а не логика, или игра в слова, без анализа экономической основы явлений или экономического содержания понятий. Поскольку в московской Руси была (или: если в московской Руси была) национализация земли, постольку экономической основой ее был азиатский способ производства.

Между тем, в России во второй половине XIX века упрочился, а в XX веке стал уже безусловно преобладающим капиталистический способ производства. Что остается от доводов Плеханова? Национализацию, основанную на азиатском способе производства, он смешал с национализацией, основанной на капиталистическом способе производства. Из-за тождества слов он просмотрел коренное различие экономических, именно производственных отношений."(17)

Какой вывод можно сделать из приведенных суждений Ленина? Он правильно подметил суть азиатского способа производства, но он не
считал, что в допетровской России земля была национализирована. Он лишь допускал это. Значит он отрицал его существование в допетровской России, отсюда экономический строй в России в допетровский период он не считал азиатским способом производства. Но допущения Ленина с учетом того, что ему надо было критиковать аргументацию Плеханова против национализации земли, за которую он сам выступал, наводит на мысль, что Ленин все-же сомневался в этом. По крайней мере в его позиции не чувствуется четкости и твердости. Тем больше, что он сам признал, что на съезде лишь повторил аргументацию другого делегата. Аргументы Ленина о невозможности реставрации азиатского способа производства после социалистической революции в России были не очень убедительными потому, что капитализм XIX века и начала XX века в России еще не настолько окреп, с вытекающими отсюда зрелыми общественными отношениями, чтобы такая возможность полностью исключалась. В связи с этим несколько легковесна - и его оценка позиции Плеханова, которую он считал случайной, основанной на смешении двух совершенно разных экономических явлений, на основе тождества слов. Между тем Г. Плеханов посвятил анализу этих отношений специальную работу "К аграрному вопросу в России".(18)

Нельзя не видеть определенную прямолинейность и у Плеханова, который проводил исторические аналогии, отвлекаясь от уровня развития
производительных сил и сложившихся общественных отношений, которые безусловно могли оказать влияние на создавшиеся новые производственные отношения в результате социалистической революции. Хотя основы нового общественно-экономического строя могли быть сходны с прежними. Возникшие общественные отношения также могли иметь сходство. Трудно определить, кто здесь больше не прав:Плеханов, который отвлекся от реальных социально-экономических условий или Ленин, отвергший резонные опасения Плеханова, (причем сам не дал гарантий от такой реставрации) имеющие под собой определенную экономическую и политическую почву, и с которыми нельзя было ни считаться.

Теперь, с высоты нашего времени, когда мы хорошо знаем, что вышло из этой национализации земли, можно констатировать, что "Демьянова уха" стала историческим выражением не по отношению к Плеханову, а по отношению к Ленину. Следует отметить и другое. В.И. Ленин, разбирая позицию Р. Люксембург относительно национального вопроса и автономии, фактически соглашается с ней в том, что в России в начале века (точнее речь идет об анализе общественных отношений в России первого десятилетия нашего столетия) его атрибутами.

Покоившийся на насилии и деспотизме азиатский способ производства стал разрушаться под ударами капитализма. Отношения капитализма, как
более прогрессивные, все настойчивее проникали в разные сферы экономики - более успешно в промышленность, медленнее в сельское хозяйство, возрастала эксплуатация наемного труда, происходили дальнейшая дифференциация и поляризация общества. Развивалось товарное
производство. Целью производства все в большей мере становилось не производство потребительной стоимости, а стоимости и прибавочной
стоимости. Внеэкономическое принуждение вытеснялось экономическим принуждением. Человек приобретал определенные политические и юридические свободы. Начался этап развития капиталистических производительных сил, однако капитализм в России еще не вполне окреп, он не стал господствующей и преобладающей формой общественных отношений, ещё были сильно развиты отношения азиатско-деспотические...
Здесь
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.