Он был построен в России. Социализм, разумеется, а не коммунизм.
Вы просто в это верите. Думаете, отсутствие частной собственности и монополия государственной собственности - это социализм? А Вам не кажется, что это, в первую очередь, противоречит постулатам К. Маркса (как создателя теории ОЭФ) и очень похоже на устройство стран Ближнего Востока и Азии? Что, получается, в странах Ближнего Востока и Азии уже давно существует социализм? :shock: А не кажется ли Вам, что Вы называете явление не тем термином?
Давайте вернемся к Марксу.
Первое. Уже было доказано, что социализм для Маркса - это первая фаза коммунизма (доказано прямыми ссылками на работы Маркса, в частности на "Критику Готской программы"). Сразу оговорюсь: я пишу о
понимании Маркса сущности социализма. Социализм представляет собой переходный период от капитализма к коммунизму, и выражается в диктатуре общественного класса рабочих над всеми другими классами общества. Естественно, социализм несовместим ни с правом, ни с законом, ни с порядком. Это революционная фаза коммунизма. Вот что такое социализм, с точки зрения Маркса и Энгельса.
Обсуждать же новомодные "разработки" сущности социализма я не буду. Их сколько угодно раз можно называть "развитием" идей Маркса, но по сути они являются логическим отрицанием данных идей.
Второе. Азиатский способ производства. Еще одна проблема теории Маркса. Известно, что впервые характеристика азиатского способа производства дается в переписке Маркса и Энгельса в 1853 и в статье Маркса «Британское владычество в Индии». В дальнейшем сущность этого способа производства раскрывается в «Экономических рукописях 1857 — 1859 годов», в особенности в разделе «Формы, предшествующие капиталистическому производству». Эти исследования позволили Марксу выдвинуть в предисловии к работе «К критике политической экономии» (1859) положение о том, что «...азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». Отдельные черты и стороны азиатского способа производства рассматриваются Марксом в «Капитале» при анализе конкретных экономических категорий, а также Энгельсом в «Анти-Дюринге».
Дальнейшее развитие данной теории происходило очень бурно в 60-х, в СССР и других странах Европы (Васильев Л. С., Стучевский И.А., «Вопросы истории», 1966, .№ 5, Данилова Л.В., «Вопросы философии», 1963, № 12, Дьяконов И.М., «Народы Азии и Африки», 1966, № 1, Меликишвили Г.А., «Вопросы истории», 1966, № 11; Никифоров В.Н., «Вопросы истории», 1968, № 2, Тер-Акопян Н. Б., «Народы Азии и Африки», 1965, № 2, Chesneaux J., «La Pensee», P., 1964, № 114, 1965, № 122, 1966, № 129, 1968, № 138; Godélier М., «La Pensée», 1969, № 143 и др.).
Спор в СССР оказался незавершенным из-за реакции ЦК КПСС. Однако партией была поддержана точка зрения Никифорова В.Н. о второстепенности азиатского способа производства (как вида рабовладельческой или феодальной формации), а то и его отсутствии как самостоятельной формации.
Мы продолжать спор не будем, но отметим, что многие черты "азиатского" способа (а именно вида рабовладельческой или феодальной формации на территории стран Ближнего Востока и Азии) имеют свои особенности и уникальность. Что было освещено в специальной литературе.
И что, главное, эти черты нашлись при анализе социально-экономического строя СССР.Как Вы это оцените? С одной стороны, понимание Маркса социализма полностью противоречит сущности "социализма" в СССР (а тем более идее "развитого социализма"), а с другой, вал научной литературы констатировал общие признаки, черты "азиатского" способа производства Ближнего Востока, Азии и СССР. Это уже очевидные факты. Что будем делать, - закрывать глаза? И повторять одни и те же догмы? Это, правда, похоже на поведение верующих христиан
А кто сказал, что в Европе и США социализм не может быть построен?
Научная общественность США, Европы понимание социализм так как его понимал К. Маркс. А поэтому больше говорят о коммунизме (при этом понимают, что без социализма к коммунизму не перейти). Политическая общественность Запада под социализмом и вовсе понимает деятельность государства, направленную на поддержку социальных и экономических прав граждан. Буквально: деньги выделяйте не на модернизацию армии, а на пенсии и стипендии (часто эта политика действует).
Таким образом, вопрос сам по себе двусмыслен: какой социализм? В смысле тоталитарный антидемократический строй СССР, попахивающий азиатчиной? Или как фаза коммунизма? В первом случае, вряд ли. Гражданское общество на Западе - это реальная сила, противопоставляющая себя государству. Нам еще учиться и учиться у Запада. Второй случай - возможно, почему нет? Однако я не футуролог и будущее не предсказываю. Исходя из исторических данных, ясно, что любая экономическая система, формация изменчива, а поэтому и капитализм в нынешнем виде обязательно изменится, превратиться в другую формацию, другой тип экономики. Это общественный закон. Когда это произойдет, в силу каких научных открытий, технологических прорывов, появлений новых орудий труда и средств производства (а все это компоненты производительных сил общества) я не знаю.
Интересная ссылка:
Прохоренко И.Д., Курегян С.В. Азиатский способ производства и азиатский социализм. Мн.; "Publishing House" , 1993. - 80 с.