На мой взгляд, сначала в космосе образуется немногочисленные цивилизации, типа нашей.
Т.е. говоря другими словами - техногенной? Техногенность нашей цивилизации априори заложена в определении Энгельса - "Обезьяна стала человеком, когда взяла в руки палку". Думаю, что если это будет цивилизация, развившаяся из приматов, то у нее много шансов стать имено техногенной. Ибо, как справедливо отмечали отдельные исследователи, обезьяна была вынуждена постоянно защищаться от агрессивного мира, она была лишена прочного панциря, защищающего тело, мощной мускулатуры, когтей или зубов, могущих служить для защиты. Так же наш предок не вышел размерами. Есть, конечно, существа и меньше, но есть и хищники крупнее. Основными защитными факторами обезьяны был крик, подвижность и изобретательность. Кроме индивидуальных черт, разумеется, главным защитным фактором для обезьян явилась стая. Дальнейшее развитие оружия в человеческой цивилизации идет по двум направлениям, чисто обезьяним - ударить палкой, и швырнуть палку, желательно из недосягаемого для врага места. Весь арсенал оружия можно разделить на режуще-колющее, дробящее и метательное и дальнейший генезис этого оружия в огнестрельное (то же метательное, к метательному же можно отнести и тактические, баллистические ракеты), дробящего действия (фугасы, взрывчатка, бомбы) и комбинированное (осколочные фугасы, различные мины, самострелы - ловушки). Возможное появление в будущем лучевого и т.п. будет дальнейшим развитием идеи метнуть посильнее, побыстрее и дальше. Современные разработки акустического оружия развивают забытый предками крик. Мирные технологии так же идут из палки, как орудия труда - рычаг, лопата, топор, экскаватор, кран и т.п. Совершенствование стаи, как защитного механизма, привело к усложнению социальных моделей до размеров государства и вынужденного взаимодействия государств между собой. Однако, думаю, что цивилизаций, произошедших от приматов не так много, если мы вообще не уникальны во вселенной. Слишком много факторов должны совпасть, что бы породить подобную цивилизацию. Так же настораживает тот факт, что пока на земле ни одна обезьянья стая не эволюционировала в хотя бы примитивное туземное племя. Возможно, что эволюционый путь развития, о котором говорил Дарвин, хоть и имеет место быть в плане естественного отбора, не способен таки приводить к спонтанным изменениям вида. Для этого необходимо нечто иное.
Говоря о других цивилизациях, мы должны понимать, что цивилизованность тех или иных существ мы будем понимать исходя из своего антропоцентрического замысла, т.е. суммы социальных, моральных и бытовых аспектов деятельности именно человека, определяя деятельность цивилизации Х по известным нам признакам. Пользуясь этими определениями, мы не сможем оценить цивилизованность, например, плазмоидов или каких ни будь вакуумоидов, построенных на совершенно иной базовой структуре, и имеющих абсолютно иные эффекторы (органы воздействия на окружающее) нежели наши. Воздействие на окружающее полями, газообразными или жидкими моелекулярными структурами, вроде феромонов насекомых, иная мотивация данного воздействия, иные рецепторы (органы восприятия) приведут данных представителей иных цивилизаций к иным коммуникативным методам, иной модели окружающей среды, и как следствие, иным социальным, культурным и бытовым образованиям. Физические факторы - гравитация, состав атмосферы, геотектоника так же будут играть свою роль. И если подобные цивилизации на каком то этапе своего развития не выработают некий универсальный интерфейс для коммуникаций, то общение, как и совместное развитие подобных цивилизаций будет крайне затруднено.
Однако я думаю, что по достижении определенного этапа развития, осознания полиморфности разума, цивилизации вынуждены будут обратить внимание на разработку такого универсального интерфейса, и как раз наличие такого интерфейса и будет означать вхождение цивилизации в этап "Великого Кольца" Ефремова. Нам, к сожалению, до этого еще далеко. Человек зачастую не может понять другого человека и поэтому норовит его убить. О каком разуме здесь, вообще, может идти речь? Представьте себе например, воинствующих мусульман или христиан в космосе, путешествующих с одной планеты на другую.
Что же касается космических полетов - то это гиблое дело.
При существующей технологии "метательных орудий" абсолютно бесперспективное занятие. Мы можем разогнать некий аппарат с помощью, скажем, ионных двигателей, до достаточно больших скоростей, но не можем гарантировать целостность экипажа и самого корабля на таких скоростях. Разведка ресурсов на ближайших планетах так же довольно дорогостоящее занятие, а добыча этих ресурсов сделает цену на них действительно космической. Если удастся создать орбитальные доки, транспортные магистрали и эффективный космический транспорт, то это может иметь смысл, но для этого необходимы коллосальные человеческие и материальные ресурсы, которых на текущий момент нет ни у одной из самых развитых стран. Разработка новых технологий перемещения массы ограничена нашим скверным знанием базовых основ мироздания. Пока мы научились с грехом применять то, что лежало на поверхности, при любой попытке копнтуь вглубь мы натыкаемся на недостатки нашей системы познания.
Создание кораблей поколений не имеет смысла ни экономического, ни научного - толку, что мы пошлем куда то ораву людей без гарантии, что она хоть куда то вообще доберется, а не будет уничтожена внутренними конфликтами или внешней средой. Даже, если они добравшись до удобоваримой планеты спустя десяток поколений, организуют там колонию (что опять таки маловероятно - неизвестнго в каком состоянии долетят как сами колонисты, так и их оборудование), они будут отрезаны от метрополии, по сути своей, брошены на произвол судьбы.
Фримен Дайсон в свое время предлагал искать развитые цивилизации по наличию т.н. сферы Дайсона - некой гипотетической сферы вокруг звезды, которая не дает энергии просачиваться наружу, а вся доступна деятельности цивилизации. Спорный момент, однако SETI до сих пор ищет сферы Дайсона в космосе. В принципе - разновидностью сферы Дайсона может служить черная дыра, где за счет гравитационных сил свет не покидает сферу Шварцшильда. Если кто либо научился таким образом создавать космические батарейки - то это действительно суперцивилизация. Мы не знаем, насколько она овладела контролем над законами, нет ничего невероятного, что бы при соответсвующем контроле над гравитацией, существовать в ядре черной дыры.
Благо все пространственно временные рамки там будут абсолютно другими, и то в том, что нам кажется метром, может уместиться целый континент.
В заключение, хотелось бы привести цитату, которую я вычитал уж не помню где - с точки зрения бактерий, больной человек лишь благоприятная среда обитания.