Форум атеистического сайта

Научный атеизм => Философия и религия => Тема начата: блаватская от 10 Июнь, 2006, 13:19:56 pm

Название: "Роза мира" Андреев
Отправлено: блаватская от 10 Июнь, 2006, 13:19:56 pm
книжка много объясняет.
Название:
Отправлено: Коля от 10 Июнь, 2006, 16:50:51 pm
Нехорошо изгаляться над больными и убогими. Заявляю авторитетно, как психиатр-самоучка: эта книга — классический пример вторичного бреда.
Название:
Отправлено: Atmel от 10 Июнь, 2006, 18:36:29 pm
Каков же тогда бред "первичный"?

Эй, местные модеры.  Елена Петровна заблудилась кабинетом. Ей надо было ко мне.
Название:
Отправлено: блаватская от 10 Июнь, 2006, 19:30:37 pm
Цитата: "Коля"
Нехорошо изгаляться над больными и убогими. Заявляю авторитетно, как психиатр-самоучка: эта книга — классический пример вторичного бреда.


я тоже психолог-самоучка.
как там в "Розе мира", помните-Достоевский создал своих героев своей мыслью.
НО.
пока герои своей кармы не искупят и Достоевский не поднимется на ступень выше.
Название:
Отправлено: Коля от 10 Июнь, 2006, 20:41:38 pm
Цитата: "Atmel"
Каков же тогда бред первичный?
Бред вообще — это ситема представлений, построенная на ложной предпосылке, не поддающаяся коррекции убеждением. Может быть и непротиворечивой. Первичный бред — это как бред ревности при хроническом алкоголизме: жене нужно — у меня больше не сто́ит — жена мне изменяет. А уж под это дело всё, что бы жена ни сделала, только подтверждает эту убеждённость: вот сегодня она одевалась и красилась на 43 секунды дольше, чем вчера (по секундомеру засекал!). А вторичный бред возникает на почве чего-то первичного — видений, голосов и проч. У Даниила Андреева видения были, голоса — тоже, а на их основе построена вся "Роза мира". Причём довольно непротиворечиво и даже складненько.
Название:
Отправлено: блаватская от 11 Июнь, 2006, 05:29:53 am
Цитата: "Atmel"
Каков же тогда бред "первичный"?

Эй, местные модеры.  Елена Петровна заблудилась кабинетом. Ей надо было ко мне.

зачем Вы призываете модераторов?
мне нравится обращение по имени отчеству.
но я-не Елена Петровна.
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 11 Июнь, 2006, 09:48:31 am
Цитировать
я тоже психолог-самоучка.
Сами себя исследовали?
Название:
Отправлено: блаватская от 11 Июнь, 2006, 19:55:19 pm
Цитата: "notfirstnotlast"
Цитировать
я тоже психолог-самоучка.
Сами себя исследовали?

вся наша жизнь-исследование самих себя.
Название:
Отправлено: notfirstnotlast от 13 Июнь, 2006, 05:50:30 am
Ответ не по существу вопроса.
Название:
Отправлено: burbaky от 18 Июль, 2006, 14:52:08 pm
:lol: Блаватская писал(а):

вся наша жизнь-исследование самих себя.

И ведь правильно, как бы это кому не нравилось!
Название:
Отправлено: блаватская от 20 Июль, 2006, 12:34:30 pm
Цитата: "Коля"
Нехорошо изгаляться над больными и убогими. Заявляю авторитетно, как психиатр-самоучка: эта книга — классический пример вторичного бреда.


интересный бред.
в нем мало противоречий.
единственное, что мне не понравилось-дьявол-в роли козла отпущения.
а так-и патриотизм и религия-все описано.
Название:
Отправлено: блаватская от 23 Сентябрь, 2006, 07:23:21 am
Цитата: "burbaky"
:lol: Блаватская писал(а):

вся наша жизнь-исследование самих себя.

И ведь правильно, как бы это кому не нравилось!


Даниил Андреев

Роза Мира

Книга 1

Глава 3

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИЯМ

Как часто употребляем мы слово "истина" и как редко пытаемся определить это понятие.

Не смутимся же, однако, тем, что повторяем, в сущности, вопрос Пилата, и попытаемся в меру наших сил разобраться в этом понятии.

Истинными называем мы ту теорию или то учение, которые, на наш взгляд, выражают неискаженною представление о каком-либо объекте познания. В точном смысле слова истина есть неискаженное отражение какого-либо объекта познания в нашем уме. И сколько существует на свете объектов познания, столько же может существовать истин.

Но объекты познания познаваемы от нас, а не из себя. Следовательно, истина о любом объекте познания, познанном от нас, должна быть признана истиной относительной. Истина же абсолютная есть отражение такого объекта познания, который каким-либо субъектом познан "в себе". Такое познание принципиально возможно лишь тогда, когда противостояние объекта и субъекта снято; когда субъект познания отождествляется с объектом.

Абсолютная истина универсальная есть неискаженное отражение в чьем-то сознании Большой Вселенной, познанной "в себе". Абсолютные истины частные суть неискаженные отражения какой-либо части Вселенной - части, познанной "в себе".

Естественно, что Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания, субъекта всеведущего, способного отождествиться с объектом, способного познавать вещи не только "от себя", но и "в себе". Такого субъекта познания именуют Абсолютом, Богом, Солнцем Мира.

Бог "в Себе", как Объект познания, познаваем только Собою. Его Абсолютная истина, как и Абсолютная истина Вселенной, доступна только Ему.

Ясно, что любая частная истина, сколь бы мал ни был объект познания, для нас доступна только в ее относительном варианте. Такой агностицизм, однако, не должен быть понят как безусловный: при конечном совпадении любого частного субъекта познания, любой монады с Субъектом Абсолютным, для нее становится возможно познание не только "от себя", но и "в себе". Таким образом, правомерен не безусловный, а только стадиальный агностицизм.

У частных истин быть может несколько или много вариантов - личных, индивидуальных разновидностей одной частной относительной истины. При этом объекты познания малых (сравнительно с субъектом) масштабов отразятся в сознании ряда родственных субъектов почти или полностью идентично: именно родственность многих субъектов между собой обусловливает то, что родственны и их личные варианты той или иной истины. Если бы это было не так, люди были бы лишены возможности понять друг друга в чем бы то ни было. Но чем больше объект познания сравнительно с субъектом, тем больше вызываемых им вариантов. Относительная истина Вселенной и относительна, истина Божества порождают столько же личных вариантов, сколько имеется воспринимающих субъектов.

Ясно, стало быть, что все наши "истины" суть, строго говоря, лишь приближения к истинам. И чем мельче объект познания, тем лучше он может быть охвачен нашим познанием, тем уже разрыв между его абсолютной истиной и нашей относительной истиной о нем. Впрочем, в соотношении масштабов субъекта и объекта имеется граница, ниже которой разрыв между абсолютной и относительной истиной вновь начинает возрастать: например, разрыв между абсолютной истиной какой-нибудь элементарной частицы и нашей относительной истиной о ней чрезвычайно велик. Между же Абсолютной истиной Вселенной, Абсолютной истиной Божества - и нашими относительными истинами о них разрыв велик необъятно.

Я высказываю мысли, которые после Канта должны, казалось бы, быть общеизвестными и общепринятыми. Однако, если бы они были усвоены каждым религиозно чувствующим и религиозно мыслящим человеком, ничьи претензии на личное или коллективное познание Абсолютной истины, ничьи претензии на абсолютную истинность какой-либо теории или учения не могли бы иметь места.

Как показано выше, Абсолютная истина есть достояние только Всеведущего Субъекта. Если бы такой истиной обладал какой-нибудь человеческий субъект, например коллективное сознание конкретно-исторической церкви, это обнаруживалось бы объективно в безусловном всеведении этого коллективного сознания. И тот факт, что таким всеведением не обладают ни один человеческий коллектив и ни одна личность, лишний раз показывает беспочвенность претензий какого бы то ни было учения на абсолютную истинность. Если бы представители Розы Мира вздумали когда-нибудь претендовать на абсолютную истинность ее учения, это было бы так же беспочвенно и нелепо.

Но столь же беспочвенно и нелепо утверждение, будто бы все учения или какое-либо одно учение ложно. Совершенно ложных учений нет и не может быть. Если бы появилось мнение, лишенное даже крупицы истинности, оно не могло бы стать учением, то есть переданной кому-то суммой представлений. Оно осталось бы собственностью того, кто произвел его на свет, что и случается, например, с философическими или псевдонаучными построениями некоторых душевнобольных. Ложными, в строгом смысле слова, могут быть только отдельные частные утверждения, которым способен придавать иллюзию истинности заемный свет от частноистинных тезисов, соседствующих с ним в общей системе. Однако имеется известное соотношение количества и весомости частноистинных и ложных тезисов, при котором сумма ложных начинает обесценивать крупицы истины, в данном учения заключенные. Далее следуют учения, в которых ложные утверждения не только обесценивают элемент истинного. но переводят всю систему в категорию отрицательных духовных величин. Подобные учения принято именовать учениями "левой руки". Будущее учение Противобога которым, по-видимому, ознаменуется предпоследний этап всемирной истории, построится таким образом, что при минимальном весе частноистинного элемента свет от него будет придавать вид истинности максимуму ЛОЖНЫХ утверждений. Этим и обусловится то обстоятельство, что это учение будет запутывать человеческое сознание в тенетах лжи прочнее и безвыходнее, чем какое бы то ни было другое.

Религии, к разряду учений "левой руки" не относящиеся, разнствуют между собой не в силу истинности одной из них и ложности остальных, а по двум совершенно другим координатам. А именно:

во-первых - в силу различных ступеней своего восхождения к абсолютной истине, то есть сообразно убыванию в них субъективного, эпохального элемента. Это стадиальное различие можно условно назвать различием по вертикали,

во-вторых - они разнствуют между собой в силу того, что они говорят о разном, отражают различные ряды объектов познания. Этот род различий - различий сегментарных - можно условно назвать различиями по горизонтали.

Оба вида различий не следует ни на минуту упускать из виду при рассмотрении вопроса об отношении Розы Мира к другим религиям.

В развитии науки мы наблюдаем непрерывный процесс накопления относительных частных истин и их совершенствование, уточнение. На очередной стадии отвергаются обычно не ряды накопленных ранее фактов, а лишь их устаревшее толкование. Случаи, когда старый ряд фактов ставился под сомнение и отвергался, как это произошло, например, с алхимией, - сравнительно редки. Но в истории религий господствуют, к сожалению, иные обычаи. Вместо преемственно сменяющих друг друга осмыслений не подвергающихся сомнению духовных фактов, мы видим чаще всего, как на очередной стадии религиозного развития отвергаются значительные ряды ранее постигнутых относительных, частных истин, а свой, новый ряд их, со включением некоторого числа старых, выдается за абсолютное. Это наблюдение особенно справедливо по отношению к смене так называемых языческих религий системами монотеизма.

Ясно, что сохранение нами подобных обычаев в условиях расширяющегося кругозора XX столетия привело бы нас, самое большее, к созданию еще одной секты. Привнесение в религию научной методики было бы, конечно, грубой ошибкой, столь же незаконной, как перенесение методов искусства на область науки. Но перенять доброе обыкновение ученых - не отвергать, а переосмыслять ряды накопленных ранее относительных истин - давно пора.

Из сказанного вытекает, что никакие учения, кроме учений "левой руки", распознаваемых, прежде всего, по их душевно растлевающему воздействию, не могут быть отвергнуты полностью. Они должны быть признаны недостаточными, обремененными субъективно-человеческими привнесениями: эпохальными, классовыми, расовыми, индивидуальными. Однако зерно относительной истинности, зерно познания "от нас" той или другой области трансфизического мира имеется в каждой из религий, и каждая такая истина драгоценна для всего человечества. Естественно при этом, что объем истинности систем, сложившихся в итоге опыта множества индивидуумов, как правило, больше объема истинности систем, распространенных только у небольших групп. Исключение могут составлять молодые системы, восходящие быть может, к широкому распространению, но, в силу естественного хода вещей, сперва минующие стадию келейного или ограниченно группового существования. Подобные широко распространенные системы называются в данной концепции - как это будет подробно разъяснено несколько ниже - мифами. За мифами всегда стоит та или иная трансфизическая реальность, но она не может быть не искаженной и не запутанной привнесением в миф множества "человеческого, слишком человеческого". Методика высвобождения трансфизического зерна мифов из их человеческой шелухи вряд ли может быть, во всяком случае теперь, строго и точно сформулирована. Пока не удалось еще выработать необходимый для этого механизм критериев, которого в любом случае было бы достаточно. Да и сомнительно, разрешима ли подобная сложнейшая мистическая задача при помощи одного рацио. Можно, правда, построить исходя из телеологии истории определенную классификацию религий, которая позволила бы выделить религии высокоразвитые в особую группу, и убедиться, что есть тезисы, утверждаемые всей этой группой религий, хотя и с различной степенью чистоты и силы. К их числу принадлежат: тезис о единстве Бога, о множественности различных духовных иерархий, о множественности разнозначных миров, о бесконечной множественности становящихся монад, а также о существовании некоего общего нравственного закона, который характеризуется посю- или потусторонними воздаяниями за совершенное человеком в жизни. Во всем же остальном, и даже в истолковании только что перечисленных общих тезисов, мифы либо противоречат один другому, либо говорят о разном.

Однако, если во многих случаях индивидуальность субъекта привносит в представления о познаваемом нечто постороннее, сугубо человеческое, то, с другой стороны, столь же многочисленны случаи, когда какая-либо духовная истина может быть воспринята только определенным складом познающего сознания. Индивидуальность оказывается фактором, не замутняющим познание, но, наоборот, делающим его реально возможным. Телеологический процесс в религиозной истории человечества заключался отчасти именно в том, чтобы воздействием исторических и биографических факторов отшлифовать сознание отдельной личности, народа, расы, эпохи таким образом, чтобы сделать его способным к восприятию данных истин, данной трансфизической реальности. Другим же индивидуальностям, народам, расам, эпохам такое, отшлифованное определенным образом сознание и его религиозный опыт могли казаться странными, искаженными либо незрелыми, чреватыми всякого рода аберрациями.

Из сотен возможных примеров я возьму пока один, но чрезвычайно яркий: идею перевоплощений. Глубоко присущая индуизму и буддизму, имеющаяся в эзотерическом иудаизме (Каббала), идея эта отвергается ортодоксальным христианством и исламом. Следует ли, однако, думать на основании этой "невсеобщности" идеи, что она представляет собою расовую или стадиально-культурную аберрацию индийского сознания? Дело в том, что при согласовании тезисов различных религий надлежит, прежде всего, научиться отсеивать главное от второстепенного, общее от частного. "Общее", главное любого тезиса заключается в семени идеи, проявляющем чрезвычайную устойчивость в веках: брошенное в почву различных культурных сред, оно дает различные побеги - различные варианты данного тезиса. Если телеологическая направленность вообще имеется в истории, то, конечно, направленность эта должна сказаться прежде всего в бытии именно таких устойчивых духовных семян - в широко распространенных, исповедуемых миллионами сознаний основах идеи.

Семя идеи перевоплощений состоит в учении о некоем Я, совершающем свое космическое становление или известный отрезок его по ступеням последовательных существований в нашем физическом мире. Все остальное, как-то: духовно-материальная природа и структура перевоплощающегося, та или иная зависимость перевоплощений от закона кармы, распространение принципа перевоплощений также на мир животных или отрицание такого распространения - все это лишь варианты, разновидности основной идеи. И понятно, что в этих вариантах и деталях можно больше и чаще столкнуться с подлинными аберрациями, чем в ее семени, для восприятия которого народом индийским телеологические силы работали много веков, затратив неимоверный труд на ослабление у многих его представителей средостения между дневным сознанием и глубинной памятью - хранилищем воспоминаний о путях души до момента ее последнего воплощения. Ошибочность религиозных догматов заключается, по большей части, не в их содержании, а в претензиях на то, что утверждаемый догматом закон имеет всеобщее, универсальное, космическое значение, а утверждаемый догматом факт должен исповедоваться всем человечеством, ибо без этого будто бы нет спасения. Все изложенное приводит нас к признанию подлинности того духовного опыта, который отлился в идею перевоплощений: да, такой путь становления имеет место; ничего принципиально неприемлемого тут я христианства или ислама в существе этой идеи нет, кроме, разве, того, что об идее перевоплощений до нас не дошло никаких высказываний основателей христианства и ислама (что, впрочем, само по себе ничего не доказывает, так как в Евангелие и Коран попало, как известно, далеко не все, что они говорили). Но решительно не из чего не следует, что путь перевоплощений будто бы есть единственно возможный, единственно реальный путь становления индивидуального духа. Отшлифованное в таком направлении, чтобы постигнуть этот тип пути, сознание индийского народа, как часто в подобных случаях бывает, абсолютизировало свое открытие, стало глухо к восприятию других типов пути становления. С еврейским и арабским народами произошло то же самое, но под противоположным знаком: восприняв истину о другом пути становления, при котором воплощение в физическом слое совершается лишь один раз, сознание этих народов столь же неправомерно абсолютизировало этот второй тип пути. Этому способствует и то, что в различных метакультурах человечества может вообще преобладать тот или другой тип. В результате возникло между двумя группами мировых религий разногласие, кажущееся неразрешимым. В действительности же, обе эти антагонистические идеи истинны в своей основе, фиксируя два из возможных типов пути, и для снятия этого "противоречия" не требуется ничего, кроме отказа каждой из сторон от претензий на универсальную исключительность своей идеи.

Итак, одна из исторических причин непримиримых якобы противоречий между религиями заключается в неправомерной абсолютизации какого-либо тезиса.

А вот и другая причина.

Одним из основных догматов христианства является, как известно, учение о Троичности Божества. Основатель ислама отверг этот догмат, заподозрив в нем реминисценцию многобожия, а главное - потому, что его собственный духовный опыт не заключал в себе положительного указания на подобную истину. Но вряд ли стоит в XX веке повторять аргументацию христианских богословов, в свое время доказывавших и объяснявших коренное различие между догматом Троичности и многобожием: это настолько элементарно, что, надо полагать, теперь и среди магометанских мыслителей не найдется таких, которые, разбираясь в вопросах христианского вероучения, стали бы настаивать на этом ошибочном утверждении. Что же касается второго аргумента - того, что духовный опыт Мухаммеда не содержал подтверждения Троичности, - то он несостоятелен логически. Ничей вообще опыт не может содержать подтверждений всех истинных идей, возникших ранее, в ходе коллективного человеческого богопознания и миропознания. Всякий личный опыт ограничено только премудрость Всеведущего охватывает век) сумму истин "в себе". Поэтому то обстоятельство, что Мухаммед не пережил своим духовным опытом ничего, подтверждающего тезис Троичности, само по себе никак не должно служить аргументом для опровержения этой идеи, даже в глазах ортодоксальных мусульман. Вместо формулы "Пророк, познав совершенное единство Божие, убедился в ложности учения о Троице", следует, по справедливости, формулировать так: "Пророк, познав совершенное единство Божие, не получил, однако, указаний на Троичность Единого". Вполне естественно, что христианское вероучение не только не имеет никаких возражений против мусульманского учения о Единстве, но полностью с ним совпадает. Оно лишь дополняет этот тезис той идеей, которая одною своей устойчивостью две тысячи лет и своей распространенностью на миллиарды сознаний указывает на истинность своей основы. К чему же сводится противоречие между этими двумя главными догматами двух религий? Разве не к произвольному и неправомерному отрицанию одною из них того, о чем в ее собственном положительном опыте нет никаких данных?

Теперь мы видим вторую историческую и психологическую причину укоренившихся разногласий между вероучениями: неправомерное отрицание чужого утверждения только на том основании, что мы не располагаем положительными данными по этому вопросу.

К сожалению, разногласиям, основанным исключительно на этой логической и гносеологической несообразности, нет числа. Привлечем к рассмотрению еще один случай, известный каждому: ислам (суннизм) и протестантизм отрицают правомерность культа святых; почти все остальные религии его принимают и, в той или иной форме, осуществляют. Возражения против этого культа сводятся к тому, что человек не нуждается ни в каких посредниках между собой и Божеством и что духовные почести и молитвы, будучи возносимы не к Богу, а к тем, кто были людьми, - греховны, ибо ведут к обожествлению человека. Но что, собственно, значит эта знаменитая формула: "Человек не нуждается в посредниках"? Если в них не нуждается тот, кто эту мысль провозглашает, то откуда у него право говорить за других, даже за все человечество? Кто его уполномочивал? Уж не те ли миллиарды людей, которые во всех почти странах, во всех почти религиях ощущали живую вседневную потребность в таких посредниках, что и сделало существование культа святых психологически возможным? Если мы, не испытывая потребности в чем-либо (есть люди, не испытывающие потребности, например, в музыке), станем негодовать на всех, эту потребность испытывающих, как на глупых выдумщиков, корыстных лжецов или темных невежд, что мы докажем этим, кроме собственного невежества? - Второй довод - неправомерность воздавания божеских почестей и молитв, тем, кто были людьми. Но почестей божеских (в монотеистическом смысле) им и не воздают, никто их не приравнивает к Богу: мысль совершенно абсурдная, а для людей, выросших в христианских странах, непростительно невежественная. Правда, в индуизме имеется идея аватар - воплощений Вишну в человеческом облике; но то - аватары, а вовсе не святые. Перед святыми преклоняются именно как перед людьми, сумевшими преодолеть свое человеческое, либо как перед осуществителями воли Божией, посланцами мира горнего. Протестантизм отрицает понятие святости вообще. Но здесь обнаруживается скорее спор о частностях, чем о существе дела: ведь, отвергая аскетический монашеский идеал, Лютер и Кальвин не умаляли значения мирской праведности, хотя и понимали ее, с одной стороны, шире, чем католицизм, а с другой - несколько запретил своим последователям обращаться к его духу молитвенно. Это показывает чистоту и искренность его помыслов, но противоречит основам религиозно-нравственного миропредставления вообще. Ведь если праведность, как высшая самоотдача себя человечеству во имя Божие, есть безупречное и бескорыстное Ему служение (а если понимать праведность так, то смешно отрицать, что она существует на свете, встречается, хотя и редко, в жизни), - если так, то нельзя представить себе праведную душу, после кончины успокоившуюся в бездеятельном блаженстве. Всеми силами своей души, в том числе и такими, которые раскрываются только после смерти, праведник будет осуществлять помощь живущим и нижестоящим в их восходящем движении. Это также естественно, как помощь взрослого ребенку, и столь же мало, как эта помощь, умаляет или уничижает тех, на кого направлена. Вряд ли это могло быть неизвестно пророку Мухаммеду. Надо полагать, что некоторые крайности, излишества в культе святых, которые он наблюдал у христиан, побудили его запретить своим последователям какие бы то ни было установления этого рода. Возможно, он полагал, что этот запрет уравновешивается тем обстоятельством, что усопшие праведники не обязательно нуждаются в напоминании со стороны молящихся, чтобы оказывать им невидимую помощь. Так или иначе, решительно всякое учение, утверждающее истину духовного бессмертия и высокий нравственный закон, только вопреки логике и собственным принципам может полагать, будто дух праведника в его посмертии относится к ныне живущим бездеятельно и безучастно. Отрицание культа святых, или лучше сказать, праведных, логично только с одной точки зрения: материалистической. Но, с другой стороны, абсолютизирование культа святых как общеобязательного неправомерно в такой же степени. Бывают длительные этапы в пути души, даже в пути целого народа, когда им действительно не нужны никакие "посредники"; когда душа, сознательно или неосознанно, чувствует, что укрепление ее самостоятельности, силы, свободы, духовной воли исключает возможность обращения за помощью к кому-либо, кроме Самого Бога. На каком же основании и по какому праву будем мы навязывать такой личности участие в культе святых?

Значительно большую сложность являет основное противоречие между христианством и другими религиями: утверждение божественности Иисуса Христа, как догмат, почитание Его за воплощение одной из ипостасей Троицы. Всем известно, что остальные религии либо соглашаются на признание Иисуса пророком в ряду других пророков, либо игнорируют Его, иногда даже энергично отрицая Его провиденциальную миссию. Христианство же, со своей стороны, опираясь на слова своего Основателя о том, что никто не приходит к Отцу иначе, как через Сына, отрицает возможность спасения для всех нехристиан.

Представляется, однако, что много недоумений и грубых снижений идей мы избегнем, если во все речения Христа, до нас дошедшие, будем вникать, задавая себе вопрос: говорил ли в данном случае Иисус как личность, как конкретное историческое лицо, прожившее в такой-то стране от такой-то до такой-то даты, или же Его разумом и устами трансформируется в человеческие слова голос Бога, который Он слышит в себе. Каждое речение Христа требует рассмотрения именно под таким углом: говорит ли Он в данном случае как Вестник истин духовного мира или же как человек. Ибо нельзя представить, чтобы Иисус во все мгновения своей жизни говорил только как Вестник и никогда - просто как человек. Вряд ли подлежит сомнению, что в Его скорбном восклицании на кресте "Отче, Отче, векую Меня покинул?" запечатлена мука одной из тех минут, когда он, Иисус, человек, переживал трагедию оставленности, трагедию прерыва связи своего человеческого Я с Божественным Духом; а в учении Его, изложенном на Тайной вечере, все время слышится, как за местоимением первого лица предполагается Бог-Сын, Мировой Логос. - Такому разделению речей Христа на две группы следует подвергнуть все слова Его, сохраненные Евангелием. Совершенно очевидно в таком случае, что и слова Его о том, что никто не приходит к Отцу иначе, как через Сына, следует понимать не в том сниженном, суженном, оплотненном и безжалостном смысле, что не спасется будто бы ни одна душа человеческая, кроме христиан, а в том величественном, истинно духовном, космическом смысле, что всякая монада, восполнившая себя до конца, погружается в глубины Бога-Сына, Сердца и Демиурга вселенной, и только через этот всезавершающий акт возвращается к своему истоку, к Богу-Отцу, непостижимо отождествляясь Ему и всей Пресвятой Троице.

Один из виднейших деятелей религиозно-философской индийской общины Брахмо Самадж, Кешуб Чандер-Сен, высказал весьма глубокую мысль: он сказал, что мудрость индуистов, кротость буддистов, мужество магометан - все это от Христа. Очевидно, под этим именем он понимал в данном случае, конечно, не историческую личность Иисуса, а Логос, Себя в Иисусе Христе выразивший преимущественно, но не исключительно. В этой идее нащупывается, на мой взгляд, путь к такому углу зрения, на котором могут прийти к взаимопониманию христиане и многие течения восточной религиозности.

Думается также, что некоторые выражения, укоренившиеся в христианском богословии, почти механически повторяемые нами и как раз являющиеся неприемлемыми для других верований, нуждаются в пересмотре и уточнении. Как понимать, например, слово "вочеловечение" в применении к Иисусу Христу? Неужели мы и теперь представляем себе так, что Логос вселенной облекся составом данной человеческой плоти? Можем ли мы сделать допущение, что путем телеологической подготовки из поколения в поколение был создан, так сказать, телесный инструмент, индивидуальный физический организм, человеческий мозг, способный вместить Разум вселенной? Если так, то ведь надо полагать, что Иисус уже при жизни обладал всеведением, что не согласуется даже с фактами евангельской истории и с Его собственными словами. Не нестерпима ли для нас эта диспропорция масштабов: сближение категорий космических в самом предельном смысле с категориями локально-планетарными, узкочеловеческими? И нестерпима не потому, что она превышает границы нашего разумения, а, наоборот, потому что в ней слишком очевиден продукт мышления на определенной, давно минованной культурной стадии, когда вселенная представлялась в миллиарды раз миниатюрнее, чем она есть на самом деле, когда казалось реально возможным падение на землю твердого небесного свода и жуткий град из звезд, сорвавшихся с крюков, на которых они подвешены. Не точнее ли было бы поэтому говорить не о вочеловечении Логоса в существе Иисуса Христа, а о Его в Нем выражении при посредстве великой богорожденной монады, ставшей Планетарным Логосом Земли? Мы именуем Христа Словом, Но ведь говорящий не воплощает, а именно выражает себя в слове: Бог не воплощается, а выражает Себя в Христе. Именно в этом смысле Христос есть воистину Слово Божие. А если так, то отпадает еще одно из препятствий к соглашению христианства с некоторыми другими религиозными течениями.

Я коснулся кратко только четырех межрелигиозных разногласий. Исключая одно последнее, проистекающее из спорности и, может быть, недостаточной отчетливости формулировок, недостаточной откристаллизованности идей, остальные основаны на несовпадении духовного опыта великих визионеров, на том, что, при созерцании некоторых объектов с различных точек Шаданакара, под различным духовным углом созерцатели видят данный объект в различных аспектах. Условно можно назвать такие разногласия противоречиями по горизонтали, разумея под этим правомерность обеих точек зрения и их мнимую, а не истинную противоречивость.

Еще пример. С тех пор, как существуют христианство и ислам, они продолжают бороться с тем, что они называют язычеством. С течением веков человечество прониклось идеей о непримиримости, несовместимости монотеизма с многобожием, как своего рода аксиомой. Исследование того, почему и как это произошло, увело бы нас слишком в сторону. Существенно другое: на каком основании религии семитического корня, утверждающие бытие духовных иерархий и еще в средние века разработавшие до мелочей учение о них - ангелологию и демонологию, - ограничивают многообразие этих иерархий теми немногими, которые были включены в эти средневековые схемы? Имеется ли хоть тень последовательности в их принципиальном отказе всякому опыту о духовных иерархиях - в истинности? Решительно никаких оснований для этого, кроме опять-таки ссылок на молчание об этом Евангелия и Корана. Именно ввиду недостаточности оснований для огульного отрицания церковь в первые века христианства не столько отрицала богов олимпийского пантеона, сколько отождествляла их с демонами и бесами семитических канонизированных текстов. При этом, вопреки очевидности, игнорировался характер этих божеств, какой восприняло политеистическое духопознание, и им произвольно приписывались снижающие и опорочивающие черты либо же нарочито подчеркивался слишком антропоморфный элемент, привнесенный в эти представления субъектом познания - политеистическим человечеством и к тому времени сохранившийся уже только в их низших, простонародных вариантах. Как будто признание истинности бытия иерархий природы, великих стихиалей или духов-народоводителей могло поколебать единство Бога - Творца и зиждителя вселенной, истока и устья мирового потока жизни - больше, чем признание других Его прекрасных детей - ангелов и архангелов, а также тех демонов, о которых трактовалось в канонизированных поучениях Библии!

К сожалению, это древнее недоразумение не разъяснено до сих пор: от античного многобожия давно ничего не осталось, но ожесточенная, узкая, лишенная всякой мудрости нетерпимость проявляется всякий раз, когда христианским церквам или по крайней мере тем, кто говорит от их имени, доводится высказывать свое суждение по вопросам индусских, китайских, японских, тибетских систем. Столь же нетерпимы и две другие религии семитического корня. Здесь налицо типичный случай разнствования религий по горизонтали: не противореча друг другу по существу, не сталкиваясь друг с другом в необозримом духовном космосе, христианство и индуизм, буддизм и ислам, иудейство и религия шинто говорят о разном, о разных, так сказать, духовных странах, о разных сегментах Шаданакара; ограниченность же человеческая толкует это как противоречия и объявляет одно из учений истинным, а остальные - ложными. - "Если Бог един, то другие боги суть, так сказать, самозванцы: это - или бесы, или игра человеческого воображения". Какая детская мысль! Господь Бог един, но богов много; начертание этого слова в русском языке то с большой, то с малой буквы достаточно ясно говорит о различиях содержания, вкладываемого в это слово в обоих случаях. Если же повторение этого слова в различных смыслах пугает кого-нибудь, пусть он заменит его, говоря о политеизме, каким-нибудь другим: "великие духи", "великие иерархии", но от этого ничего не изменится, если не считать того, что употребление слова "дух" может в ряде случаев повести к недоразумениям, ибо многие из этих богов суть не духи, а могучие существа, обладающие материальной воплощенностыо, хотя и в других, трансфизических слоях бытия.

Все эти основанные на недоразумениях разногласия между религиями приводят на память одно сравнение, когда-то встреченное мною в религиозной литературе, хотя я и не помню, где именно: как если бы несколько путешественников поднимались с разных сторон на одну и ту же гору, видели и обследовали различные ее склоны, а по возвращении заспорили бы о том, кто из них видел реально существующее, а кто - причуды собственного воображения; причем каждый рассуждают бы, что гора именно такова, каковой она оказалась с его стороны, а свидетельства других путешественников о других ее сторонах - лживы, абсурдны и являют собой западню для душ человеческих. Таким образом, первый вывод, вытекающий из сопоставления междурелигиозных разногласий, заключает в себе путь к устранению тех из них, которые основаны либо просто на недоразумении, либо на несовпадении объектов религиозного познания в различных рядах опыта, то есть противоречия "по горизонтали".

Но не только политеизм, но и анимизм, и праанимизм не исчерпываются мутными, случайными, субъективными образами, возникавшими в сознании первобытного человечества: трансфизическая реальность стоит и за ними. Провидение именно потому и есть Провидение, что оно никогда не оставляло народы и расы быть игралищем фантазмов и иллюзий, без всякой возможности соприкоснуться с высшей реальностью. Не Бога, а темную, злобную силу пришлось бы признать за истинного вожатого человечества, если представить себе, что десятки тысяч лет первобытному человечеству преграждалась всякая возможность пережить что-либо духовное или по крайней мере иноматериальное, соприкоснуться с чем-либо, кроме физического мира да собственных фантасмагорий. - Пусть так, но чем может духовный опыт "дикаря" обогатить нас - нас, стоящих на столь высокой, сравнительно с ним, ступени духопознания? - А вот именно тем, что было постигнуто тогда, в той обстановке, тою неповторимой психикой, но не передалось, утратимтесь, не было преемственно воспринято последующими формами духопознания в свою сокровищницу. Специальное исследование магических представлений и опыта пралогического мышления под этим углом зрения помогло бы не только "реабилитации" этих древних верований в их существенных чертах, но и нашло бы для них место в начинающем формироваться теперь синтетическом религиозном мировоззрении. Выяснилось бы, например, что представления австралийского племени арунта о единой жизненной субстанции, переливающейся в материи непрерывно и повсеместно, из существа в существо, из предмета в предмет (а в таких представлениях заключается, в сущности, вся религия этого племени), есть древнейшее откровение человечества о трансфизическом космосе: это есть живое, ярчайшее, безусловнейшее, чем когда-либо потом, переживание единой жизненной силы; австралийцы окрестили ее арунгвильтой, высокоразвитый брахманизм называет ее праной, а как назовет ее через двадцать или тридцать лет мировая наука - это мы еще услышим.

Это разногласие - утверждение тезиса об арунгвильте-пране древнейшими верованиями и отрицание его подавляющим большинством позднейших религиозных учений - можно рассматривать как разногласие стадиальное, разногласие "по вертикали", разногласие между различными ступенями религиозного познания. Но и здесь мы наталкиваемся на ту же ошибку, тот же неправомерный подход к чужому опыту, с которым мы познакомились, разбирая вопрос об отрицании исламом культа святых или идеи Троичности. И здесь, подо всеми доводами, которые приводятся против древнейшего откровения, таится все тот же наивный ход мысли: об арунгвильте-пране ничего не говорят авторитетные для меня канонизированные тексты; следовательно, ее нет. Ход мысли, по меньшей мере, опасный, потому что в таком случае придется отрицать реальность не только арунгвильты-праны, но и радиоволн, и элементарных частиц, и множества химических элементов, и галактик, и даже, например, планеты Уран, ибо обо всем этом канонические тексты хранят абсолютное молчание (1).

Выясняется, таким образом, еще и следующее: решительная необходимость учесть то, что не было учтено в эпоху формирования старинных, так сказать, классических конфессий: опыт первобытного духопознания, а так же то, что не могло быть учтено тогда по самому ходу вещей: опыт многовековой эволюции религий на всех континентах, опыт мировой истории и опыт науки. Материал этих рядов опыта учит нас подходить ко всем догматам и тезисам динамически, уметь понять всякий тезис как звено в цепи религиозно-исторического развития и уметь расслоить его на два, а то и на три пласта. Глубиннейший пласт есть основа идеи, содержащая относительную частную истину. Другой пласт есть специфическая окраска, разработка,
Название:
Отправлено: Yuki от 24 Сентябрь, 2006, 15:40:20 pm
Нафиг постить в форум ДЕВЯТЬ страниц текста? Что, своих мыслей совсем нет?
Название:
Отправлено: Yuki от 24 Сентябрь, 2006, 16:59:17 pm
А мысли Андреева вам лучше было оставить у него в книжке.
Цитировать
Как часто употребляем мы слово "истина" и как редко пытаемся определить это понятие.
Cложно спорить, тем более что философы этого вопроса до сих пор не решили (и плевать им на Андреева). Последняя версия, насколько мне известно, «соответствие фактам».
Но дальше почтенный автор начинает определять неопределенное через термин, также нуждающийся в определении. Я даже не про «неискаженное отражение», хотя как физический объект может неискаженно отразиться в химических соединениях – выше моего понимания.
Суть в ПОЗНАНИИ. Что автор под ним понимает? Явно что-то свое.
Цитировать
Такое познание принципиально возможно лишь тогда, когда противостояние объекта и субъекта снято; когда субъект познания отождествляется с объектом.
Поняли? Изучающий дерево должен стать дубом, иначе абсолютной истины ему не видать. Собственно, теории получения знания наиболее удачно отсеивают материалистов от идеалистов.
Мышление по аналогии.
Сказать, что истина «отражает» что бы то ни было – значит ничего не сказать. Люди, мыслящие образами, не отдают себе в этом отчета, поскольку им тут же является видение зеркала. Но! Зеркало отражает световые лучи, которые перед этим провзаимодействовали с поверхностью другого объекта. Зеркало не хранит в себе изображение, не систематизирует его и не выявляет закономерности.  В свою очередь лучи являются тем носителем, который передает изображение  от поверхности предмета на отражающую поверхность.
Вернемся к истине и человеческом познании. В отличие от зеркала, человек ХРАНИТ И СИСТЕМАТИЗИРУЕТ свои знания. При этом в аналогии с «отражением» механизм получения знания никак не вскрыт. Что играет роль лучей? Ведь под знанием и «отражением» имеется в виду явно не пляска зайчиков на сетчатке глаза, верно?
Поэтому все, что про «отражение» - пропускаем. Это можно заменить фразой «неким неизвестным способом формирующаяся в сознании модель познаваемого объекта». Т.е. зная воздействие тут же узнаем реакцию на него. И пофиг как, чем и почему.
Цитировать
Естественно, что Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания, субъекта всеведущего, способного отождествиться с объектом, способного познавать вещи не только "от себя", но и "в себе". Такого субъекта познания именуют Абсолютом, Богом, Солнцем Мира.
И будет этот бог… еще одной вселенной!
Только абсолютно не упорядочиваемый объект требует для своего описания такой же сложной структуры, как и он сам. Если же во Вселенной есть какие-то закономерности, то полностью отождествляться с ней нет необходимости даже у бога.
Ну, допустим, во времена Андреева об этом никто еще не писал, а для него самого это чересчур сложно оказалось.
Цитировать
Такой агностицизм, однако, не должен быть понят как безусловный: при конечном совпадении любого частного субъекта познания, любой монады с Субъектом Абсолютным, для нее становится возможно познание не только "от себя", но и "в себе".
Из фразы ясно только то, что агностицизм автору не нравится.
Как монада (кстати, что это такое?) может совпасть с ранее описанным богом, который по сложности соразмерим со Вселенной? Он даже не чувствует противоречия. Главное, чтобы вывод подходил.
И ведь понимает же, что как-то разные люди получают одинаковые знания (или хотя бы одинаковые заблуждения). Но, как из множества вариантов люди выбирают ИСТИННЫЙ, он не улавливает, хоть убей.
Цитировать
Если бы это было не так, люди были бы лишены возможности понять друг друга в чем бы то ни было. Но чем больше объект познания сравнительно с субъектом, тем больше вызываемых им вариантов. Относительная истина Вселенной и относительна, истина Божества порождают столько же личных вариантов, сколько имеется воспринимающих субъектов.
Т.е. они вроде понимают друг друга, но каждый по-своему.
Цитировать
Ясно, стало быть, что все наши "истины" суть, строго говоря, лишь приближения к истинам.
А кто спорит? Наверняка вычитал, или сказал кто. Потому что дальше идет бред:
Цитировать
И чем мельче объект познания, тем лучше он может быть охвачен нашим познанием, тем уже разрыв между его абсолютной истиной и нашей относительной истиной о нем.
И тут же
Цитировать
Впрочем, в соотношении масштабов субъекта и объекта имеется граница, ниже которой разрыв между абсолютной и относительной истиной вновь начинает возрастать:
Почему граница, чем она определяется – не поймешь. Ясно, что автор в курсе состояния дел с познанием (в конце концов, с Кантом и Гегелем он должен был быть знаком), но кроме как описывать это положение ничего у него не выходит, ибо не с того конца дергает.
Для нашего познания проще УПОРЯДОЧЕННЫЕ объекты, явления, повторяющиеся МНОГОКРАТНО и воспроизводимо, короче – закономерности. Потому что источник нашего знания – опыт, и истинность полученного знания тоже проверяется на опыте.
Короче, все, что автор пишет о «знании/познании» тоже можно не читать. Это, типа, как песня.
Возникает вопрос: нафига автору это вольное переложение Канта? А вот зачем.
Цитировать
Как показано выше, Абсолютная истина есть достояние только Всеведущего Субъекта. Если бы такой истиной обладал какой-нибудь человеческий субъект, например коллективное сознание конкретно-исторической церкви, это обнаруживалось бы объективно в безусловном всеведении этого коллективного сознания. И тот факт, что таким всеведением не обладают ни один человеческий коллектив и ни одна личность, лишний раз показывает беспочвенность претензий какого бы то ни было учения на абсолютную истинность.
Т.е. автор не может не признать, что ни одна церковь не добилась успехов со своими догматами. «Но бог, тем не менее – есть! Айда строить новую церковь.»
Цитировать
Если бы представители Розы Мира вздумали когда-нибудь претендовать на абсолютную истинность ее учения, это было бы так же беспочвенно и нелепо.
«Церковь вы нам построите, но гарантий, что она хоть в чем-то соответствует истине мы вам тоже не дадим.»
Он случайно не цыган, этот Андреев?
Собственно, дальше можно вообще не читать. Доказывать истинность своего собственного учения автор не собирается. А выкапывать зерна истины из…  э-э… потоков творческого вдохновения у меня желания нет.

«Розы Мира» не читал и читать не будут. Спасибо за удачно подобранный фрагмент – с автором мне все ясно.
Название:
Отправлено: Diman8 от 24 Сентябрь, 2006, 19:54:31 pm
Yuki, хочеш прикол скажу? После смерти сознание не исчезает. :D  :D  :D  И у тебя будет НЕОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ВСЁ ЧТО ХОЧЕШ! Так что брось эту практику судить авторов по кусочкам текста. Ты столько всего теряеш, на тебя смотреть больно...
А Андреев со всей известной мне теософией атстой.ИМХО
Название:
Отправлено: блаватская от 24 Сентябрь, 2006, 20:59:46 pm
Цитата: "Yuki"
Нафиг постить в форум ДЕВЯТЬ страниц текста? Что, своих мыслей совсем нет?

вы хотите, чтобы я сказала кратко.
хорошо.
андреев говорит о том, что ни одна теория не может считаться полностью истиной или полностью ложной.
атеизм-не исключение.
вы легко боретесь с христианством в том виде, в котором оно существует.
но андреев показывает, что есть другой подход к христианству, устраняющий его противоречия.
и поспорить с андреевым я вас и призываю.
а текст дан из-за того, что сами вы вряд ли отыщите именно это место.
кроме того-в отличие от меня андреев выражается очень сдержанно и не оскорбительно.
Название:
Отправлено: antirex от 24 Сентябрь, 2006, 21:22:46 pm
Yuki
Согласен с вами.
Название:
Отправлено: блаватская от 24 Сентябрь, 2006, 21:24:18 pm
Цитата: "antirex"
Yuki
Согласен с вами.


а что по сути?
Название:
Отправлено: antirex от 24 Сентябрь, 2006, 21:34:11 pm
блаватской
к чему относится ваш вопрос?
Название:
Отправлено: блаватская от 24 Сентябрь, 2006, 21:36:57 pm
Цитата: "antirex"
блаватской
к чему относится ваш вопрос?


вопрос относится к сути дела, которое три часа рассматривалось.
а вы так и не поняли его суть.
Название:
Отправлено: antirex от 24 Сентябрь, 2006, 21:54:06 pm
блаватская писала:
Цитировать
вопрос относится к сути дела, которое три часа рассматривалось.
а вы так и не поняли его суть.

Я рад, что вы поняли, что я не понял суть, хотя я сам вам об этом и не сообщал. (мне было не понятно, к чему относится ваша реплика - к моему согласию с  Yuki или к "рассуждениям ни о чём" Андреева)
Тренируйтесь и далее в чтении мыслей.
Пока вам неуд.
Название:
Отправлено: antirex от 24 Сентябрь, 2006, 22:32:04 pm
Нашёл цитату Л. Д. Ландау, которая хорошо характеризует фантазии Андреева.
"Истинная теория явления отличается от простого пересказывания известных фактов учеными словами именно тем, что из нее следует гораздо больше, нежели дают сами факты, на которых она основывается... Ограничиваясь одними рассуждениями, мы уподобились бы некоторым древним философам, пытавшимся добывать законы природы из собственной головы. При этом неизбежно возникает опасность, что построенный таким образом мир при всех своих достоинствах окажется весьма мало похожим на действительный..."
Название:
Отправлено: блаватская от 25 Сентябрь, 2006, 07:34:44 am
Цитата: "antirex"
Пока вам неуд.


психологи советуют ценить себя, несмотря на оценки, которые выставляют вам окружающие.

андреев подробно описал мир духов, рай, ад, чистилище, эгрегоры.

настолько богаче, чем материальные представления о мире, что я считаю это правдой.
повторюсь-с андреевым тяжелее спорить насчет христианства.
андреев  по-другому освещает.
вот поразмыслите над этим:
Духовная Вселенная невыразима ни на каком языке и может быть пережита, конечно, лишь в отдаленнейших предчувствиях. Наивысшие духовные восхищения у мистиков христианства, высшая ступень экстаза у индуистов, "абхиджна" Будды - все это суть состояния именно этих отдаленных предчувствий. Систематизирующий разум пытается влить их в твердые формы учений, чтобы приобщить к ним многих, и создает тусклые отблески, подобно учениям о Дао, о Плероме, об Эмпирее, о дыхании Парабрамы.

Когда же странники по мирам иным говорят об Эдеме, как учители семитических религий, либо о чертогах Брамы и Вишну, о небесах иранских азуров или индуистских дэвов, о блаженной стране Сукхавати, даже о Нирване - они принимают за последнюю цель лишь отдельные ступени внутри Шаданакара, отдельные вершины метакультур и наивысшие трансмифы религий, либо, наконец, реальность Мировой Сальватэрры.

Когда человечество - физическое и уже внефизическое - закончит свой колоссальный цикл, когда закончат его и все царства планетарной Природы, - они полностью совпадут с этим планетарным раем. Тогда начнется раскрывание Мировой Сальватэрры, как цветка, в готовый принять ее простор Духовной Вселенной. Солнце Мира будет сиять над этим цветком, принимая в свои небеса его благоухающее излучение.

Но последняя цель будет и тогда еще безмерно далека; ныне же она лежит за пределами какого бы то ни было самого ослепительного предчувствия.
Название:
Отправлено: Yuki от 25 Сентябрь, 2006, 14:43:22 pm
Цитата: "блаватская"
андреев говорит о том, что ни одна теория не может считаться полностью истиной или полностью ложной.
атеизм-не исключение.
Вы удивитесь, но ученые об этом и без Андреева догадались и никто не падает в обморок. Первым это заметил англичанин Юм (знание - всего лишь привычка), в стройную теорию это превратил Кант (ввел термин "вещь в себе", непознаваемая для нас), а логически оформил Гедель (выраженная языком теория не может быть одновременно полна и непротиворечива).
А дальше возникает вопрос, который Андреев мило обходит: как РАЗДЕЛИТЬ истинную часть теории от неистинной. Собственно говоря, это и есть теория научного познания, в которой серьезные люди достигли очень интересных результатов. Причем, БЕЗ ссылок на странный термин "отражение".
Что характерно, этот подход (познание как отражение) тоже не Андреев придумал. Это плод творчества идеалистов, который наиболее четко оформил Ф.Бэкон. Тупиковый с точки зрения науки вариант.
Цитировать
но андреев показывает, что есть другой подход к христианству, устраняющий его противоречия.
А нафига?
Главное отличие науки от религии в том, что заявленные наукой результаты РАБОТАЮТ ВСЕГДА. Вне зависимости от того, как и кто их описывает/использует. Теории могут меняться, но они все равно будут давать как минимум тот же результат, а возможно - лучший. И, если в науке происходит смена парадигм, значит, результат будет экстремально хорош. Причем, все предыдущие теории ВСЕ РАВНО будут давать ВСЕ ТОТ ЖЕ результат, в рамках своей применимости.
А христианство (как и любую другую религию) НЕПРЕРЫВНО меняют, перетолковывают и переписывают, пытаясь получить от нее ХОТЬ КАКОЙ-ТО результат. Дотолковались до того, что догматы стали вообще как дышло. Причем, систематически выясняется несовпадение заявленного результата с наличным, после чего, вместо того, чтобы растереть и забыть, предлагается ОЧЕРЕДНОЙ ПОДХОД!
Чем он лучше предыдущих? Может, лучше - "умерла, так умерла"?
Цитировать
и поспорить с андреевым я вас и призываю.
Я что, похож на шизофреника?  :evil: Спорить с человеком, который и ответить-то не может! Полагаю, возражения я тоже сам себе буду выдумывать. :twisted:
Я уже показал на примере ОЧЕНЬ короткого отрывка текста, что автор не мыслит, а поет. И относиться к его творчеству надо как к песне, т.е. художественному произведению, которое обсуждается с точки зрения эстетики, а не смысла.
ЗЫ Про дьявола у него вышло более вдохновенно, чем про религии.
Цитировать
текст дан из-за того, что сами вы вряд ли отыщите именно это место.
Вот я и говорю - спасибо. Для того, чтобы так четко продемонстрировать суть автора, мне пришлось бы долго рыться в его продукте. Скорее всего, я бы плюнул и бросил. А теперь я могу давать ссылку на то, почему я его не уважаю.
Респект.
Название:
Отправлено: Yuki от 25 Сентябрь, 2006, 14:45:27 pm
Цитата: "блаватская"
настолько богаче, чем материальные представления о мире, что я считаю это правдой.

Богатство фантазии еще означает правду. А то так можно и Толкиена в святые записать... 8)
Название:
Отправлено: блаватская от 25 Сентябрь, 2006, 15:02:05 pm
Цитата: "Yuki"
А теперь я могу давать ссылку на то, почему я его не уважаю.
Респект.


я думаю, что андреев достоин уважения.
а почему вы его не уважаете?
он всего лишь описал свой личный духовный опыт.
Название:
Отправлено: блаватская от 25 Сентябрь, 2006, 15:03:09 pm
Цитата: "Yuki"
Цитата: "блаватская"
настолько богаче, чем материальные представления о мире, что я считаю это правдой.
Богатство фантазии еще означает правду. А то так можно и Толкиена в святые записать... 8)


андреев -не святой.
просто ему показали строение мира.
ничего похожего не написал никто.
Название:
Отправлено: Yuki от 25 Сентябрь, 2006, 17:38:17 pm
Цитата: "блаватская"
я думаю, что андреев достоин уважения.
а почему вы его не уважаете?
Поправлюсь: считаю его мысли недостойными внимания. Потому что а)вторичны б)ничем-никак-нигде не обоснованы в)внутренне противоречивы г) апеллируют не к разуму, а помимо него к образному восприятию, что характерно для художественной литературы и цыган д) как художественная литература - не мой стиль.
Цитировать
он всего лишь описал свой личный духовный опыт.
Т.е. этот материал полезен (не интересен, а именно полезен) либо психологам, либо - никому.
Цитировать
просто ему показали строение мира.
ничего похожего не написал никто.
"Ничего похожего" - это достоинство художественного произведения. Кто ему чего показывал - это вообще не ко мне вопрос. Главное, что если объективный мир ОДИН НА ВСЕХ, то и результат взаимодействия с ним должен быть схожим У МНОГИХ, а не у кого-то одного. На этом и зиждется наука.
С таким же успехом строение мира можно постигать по произведениям Толкиена. Некоторые так и поступают. :roll:
Название:
Отправлено: блаватская от 25 Сентябрь, 2006, 18:37:38 pm
Цитата: "Yuki"
С таким же успехом строение мира можно постигать по произведениям Толкиена. Некоторые так и поступают. :roll:

и по ним тоже.
Название:
Отправлено: Yuki от 25 Сентябрь, 2006, 18:46:02 pm
Цитата: "блаватская"
Цитата: "Yuki"
С таким же успехом строение мира можно постигать по произведениям Толкиена. Некоторые так и поступают. :roll:
и по ним тоже.

Браво!
А как насчет Майкла Муррока?
Название:
Отправлено: Микротон от 08 Декабрь, 2006, 11:54:33 am
Цитата: "блаватская"
Цитата: "Yuki"
С таким же успехом строение мира можно постигать по произведениям Толкиена. Некоторые так и поступают. :roll:
и по ним тоже.
Ну уж тогда приплюсуйте сюда и Шекли, и Бредбери, и Лукъяненко до кучи. Им всем всё показали, а они уж "доносят" показанное в массы. Вам не кажется сама эта мысль достойной внимания? Систематизировать все фантазии, которые хотя бы раз были выражены письменно, и синтезировать из них мировоззрение , ИСТИННО отражающее строение вселенной? Не желаете заняться на досуге?