Экономический мираж и парадоксы взглядов на проблему деятельности исламского банкинга
«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями,
христианами или огнепоклонниками» (Саади) В
последнее время в среде российских ученых, как ни странно, превалирует
мнение о «полезности» исламских банков в условиях мирового финансового
кризиса. Очевидно,
это связано с тем, что благодаря действующей власти наша страна стала
неконкурентоспособным государством в мире и превращается на глазах в
третьеразрядную страну. Не
смогли избежать этой ошибки и некоторые из участников XIII Международной
научно-практической конференции «Актуальные вопросы правового
регулирования экономики в современной России», прошедшей 24 мая сего
года в Московском государственном университете экономики, статистики и
информатики (МЭСИ), когда выступили с обсуждением доклада автора,
посвященного деятельности исламского банкинга. При этом
из уст одного маститого и известного профессора в адрес автора
прозвучало серьезное обвинение в «подмене понятий» на проблему
деятельности исламского банкинга. Поэтому,
во имя истины и искренне уважая религиозные чувства мусульман,
постараюсь объективно раскрыть вопросы деятельности исламского банкинга. Среди российских мусульман, а теперь и некоторых ученых появился устойчивый миф
о том, что в России «осуществляется
попытка противопоставить Православное христианство и Ислам, столкнув их
в открытом, в том числе вооружённом, противостоянии»[i],
забывая о том, что, признавая истиной только веру в «своего бога»,
любая религия считает остальные вероисповедания в лучшем случае
ошибочными. А то и прямо враждебными, а потому не чурается открытых
призывов уничтожать неверных. Достаточно
вспомнить о джихаде. Или известные в истории России еврейские погромы,
антисемитизм, гонения на еретиков и старообрядцев, их четвертование и
сожжение. Современное шельмование и преследование на бытовом и
законодательном уровне по инициативе РПЦ так называемых иноверцев и
сектантов. Вся эта межрелигиозная вражда является существенным
негативным фактором, мешающим сближению этнонациональных общностей, а
подчас и развитию межгосударственных отношений. Однажды
Гегель обронил замечательную фразу о том, что изучение любого объекта
начинается с исследования его генезиса, и это хорошо сделал один из
лучших западных историков-востоковедов Бернард Льюис: «Чтобы
подчеркнуть вызов христианству, халиф впервые начал чеканить золотые
монеты, что являлось прерогативой римских императоров. Важно отметить,
что первые исламские золотые монеты назывались динарами – производными
от римского denarius. На некоторых монетах было выбито имя
халифа, его титул – Предводитель верных… С точки зрения мусульман,
евреи, а позднее христиане сбились с верного пути и следуют ложным
доктринам. Обе религии были замещены исламом – последним совершенным
откровением. Было еще одно послание, от омейядского халифа Абд
аль-Малика императору Священной Римской империи Оттону I:
«Твоя вера извращена, твое время прошло. Отныне я являюсь правителем
Божественной империи на земле». Смысл этого был понятен очень хорошо, и
император счел чеканку золотых монет халифом поводом для начала войны. В
течение тысячи лет борьба велась исламскими халифами из столицы,
переносившейся из Медины в Дамаск, затем в Багдад, Каир и Стамбул,
против христианских императоров в Константинополе, Вене и, позднее,
против государей, принявших другие титулы в более далеких западных
странах. Каждый из них был в свое время главной целью джихада»[ii]. 25 сентября 2009 г.
исполнилось 40 лет организационного оформления «третьего» пути в
мировой политике и экономике – создания в 1969 году Организации
Исламская Конференция (ОИК) с сетью ее специализированных учреждений.
Начав с 25 государств-учредителей, ОИК в настоящее время насчитывает
среди своих членов 57 государств из 191 государства-члена ООН. Сегодня Организация исламского сотрудничества (ОИС (до 2011 — Организация Исламская конференция (ОИК)); англ. Organisation of Islamic Cooperation (OIC), араб. منظمة التعاون الاسلامي) - международная организация исламских стран является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной
мусульманской международной организацией. Практика создания и функционирования специализированных экономических учреждений в рамках ОИК(ОИС) показала, что главным инструментом реализации целей исламского мирового порядка выступают исламские банки. Это связано с двумя обстоятельствами: исламский экономический порядок, задуманный
как альтернатива светскому, мог опираться только на экономические возможности
стран - участниц движения «Исламская солидарность». Такие возможности
имелись исключительно в виде нефтедолларов, а не развитых
производительных сил и опыта организации экономики на комплексной
основе; кроме того, банки - одно из наиболее эффективных экономических
средств дифференцированной политики[iii]. (ОИК) - своего рода ООН мусульманского мира. Она была создана в 1969 г.
в противовес неподконтрольной Саудам и слишком «социализирующей» Лиге
арабских государств. После ввода советских войск в Афганистан ОИК
призвала к «священной войне» с неверным захватчиком, позднее осудила
«хомейнизм и шиитский активизм», а в 90-е годы поддерживала мусульман
Боснии, Чечни и Косово[iv]. ОИС располагает рядом «технических агентств», главное из которых - Исламский банк развития (создан в 1973 г.). В частности, после наложения на Пакистан санкций в связи с его ядерными испытаниями этот банк увеличил ему ссуду со $ 150 млн. до $ 400 млн.[v] Часть
нефтяной ренты Саудовская Аравия направляет на финансирование 875
исламских центров и строительство мечетей по всему миру от Аргентины до
Японии и Фиджи, и один из рычагов влияния Саудов в мире - исламские
банки, например «Дар-уль-Маль-уль-Исламий» и «Даллах-уль-Барака». Исламская политика Саудов - чисто оборонительная. По словам одного дипломата,
они руководствуются тремя принципами: 1) «прежде всего действовать без шума»; 2) «все можно купить»; 3) «оставьте нас
в покое». В этом ключ к их поддержке исламизма[vi]. Теоретики
исламского банковского дела критически относятся к принципам
функционирования классического «капиталистического» банка, так как
деятельность последнего противоречит шариату, запрещающему
предоставление денег под проценты, и несовместима с основами «исламской
экономики», с ее отношением к распределению богатств и вкладов[vii]. Запрещая «рибаа» (взимание ссудного процента), шариат разрешает «баи» (торговлю)
и предоставление средств без взятия процента. Такая норма восходит к суре «Корова» (278-280) Корана: 278 (278) «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из
роста, если вы верующие». 279 (279) «Если же вы этого не сделаете, то услышите про войну от Аллаха и
Его посланника. А если обратитесь, то вам - ваш капитал. Не обижайте, и
вы не будете обижены!». 280 (280) «А если кто в тягости, то - ожидание до облегчения, -ведь оказать милость
- лучше для вас, если вы знаете». Существует точка зрения, что стих 278 относится к деньгам, оставленным курейшитами
у жителей Таифа[viii]. Глава
религиозной общины шиитов в Ираке аятолла Мухаммед Бакир Аль-Садр
отмечал, что «исламская банковская система возможна только в условиях
мусульманского общества, неотъемлемой частью которого она должна стать»[ix]. Чтобы эта система соответствовала исламской философии и идеологии, она должна
основываться на следующих принципах: 1)
ведущая роль в аккумуляции капитала должна принадлежать государству.
Никакие банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются; 2) исламское правительство в накоплении банковского капитала не стремится к получению
фиксированного процента, а исходит из своей экономической доктрины; 3) запрещаются взятие процента, накопление и трата золота и серебра; 4) утверждение принципа «закята» - отчисление определенного процента в пользу
бедных; 5) воспитание в духе ислама, порицающего страсть к наживе. Поскольку
представления в исламе о роли и функциях банков не совпадают с реальной
ситуацией в международном банковском деле - элементе финансовой системы
мирового хозяйства сегодня, возникла объективная необходимость в
адаптировании норм шариата к формам и методам банковских операций. Как
отмечалось выше, исламская банковская система запрещает взятие «рибаа»
(ссудного процента), поскольку шариат рассматривает это как прибыль,
полученную без приложения производственных усилий[x]. Но все
дело в том, что исламские банки не могут быть полноценными участниками
современного международного ссудного рынка, во всяком случае в открытых
формах, так как формальный запрет на взимание процентов не позволяет
начислять соответствующие проценты по межбанковским депозитам и
ограничивает их активные операции финансированием внешней торговли,
операциями на денежном рынке и рынке золота. В этих
условиях наблюдается избыток ликвидности банков. Складывается
впечатление, что сами банки призваны быть финансовыми институтами
«Исламской солидарности», а не участвовать активно в международных
финансовых операциях. Многие граждане в России, тешащие себя иллюзиями получения исламской
банковской благодати в период экономического кризиса не знают о том, что кроме финансово-экономической деятельности, Исламский банк развития осуществляет
и своеобразную политическую деятельность. Речь
идет о предоставлении «помощи мусульманским общинам», которые получают
серьезную финансовую и политическую поддержку со стороны исламских
государств, и которые видят в диаспорах не только проводников своих
интересов внутри ЕС, но и направление практической реализации концепции
«исламской солидарности», которая является важнейшим принципом внешней
политики этих стран[xi]. Эта
помощь осуществляется в виде операций по предоставлению специальной
помощи (Sреcial Аssistanсе Ореrаtions) в рамках двух видов программ в
интересах мусульманских общин в государствах - не членах ИБР. Это
Программа предоставления специальной помощи (Sреcial Аssistanсе Рrоgram)
и Программа предоставления стипендий на обучение и подготовку кадров
(Scholarship Рrоgram). Программа предоставления специальной помощи была учреждена в 1980 году. Основными
ее целями являются: 1)
содействовать убыстрению экономического развития и социального
прогресса мусульманских общин в странах - не членах ИБР по всему миру; 2) предоставлять помощь и оказывать содействие государствам-членам и мусульманским
общинам в случае природных бедствий и голода; 3) облегчать участь мусульманских беженцев по всему миру. С начала
своего осуществления программа предоставления специальной помощи
мусульманским общинам в государствах - не членах была направлена, как
утверждается в докладах ИБР, на развитие и укрепление институтов в сфере
образования, здравоохранения и социальной деятельности в целях
улучшения уровня жизни и сохранения исламской самобытности мусульманских
общин[xii]. Можно констатировать, что многие идеологи единства исламского мира стремятся
превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации светских обществ. В этой связи еще более возрастает значение технологий разносторонней интеграции членов исламских общин в жизнь секуляризованных государств[xiii]. Хорошо известно, что не только национал-сепаратисты внутри России, но и многие зарубежные организации пантюркистской и панисламистской направленности активно способствовали усилению политической активности российских мусульман и ее переводу в деструктивное русло, разыгрывая карту наднациональной «исламской солидарности». Не
будем забывать, что движение «Исламская солидарность», будучи
модифицированной формой панисламизма, является реальностью современной
мировой политики. В ее основе - концепция «Уммы»[xiv]. Такой
концепции нет ни в одной религии, ни в одном философском учении, хотя
отдельные элементы, безусловно, являются результатом взаимодействия
ведущих мировых религий. В
понятие «Уммы» вкладывается единство мировоззрений и действий всех
мусульман, основанное на братской любви, терпимости, взаимном уважении и
способности понимать других. «Исламское
братство» стирает государственные границы, разницу между черными и
белыми, азиатами и африканцами. Принцип такого братства положен в
основу исламской концепции мирового порядка[xv]. Ислам - не просто религия. Современная светская мысль недооценивает исламскую идентичность, тогда как для мусульманина отречение от веры - не просто религиозный, а политико-юридический акт. Принадлежность к умме важнее для мусульманина, чем гражданство в том или ином государстве. Это недвусмысленно выразил один молодой англичанин, принявший ислам: «Я не англичанин-мусульманин, а мусульманин, живущий в Англии»[xvi]. Поэтому европейские государства не должны рассматривать обращение своих граждан в ислам как просто осуществление духовного выбора: встает реальная проблема суверенитета[xvii]. И это может привести к печальным для всех нас последствиям, т.к. вся история
ислама свидетельствует, что как его отношение к иноверцам, так и
способы исламизации населения постоянно изменялись в зависимости от
конкретных социально-политических, экономических и прочих условий.
Однако «во все времена центральной и доминирующей идеей ислама в отношении к немусульманам была идея превосходства мусульман
над ними, а общей тенденцией развития этих отношений - обращение их на
путь «истинной» религии с применением самых различных форм и методов,
начиная от мирных, добровольных и кончая насильственными»[xviii]. В 1975 году членами ИБР были 22 государства, к концу 2000 года в состав участников
Банка входили 54 государства. Многие
эксперты, рекламирующие в России деятельность ИБР, забывают (либо
сознательно скрывают!) главное, что он выступает в качестве действенного
инструмента влияния и давления в зоне распространения ислама в целях реализации концепции исламского мирового
порядка. Так что
же, новый исламский мировой экономический порядок - мираж или приманка
для наиболее отсталых стран зоны распространения ислама в целях их
удержания в орбите движения «Исламская солидарность»? Да, по своим реальным возможностям ИМЭП - экономический мираж,
поскольку ни одна из стран - участниц движения «Исламская солидарность»
не обладает современной развитой промышленной и научно-технологической
базой на комплексной основе, а вся зона распространения ислама
продолжает оставаться зависимой от развитых западных государств. Избыточные
финансовые средства, которые выделяют нефтедобывающие страны на нужды
«солидарности» или ИМЭП, зависят, в свою очередь, от ситуации на
мировых рынках нефти и нефтепродуктов, а получатели этих средств
вынуждены их реализовывать в большинстве случаев на западных рынках
технологий[xix]. Именно
поэтому, исламская модель экономики и международных экономических отношений не может быть самостоятельной и эффективной. Скорее исламская модель - это своеобразная идеологическая игрушка для ее создателей и приманка для тех мусульманских стран, которые еще
колеблются в отношении исламизации своей общественной жизни[xx]. Подводя
итоги в своей статье, необходимо отметить, что реализация концепции
исламского мирового порядка угрожает светским принципам миропонимания и
светскому праву в России, т.к. может нанести непоправимый
ущерб гражданскому обществу и демократии в России. Цензура
на отдельные элементы культурного наследия, дискриминация сообществ с
иным мировоззрением, строительство религиозных сооружений в ущерб
комфорту местных жителей и инфраструктуре района, введение обязательных
религиозных предметов в государственных школах, масштабные
государственные преференции отдельным религиозным организациям –
тревожные симптомы, ведущие к нарушению прав человека и гражданина,
закрепленных в светской Конституции РФ, и создающие угрозу внутренней
безопасности государства. Сегодня
уже можно констатировать, что многие сторонники идеи глобального
исламского мира посредством радио, телевидения, печати и личных
контактов стремятся подогреть религиозно-националистические чувства
мусульман в России, гальванизировать идею «святости» мусульманского
вероучения. В ходе
развития Интернет-технологий, панисламизм получил ещё один инструмент
для развития, используя социальные и организационные ресурсы мировой
паутины. В 2011 году благодаря инвестициям мусульманских
предпринимателей из России и Турции началась разработка социальной сети Salamworld, которая нацелена на
создание единого Интернет-пространства для исламской молодежи: «Первая
в мире социальная сеть для мусульман Salamworld создается с целью
защитить мусульманскую молодежь от порочного западного влияния и
окружить её «халяльной» информацией. В целях разработчиков привлечь в
свою систему более 50 млн правоверных молодых мусульман в течение первых
пяти лет. «Контент, распространяемый через другие социальные сети, не
безопасен и полон порока. Мы не хотим, чтобы наша молодежь воспринимала
подобную информацию и идеи», - передает слова Абдулвахеда Ниязова,
российского бизнесмена из Сибири, крупнейшая турецкая газета «Хюрриет». На
вопрос о том, что значит «порочная» информация, Ниязов в качестве
примера привел клипы Мадонны. На разработку системы российские и
турецкие бизнесмены уже инвестировали несколько десятков миллионов
долларов» [xxi]. Острота
идеологической конфронтации в современном мире обязывает научных
исламоведов исключить нейтралитет и компромиссы в мировоззренческой
области, облюбованной противниками социального прогресса[xxii]. Выступивший
на конференции «Светское государство – гарант общественного мира»,
состоявшейся в Москве, в гостинице «Метрополь» 25 ноября 2012 года,
сопредседатель Института свободы совести С.А. Бурьянов справедливо
заявил, что «современное государство должно быть нейтральным в
мировоззренческой сфере, в т.ч. в силу ее юридической неопределенности.
Только в этом случае оно имеет шанс стать подлинно правовым,
демократическим, ориентированным на реализацию прав и законных интересов
каждого человека. Соответственно, в таком государстве любые
конфессиональные, корпоративные и прочие нормы не могут иметь приоритета
по отношению к правилам поведения, которые устанавливает и обеспечивает
государство». Таким
образом, духовная безопасность является неотъемлемой частью национальной
и конституционной безопасности, где свобода совести является основой
свободы как таковой в рамках демократического правового государства,
где никакая религия не может быть устойчивой идеологической платформой
для объединения людей, а, наоборот, станет источником раздора и
противоборства. Но в
атмосфере современной России в любом случае это будет сопровождаться
нападками на свободомыслие и атеизм, столь ненавистные всем традиционным
религиям. Никогда не было и не может быть мира под оливами любых
религий, а если он есть, то это мир забитости, смирения покорных, мир
духовной неволи.
[i] Тонконогов А.В.,
автореферат диссертации на диссертации на соискание учёной степени
доктора философских наук «Духовная безопасность российского общества в
условиях современного геополитического соперничества
(социально-философский анализ), М.:, 2011. [ii] Бернард Льюис, Кризис ислама, «Bedek Media Ltd.», издание на русском языке, 2007 [iii] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. Отношения, 2003. – 317 с. [iv] Лабевьер Р. Доллары террора: Соединенные штаты и исламисты (LABEVIERE R. Les dollars de la terreur: Les Etats-Unis et les islamistes. - P.: Bernard Grasset, 1999. - 439 p. (Книга главного редактора «Radio France Internationale» посвящена подъему исламизма в мире в 90-е годы и роли в нем ЦРУ США). [v] Там же. [vi] Там же. [vii] Piscatori J.P.
Islamic Values and National Interest: The Foreign Policy of Saudi
Arabia // Islam in Foreign Police. - London: Cambridge University Press, 1983. - P. 33. [viii] Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях - М. Наука, 1979. - С. 165. [ix] Там же. [xi]Филь М. С. Мусульманское сообщество в России: проблемы политического участия и социальной адаптации: монография/М. С. Филь. М.: Маркет ДС, 2006. 128 с. (Академическая серия). [xii] Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003. – 434 с. [xiii] Филь М. С. Мусульманское сообщество в России: проблемы политического участия и социальной адаптации: монография/М. С. Филь. М.: Маркет ДС, 2006. 128 с. (Академическая серия). [xiv] Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003. – 434 с. [xvi] Дель Валь А. Исламизм и Соединенные Штаты: Союз против Европы DEL VALLE A. Islamisme et Etats-Unis: Une alliance contre I'Europe. — Lausanne: L'Age d'Homme, 1999. - 360 p. (Книга
французского исследователя А. дель Валя посвящена совместному
наступлению на интересы Европы двух весьма разных сил - мирового
исламизма и США). [xvii] Там же. [xviii] Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Высшая
школа, 1988. – 70. [xix] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. Отношения, 2003. – с347 [xxii] Петраш Ю.Г., «Культ святых в исламе», издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing», Берлин,
2012.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4684