Почему школу необходимо защищать от церкви
15.03.2013 Статьи/Образование
Перспективы прогрессивного развития любой нации определяющим образом зависят
от состояния системы массового образования, которой располагает нация в рассматриваемый
исторический отрезок времени. Говоря по-иному, школа – это настоящее и будущее нации. Благополучное
функционирование школьного организма является фундаментом цивилизационных процессов,
протекающих в государстве, во всём общественном организме.
Коренным, основополагающим свойством массовой школы, выработанным в ходе длительной
социальной эволюции, является её светскость. В своём сущностном исполнении светскость
являет духовную среду воспитания и обучения. Светскость школы надёжно и незыблемо защищается законами даже тех государств,
где церковь и другие религиозные структуры пользуются высоким общественным статусом.
В современном мире всюду, за исключением государств-теократий, государственная школа функционирует на условиях независимости от религиозных институтов. Такое положение школы является её культурно-историческим
достоянием, призванным обеспечивать надёжную передачу от поколения к поколению
жизненного опыта человечества.
Сама история цивилизации со всей очевидностью утвердила и закрепила во всём
мире в качестве первоосновы общественного воспитания подрастающих поколений форму «светской школы». Одним из главнейших критериев её реализации является
степень соответствия свойств и качеств воспитываемой личности современным требованиям
жизни. Пушкинские слова «В просвещении стать с веком наравне» как нельзя лучше
характеризуют тенденции современного образования. Научная педагогическая концепция
«светской школы» исходит из идеи целостного становления личности в структуре общественных
отношений, деятельностной направленности, гражданской активности, в органическом
единстве её мировоззренческого сознания, чувств и воли.
К великому огорчению, в условиях наблюдающихся политических реалий России «светская
школа» утрачивает свои позиции, уступая натиску Русской Православной Церкви, ставшей
одним из влиятельнейших государственных институтов и идеологической опорой нынешнего
политического режима в стране. Фактически неуклонно реализуются планы ползучей «православизации» отечественного образования на всех его этапах, начиная со
стадии раннего дошкольного образования и заканчивая различными уровнями высшей
школы. «Светская школа», являющаяся культурно-историческим достижением человечества,
приносится, по соображениям временной политической конъюнктуры, в жертву Церкви,
становится её своеобразным филиалом. Высокопоставленные российские чиновники откровенно заявляют, что разрешение проблем нынешней российской школы не мыслимо без внедрения
в её живой организм церковных начал. Неоспоримой иллюстрацией подобных утверждений могут служить слова одного из
замминистров образования, произнесённые с трибуны представительного форума российских
учителей: «Светскость в российских школах будет осуществляться через православие».
Задумаемся над смыслом сказанного. Не значит ли такое заявление, что школа одновременно
может существовать как светское и как религиозное учреждение? Иначе, как абсурдом, такую точку зрения на роль и предназначение школы назвать трудно.
И в действительности современное российское образование ввергается в состояние
когнитивного диссонанса, крайне опасного для психического здоровья детей и нации
в целом. Школа автоматически превращается в придаток Церкви и начинает занимать
подчинённое по отношению к ней положение. Меняется школьная атмосфера. Падает
ценность научных знаний, и их место завоёвывается ценностями церковного порядка. Внедряются церковные методы и средства воспитательного
воздействия, направленность которых рассчитана на все сферы психической жизни
ребёнка: подсознательную, бессознательную, эмоциональную и когнитивную, что оказывает сильное влияние на ещё не окрепшие сознание, волю, мировоззрение. В последнее время отмечается особый интерес церкви к дошкольному воспитанию
детей. Дело в том, что первые годы жизни – важный этап в онтогенетическом развитии человека, и он отмечается высоким уровнем сенситивности. Фундаментальные качества личности,
её мировоззренческие позиции закладываются именно в это время. Всё случающееся
с детьми, их первые впечатления запоминаются ярко на всю жизнь. В дошкольном возрасте наличествуют наиболее
благоприятные психологические условия для любой религиозной обработки: что взрослый ни скажет – всё воспринимается за непререкаемую
истину и прочно закрепляется на уровне чувств.
Следует иметь в виду, что непременными качествами всякого организованного воспитания
являются целостность и системность, последовательность, органическая совместимость,
взаимодействие подсистем в рамках единой общепедагогической системы. Только в
этом случае воспитание можно рассматривать как педагогический
процесс, представляющий собой организованную совокупность целей, содержания, условий,
форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Педагогические системы
(религиозная и светская) существенно разнятся между собой и не поддаются механическому
слиянию. Каждая из них обладает своими принципиально отличными, противоречащими
друг другу свойствами. Светской системе, базирующейся, на научных принципах освоения
действительности, присущи свои цели, своё содержание, свои условия, формы и методы
воздействия на ребёнка, в то время как религиозная педагогическая система пользуется
своими испытанными, присущими ей средствами, основанными на догматах того или
иного абсолютизированного вероучения и на закреплённой в качестве реальности мифологии.
Религиозное воспитание представляет собой особый способ воздействия на все способности
детей (ум, волю, чувства), результатом которого должно быть освоение ими основ
конкретного вероучения и определённого образа жизни в соответствии с догматами
этого вероучения. И, если светское образование строится на проверенных, поддающихся исследованию
и доказанных научными способами знаниях, то религиозное образование утверждает
приоритет Веры в развитии познавательной сферы учащихся. Ясно, что ориентация
образовательного процесса на Веру, как она трактуется с религиозных позиций, принципиально
отличается от ориентации светского образования на знания, добытые строго научным
путём. В том и другом случаях действуют совершенно разные гносеологии, и попытки
их совмещения чреваты появлением серьёзных психических расстройств у людей, пытающихся
произвести такое совмещение либо самостоятельно, либо под воздействием внешних
сил. Принятие мифов за реальную действительность, придание им признаков документальности
и исторического факта формируют особый тип сознания, проявляющий, выражаясь евангельским языком, «уверенность в невидимом». Научный и мифологический способы познания действительности
в корне противоположны друг другу, и попытки их совмещения на практике опасны
для психического здоровья. Особенно они опасны для детей, поскольку их психика, в силу особенностей протекания
физиологических процессов, не получила ещё духовно-нравственной зрелости и легко подвергается срывам в ответ на получение противоречивой информации об окружающем мире.
Необходимо обратить внимание и на следующее различие рассматриваемых видов педагогики:
если светская педагогика озабочена проблемой избавления ребёнка от безотчётных,
неоправданных страхов, то религиозное воспитание заинтересовано как раз в обратном
– в инициации, закреплении и усилении чувства страха как ведущего регулятора поведения
и важнейшей смысловой жизненной установки. В отличие от светской, церковная педагогика
культивирует страх в качестве катализатора религиозных взглядов и настроений.
Так называемый «Божий страх», воспитываемый Церковью, представляет собой благоприятную
питательную среду для возникновения и распространения множественных фобий на все
жизненные сферы и отношения с окружающей средой.
Главная заповедь, первостепенно оцениваемая во всех авраамических религиях,
требует от верующих, не считаясь ни с какими жертвами, проявления исключительной любви не к родителям, не к Родине, не к природе, не
к людям, которые непосредственно воспринимаемы и осознаваемы, а к фантасмагорическому
Богу. Во имя такого бога возможно оправдание любых, самых жестоких жертв и преступлений.
Таким образом, отделение школы от религии – это непременное условие сохранения
здоровья молодёжи. И кому, как ни государству, следует быть гарантом существования
светской школы. Тем не менее, над светской школой России сегодня нависла серьёзнейшая
опасность. Уже сейчас состояние двусмысленности и половинчатости становится характерной
чертой образовательных учреждений России. Содержание преподаваемых предметов, вся внутришкольная
атмосфера российских школ пронизываются церковным духом. Рациональные силы уступают
позиции силам иррациональным. Путаница в умах, своеобразная социальная амбивалентность,
- реально прогнозируемый результат искусственного симбиоза науки с религией, берущегося
школой на педагогическое вооружение.
Не может не вызывать опасений и наметившийся откат «воцерковляющейся» школы от линии демократизации и гуманизации образования, соблюдения современных принципов
сотрудничества субъектов образовательного процесса, поскольку такая линия вступает
в резкое противоречие со строгой авторитарностью РПЦ, её аллергией на политические
и гражданские свободы, приверженностью устрашающим методам воспитания. Уже сейчас
проводимая «православизация» школы наносит непоправимый удар по взаимоотношениям
детей и взрослых, становится дезинтегрирующим фактором в общешкольном социуме.
Следует учитывать, что никакого общего религиозного воспитания в природе не
существует. О нём можно говорить с большими оговорками. На практике оно всегда проявляется
теми несогласующимися отличиями, какие присущи различным религиям. Существенную роль при этом играет их взаимная позиционная и догматическая непримиримость. Естественно, что функционирующие в лоне этих религий воспитательные системы также имеют существенные,
не поддающиеся согласованию особенности. Невозможно себе представить, чтобы в
одном и том же культовом сооружении проводились богослужебные собрания христиан
и мусульман, чтобы верующие православные родители водили своего ребёнка в воскресную школу, созданную при баптистской церкви. Понятно, что и проводимое в стенах одного и того же школьного здания для какой-то
части детей воспитание в духе традиционного православия, а для другой в духе одной
из ветвей ислама, будет служить условием разобщения в детском коллективе. Императивы такого искусственного совмещения неминуемо разрушающе скажутся на
школьном образовательном пространстве, единство которого является безусловным требованием дидактики. В этих условиях научные знания, приверженность которым всегда являлась своеобразной объединяющей религией школы, мерилом качества её
работы, теряют своё главенствующее значение, уступая место религиозным моральным
ценностям, важнейшими из которых являются смирение и послушание по отношению к
установленным порядкам и житейским обстоятельствам, слепая вера в существование
потусторонних мистических сил.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что подчинение массового образования
церковным интересам, выражающимся в тяге русского православия к эксгумации феодальных
устоев, в претензиях на мессианство и декларациях об «особости и жертвенности
русского пути», усугубит изоляцию России от магистральных путей мировой цивилизации.
С течением временем лишь частично названные способы религиозного воздействия
на человека наполняются более детальным, респектабельным и, на первый взгляд,
безобидным содержанием, но суть их остаётся неизменной – сохранять и пополнять
ряды верующих в конкретных конфессиональных рамках.
Безусловно, внедряясь в систему общегражданского, светского образования, Русская
Православная Церковь, как общественная структура, преследует свои интересы и стремится
к достижению своих первостепенных целей. Но отвечают ли эти цели сегодняшним историческим
задачам, стоящим перед Россией? Должно ли светское государство брать на себя функции
религии?
Государство и общество заинтересовано в воспитании не религиозных, а глубоко
и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и
технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой
волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране,
способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации. И
непременным условием этого является сохранение светской школы. При этом следует
подчеркнуть, что заключение о несовместимости светской и религиозной систем воспитания
ни в коем случае не подразумевает требования к государству вести политику свёртывания
и ограничения прав религиозных объединений, как это имело место в Советском Союзе.
Применение административных мер как по запрету религий, так и по искусственному
насаждению для демократичных сообществ категорически противопоказано. Соблюдение государственных и религиозных интересов достигается путём независимого существования
государства и религии. Государство не вправе препятствовать деятельности религиозных
организаций, но оно же не вправе поощрять её в ущерб социальным интересам. Клерикализация
образовательной системы нанесёт непоправимый вред нации.
Владимир Рослов, педагог-психолог
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4220