Гипотеза бога – равноправная гипотеза?
Ричард Докинз в своей книге "Бог как иллюзия" рассматривает
божественное творение и провидение как равноправную научную гипотезу (хотя и не
более вероятную в свете имеющихся фактов, чем гипотеза о садовых феях). Такой
подход позволяет пресечь "бегство" бога в некую не пересекающуюся с
позитивным знанием область, где он мог бы иметь иммунитет от рациональной
критики. В то же время, он позволяет христианам уводить полемику в околонаучные
и псевдонаучные дебри, где необъятность существующих данных позволяет им
лавировать до бесконечности, маскируя свою веру под неизвестные/непризнанные
теории и приводя не проверяемые на практике "факты". Интернет и
литература полнятся такими заведомо бесплодными дискуссиями. Причина выдвижения "гипотезы" бога лежит за пределами чувственного
опыта и рационального мышления. Это следствие врождённого дефекта интуиции -
извечного общечеловеческого порока, одушевлявшего в своё время и камни, и воды.
Так, когда-то у небесных светил, у форм рельефа и погодных явлений были свои
истории их создания мифическим существом или культурным героем. Небесный свод,
выкованный Ильмариненом, Днепр, пропаханный Катигорошком на Змее, Уральский
хребет, сложенный Урал-батыром из тел убитых чудовищ, всё это ложится в одну
априорную схему человеческой интуиции - если что-то есть, значит кто-то это
сделал. Так отразилась созидательная деятельность человека на его взгляде на
мир. Теперь этнографические данные позволяют нам поймать человеческий разум
"на горячем", и не удивляться обилию креационистов в наш просвещённый
век. Причина очеловечивания предметов и явлений - это диалогическая природа
человека, жизнь и благополучие которого постоянно зависят от коммуникации с
особями своего вида. Вам приходилось когда-нибудь ругать барахлящий мотор или
подвисший компьютер? Поздравляю, вы не чужды анимистическим зачаткам религии.
Недаром Есенин словно к человеку обращается к клёну, а народные песни - к реке,
и даже к морозу! Одушевление предметов и олицетворение явлений, большей частью
покинув нашу повседневную жизнь, сохранилось в поэзии, всегда, кстати, имевшей
дело с сакральным. Стоит ли удивляться, что в своё время Ксеркс высек морской
пролив, или что славянские духи вод, обобщённые в подземно-подводного владыку
Гада/Ящера не гнушались человеческими жертвоприношениями? Все эти дикие и
бессмысленные культурные явления есть следствие априорной ошибки, заложенной в
основу человеческой высшей нервной деятельности. Ценой этой ошибки,
по-видимому, эволюция облегчила взаимодействие между людьми. Известно, что если
повысить чувствительность прибора, он станет чувствительнее и к помехам. Так и
мы, с полужеста и полуулыбки понимая близких людей, а заодно лошадей и собак,
различаем лица и морды в орнаментах ковра или часовом циферблате. Далеко ли от
диалога с вещами до диалога с их духами? От заклинания духов до молитвы богам?
История религий неплохо прослеживает эти переходы. Основное отличие человека от всех остальных животных, это развитая вторая
сигнальная система, предполагающая абстрактное мышление и общение при помощи
абстрактных понятий. Чтобы мыслить абстрактно, надо уметь обобщать. Место
конкретных вещей занимают обобщённые универсальные обозначения -
"дерево" обозначает все деревья, "камень" - все камни, итп.
Как скоро это произошло, и конкретные образы в голове сменились понятиями,
становится вопрос - что же первично, понятие, или конкретные вещи? Ответ отнюдь
не очевиден, ведь и то и другое "изнутри" человеческого сознания
выглядит одинаково реальным. Теория идей Платона отдала первенство абстракциям,
более общие из которых "эманируют" более частные и конкретные, и так
до реальных предметов вещественного мира. Любой предмет отражает породившую его
идею в неполном, испорченном виде, и должен стремиться к "совершенству",
то есть к тождеству с ней. Предельное обобщение совершенно - это идея идей,
философский абсолют, бог, кому как больше нравится. Такая идея будет самой
"идеальной", и в то же время, по логике Платона, самой реальной из
всех. Стоит ли винить Платона за эту бессмыслицу? Вряд ли, ведь кто идёт впереди,
первым и падает в яму. Эта яма оказалась вырыта природой при строительстве
человеческого разума. Как известно, наследие Платона и его последователей легло
в фундамент европейской мысли последующих веков, христианской, и не только.
Так, даже в диалектическом материализме основным вопросом философии считается
первичность материи или духа - очень "платоновская" постановка
вопроса. Все мы говорим об "идеальном" и "совершенном" в
повседневной жизни. Только сейчас платоновская парадигма начинает сменяться
парадигмой эволюционной. Итак, в основе "гипотезы" бога лежат не опыт и рассуждение, а три
априорные интуитивные ошибки, следствие эволюционных компромиссов в конструкции
человеческого разума. По названию тех культурных явлений, к которым они
приводят, их можно назвать - анимизм, креационизм и идеализм. Это три
изначальных корня комплексной проблемы религиозности. В их априорной,
подсознательной природе кроется причина их феноменальной живучести и
недоступности для рационального разубеждения. Тем более неистребимыми делает
эти пороки традиция, консервируя их следствия в культуре в виде народных
верований, церковных догм или модных псевдотеорий. "Баги" в
"прошивке" человеческого мозга порождают агрессивный информационный
вирус, легко заражающий даже тех, кто, казалось, был от него ограждён или
избавлен. Так умножаются народные, церковные и псевдонаучные суеверия, поражая
восприимчивый к ним человеческий разум. Что же получает человек, возводящий психологическую иллюзию бога в
"гипотезу", и пристрастно подыскивающий для неё "доказательства"? Непознаваемость бога нивелирует всякую объяснительную силу предположения о
его существовании. Списывая непонятые нами явления на его вмешательство, мы
ничуть не продвигаемся в их познании. Уже поэтому отсутствие или
противоречивость научных данных в той или иной области не может давать
преимущества религиозному мировоззрению. Мир никогда не может быть познан до
конца, но и бог может быть "познан" лишь в той небольшой мере, в
которой он якобы пожелает открыться адепту. Нам недоступно понимание механизмов
возникновения субстанции из ничего, возможно оно даже лежит за пределами
возможных для нас аналогий. Нам недоступно понимание того, что и как определило
её свойства, обнаруживаемые во вселенских законах. Нам никогда не восстановить
досконально историю Вселенной, Земли или собственного вида – часть деталей
навсегда останется неизвестной, уже хотя бы потому, что детализации нет
предела. Но и книга "Бытие" даёт своим поклонникам лишь иллюзию
ясности за счёт скупости и скудости своих слов. Последовательно двигаясь по стезе научного знания, мы можем только
сочувствовать слепоте древних авторов Библии. Так, религиозный пиетет Соломона
преумножало восхищение тайной появления костей ребёнка в чреве матери. Теперь
эмбриология накопила достаточно знаний о механизмах их формирования. И что же,
среди учёных нет верующих? Полно. Их подсознание находит для веры новые
"рациональные" поводы. Если христианин говорит, что бог послужил образцом для человека, и сам
подобен ему, то мы знаем, что это нонсенс. Ведь человек стал таким, каков он
есть, в ходе спонтанной эволюции, благодаря условиям жизни своих предковых
форм. Или предки "отца-вседержителя" тоже нуждались в членораздельной
речи, а значит, в абстрактном мышлении, для координирования действий на охоте?
Если некий "пра-бог" не жил в патриархальной стае и не бегал с
дубиной за мартышками, у бога авраамистов нет причин походить на человека ни
образом мысли, ни образом чувства, и соответственно, нет причин создавать
человека таким, какой он есть. Зато анализ мышления человека, работающего по
принципу аналогии, замечательно объясняет, почему человек мыслит выдуманного им
бога схожим с самим собой. Понимание подсознательных психологических истоков религиозности наверняка
может быть значительно глубже изложенного в этой короткой статье, и стоит
труда. Пока же мы получаем возможность не рыться без толку в грудах специальной
литературы, разбираясь в недобросовестных или передёрнутых "научных"
аргументах, характерных для сетевых христиан, а снимать их центральную
"гипотезу" до обсуждения. Как бред суеверного дикаря. © Константин Бояршин
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4622