Кирилл и Мефодий – "святые" фантомы православия
04.04.2012 Статьи/Христианство
Вопрос возникновения письменности на Руси до сих пор является вопросом важным
и спорным. Пожалуй, одной из основных версий является церковная. Вот как видит
её Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 21 сентября 2010 года в ходе
Первосвятительского визита на Дальний Восток он ответил корреспонденту телеканала
«Россия»: «Православная Церковь хранит в своей истории, в своем Предании замечательные имена
святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле мы Церковь Кирилла
и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью
славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном
языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные
мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное – они стали
говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую
грамматику и перевели на этот язык Слово Божие». Это, конечно, новое прочтение, но всё же старого и избитого: «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое
наследие Арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями
культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно
не приспособленные для умственной деятельности» (Пауль Йозеф Геббельс, 1942, «Дневники»). Таким образом, мы видим, что к началу
21-го века у некоторых сложилось неправильное представление о славянском мире.
И оно транслируется в таких вот ошибочных интервью. Такое случается потому, что неправильные данные проникли в научные коммуникации.
Так, статья «Кирилл и Мефодий» в БСЭ говорит, что «Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники
христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский
язык». Но, как известно лингвистам, «славянского языка» не существует; есть группа,
или семья славянских языков. Кирилл и Мефодий не могли сделать перевод на все
славянские языки сразу, потому что эти языки требуют перевода между собой. Отметим
это противоречие. «В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл – глаголицу
или кириллицу (большинство учёных считают, что глаголицу)». И это второе противоречие в церковной теории, подтверждённое в статье «Кириллица»
того же источника: «Кириллица, одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя
середины 9 в. Кирилла. Большинство учёных,… считают, что Кирилл создал глаголицу». Брокгауз и Ефрон вторят: «Вопрос о том, какую азбуку изобрели братья для славян, – глаголицу или так называемую
кириллицу, – спорный», – и уточняют. – «Язык перевода был болгарским наречием, по мнению большинства, или наречием паннонских
славян». И лингвист М. Фасмер солидарен: «Кириллица – название изобретенного Кириллом (глаголического) алфавита». Современные учёные – специалисты в древнерусских системах письма – единодушны:
Кирилл изобрёл для западных славян глаголицу. Вопрос с кириллицей остаётся открытым. Кирилл «создал первую славянскую азбуку» в 863 году, но старейшие кириллические памятники датируются лишь веком позже:
древнеболгарские – надпись Мостича (10 в.), надпись царя Самуила (993 г.), надпись
Ивана-Владислава (1016 г.); рукописи 11 в. Это третье противоречие. Оно усиливается
тем, что к настоящему времени обнаружено более 1000 берестяных грамот в 11-ти
городах Древней Руси: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск,
Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий, расположенных далеко
от центров православия того периода – от Византии, Киева, Болгарии. Это четвёртое
противоречие. Пятое противоречие в церковной теории в том, что ранние грамоты написаны в 11-м
веке, то есть до прихода христиан: в Новгороде – грамоты №№ 89, 90, 123, 181,
245, 246, 247, 427, 428, 526, 527, 590, 591, 593, 613, 733, 753, 789, 903, 905,
906, 908, 909, 910, 911, 912, 913, 914, 915, 915-И и в Старой Руссе № Ст. Р. 13.
Всего – 31 грамота. Наиболее ранняя дата – 1025 год. Наиболее поздняя – 1100 год.
Однако Новгород был крещён только в 12-м веке, поэтому 95 процентов грамот хозяйственного
содержания. Почти нет христианских грамот – это шестое противоречие, а седьмое
в том, что к началу 11-го века новгородцы писали адресатам светским, находящимся
как внутри города, так и в деревнях, в других городах. Академик А.А. Зализняк утверждает, что «эта древняя система письма была очень распространенной… Эта письменность была
распространена по всей Руси». Уже в самом начале 11-го века весь русский народ свободно писал и читал –
«прочтение берестяных грамот опровергло существовавшее мнение о том, что в Древней
Руси грамотными были лишь знатные люди и духовенство. Среди авторов и адресатов
писем немало представителей низших слоев населения, в найденных текстах есть свидетельства
практики обучения письму – азбук, прописей, числовых таблиц, «проб пера»». «Есть одна грамота, где, вроде бы, некоторый год обозначен. Писал его шестилетний
мальчик». Писали практически все русские женщины. А.А. Зализняк: «Сейчас мы совершенно точно знаем, что значительная часть женщин и читать, и писать
умела. Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное,
с большим развитием, в частности, женского участия, чем общество ближе к нашему
времени. Этот факт вытекает из берестяных грамот совершенно ясно». И это притом, что «и Византия, и Запад были мало заинтересованы в проповеди христианства среди варварских
племён славян», потому что «это люди второго сорта, это почти звери», – как сказал Кирилл. И это восьмое противоречие. Археолог академик Б.А. Рыбаков опубликовал уникальные данные: «Существует укоренившееся мнение, что церковь была монополистом в деле создания
и распространения книг; мнение это усиленно поддерживалось самими церковниками.
Верно здесь лишь то, что монастыри и епископские или митрополичьи дворы были организаторами
и цензорами книжного списания, выступая нередко в роли посредников между заказчиком
и писцом, но выполнителями зачастую оказывались не монахи, а люди, не имевшие
никакого отношения к церкви. Мы произвели подсчёт писцов в зависимости от их положения.
Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась
мирянами; для 14 – 15 вв. подсчёты дали следующие результаты: митрополитов – 1;
дьяконов – 8; монахов – 28; дьяков – 19; попов – 10; «рабов божьих» – 35; поповичей
– 4; паробков – 5. Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е.
57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы
в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа
на рынок». Это девятое противоречие. Таким образом, на Руси писали не попы, а русский народ! Именно поэтому «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в. по степени женской грамотности – в
пользу Новгорода» (А.А. Зализняк). Усилиями церкви к 18-му веку русский народ стал неграмотным.
И это десятое противоречие. Мы привели только десять противоречий в церковной теории о происхождении на Руси
кириллицы. Если подробно разобрать житиё Кирилла, можно найти ещё десять – двадцать,
например, Кирилл не знал русского языка, за изобретение кириллицы он был сослан
в Моравию, кириллица была запрещена церковью с самого начала её существования,
богослужение на кириллице с самого начала было запрещено. Но это достойно отдельного
исследования. Здесь же мы разберём этимологию «кириллицы», позволяющей церковникам
отождествлять русский вид письма с личностью Кирилла, которого на самом деле звали
Константином. Начиная поиски источников мифа «о Кирилле – изобретателе кириллицы», мы обратимся к церковному источнику – Библейская энциклопедия (энциклопедический
словарь). Её третье издание выпущено в 2005 году. Но первое издание – «"Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия" архимандрита Никифора
впервые увидела свет в 1891 г. и до сих пор остаётся лучшим в России непереводным
популярным справочником по тексту Библии. В 1990 г. энциклопедия была переиздана
репринтным способом по благословлению Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II. Помимо сотрудников издательства, в этой работе принимали участие работники
Московской патриархии». Странно, ни церковники 19-го века, ни церковники Московской патриархии не
включили Кирилла и рассказ об изобретении им кириллицы в состав этой энциклопедии. В другом энциклопедическом словаре того же времени (1890 – 1907 гг.) есть статья
«Кирилл», в которой приведён подробный пронумерованный список: «Кирилл, имя нескольких святых и духовных лиц: св., отец церкви, 315 – 386; св.
отец (умер в 444); св., епископ туровский, проповедник и писатель, 1130 – 82…;
к. III, митрополит киевовладимирский с 1250…; преп. белозерский, 1337 – 1427…;
к. Семенович Терлецкий, еписк. луцкий и острожский. Умер в 1607…; Лукарис, 1572
– 1638…» (Библейская энциклопедия). Но «св. Кирилла» в нём нет. Только в статье «Кирилл
и Мефодий» всё же вспомнили, что «Кирилл и Мефодий, св. равноапостольн. просветители славян». В ней же сказано, что «862 братья отправились в Моравию для проповеди на слав. яз. Принесенные братьями
книги на слав. яз. были встречены неприязнью латинского духовенства. Папа Николай
I потребовал их на суд в Рим». И далее: «Язык перевода был болгарским наречием, по мнению большинства, или наречием паннонских
славян». То есть и книги уже были, и язык перевода не был русским. Через тысячу лет после их смерти о будущих святых вспомнили, и 1863 год был объявлен
Римскою церковью «годом славянского юбилея» с центром торжеств в Велеграде (Духовная беседа, еженедельно издаваемая подъ
редакціей протоіерея Іоанна Яхонтова. - СПб. – 1863. - Т. 17. - № 3. – С. 89).
В том же году российский Святейший Правительствующий Синод установил празднование
обоим святым «в память совершения тысячелетия от первоначального освящения нашего отечественного
языка Евангелием и верою Христовою» (Херсонскія Епархіальныя Ведомости. – Одесса. – 15-го апреля 1863 года. – №
8. – С. 92). Но на этом этапе Кирилл и Мефодий ещё не были изобретателями русской
азбуки: новоявленные святые были просто просветителями славян – в христианство. Далее, «в Риме они были канонизированы в 1880 г.», и после 1880 года Кирилла и Мефодия церковь начала официально подавать в качестве
«изобретателей» русской азбуки. Поэтому Брокгауз и Ефрон к статье «Кирилл и Мефодий»
дают библиографию, датированную только последующими за 1880-м годами. Раньше этих
«изобретателей русской письменности» ни Рим, ни РПЦ не знали. Возможностью для осуществления этой операции явилось созвучие русского слова
«кирилица» (одна буква «л»), обозначавшего русскую систему письма и не имевшего
никакого отношения к новоявленным святым с созвучным именем «Кирилл» (две буквы
«л»). В статье «Кириллица» (Брокгауз и Ефрон) приведены оба слова – «кириллица, (кирилица)», которые авторы Энциклопедии 1890 – 1907 лет сопроводили красноречивым прилагательным
– «приписываемое». И в словаре 1940-го года под редакцией Ушакова то же: «Кириллица, кирилица, кирилицы (филол.). Одна из двух древнеславянских азбук». Методы филологии позволяют нам установить правильный ход образования слова, а
также время его образования. Речь идёт о суффиксе -ЕЦ, который «весьма древен и был широко известен к началу нашей письменности. Первоначально
суффикс -ЕЦ широко и активно использовался для образования лиц мужского рода от
глаголов и качественных прилагательных. Эти слова образованы давно и теперь уже
не образуются. Суффикс -ЕЦ, теряя агентивное значение, потерял способность сочетаться
с основами глаголов и прилагательных и стал легко образовывать новые слова от
существительных: ленинец, нахимовец и др.» (Потиха, З.А., Современное русское словообразование, 1970). Теперь церковь и вся «атеистическая» наука утверждают, что термин КИРИЛЛИЦА происходит
от имени КИРИЛЛ и суффикса -ИЦ(А). Но такой метод образования слов для этого суффикса
стал возможным только последнее время, а это значит, что слово КИРИЛЛИЦА, произведённое
от существительного КИРИЛЛ с помощью суффикса -ИЦ(А) – новодел! Лингвист М. Фасмер
в статье «Кирилл» приводит первоначальное название русского письма времени берестяных
грамот – «древнерусское КУРИЛОВИЦА (в «Упырь Лихой», 1047 г.)». Известны русские топонимы: КИРИЛКА – река в Нижегородской области, правый приток
Сундовика, река КИРИЦА и село КИРИЦЫ в Спасском районе Рязанской области, река
КИРЯ – правый приток Суры и др. Буква «л» должна относиться не к основе имени существительного, а являться самостоятельным
суффиксом -Л-, или входить в состав сложного суффикса -ЛИЦ(А). С помощью него
в древности формировались «названия лиц, по действию и состоянию. Этимологически они соотнесены с основой
глагола прошедшего времени с суффиксом -Л- + суффикс -ЕЦ», и уже «от названия лиц мужского пола на -ЛЕЦ- (при основе глагола) образуются названия
лиц женского пола с тем же значением путём замены суффикса -ЛЕЦ- на -ЛИЦ(А)». Таким образом в слове КИРИЛИЦА имеем: суффикс -ИЦ(А), добавленный к глаголу прошедшего
времени, образованному суффиксом -Л-, – КИРИЛ (пример: владел – владелец – владелица).
А к глаголу КИРИЛ должна существовать неопределённая форма, например: кирить,
кирать, киреть, кирять. А с учётом уточнения М. Фасмера, что корень в старом варианте
был КУР, у него же находим: «КУРАТЬ – «небрежно шить, писать каракули»». Андрей Тюняев, академик РАЕН, президент Академии фундаментальных наук, член Союза
журналистов России, член Союза журналистов России
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 7246