Авторство: Цоглин Аркадий

Как верили предки. Народные пословицы о религии


23.03.2012 Статьи/История

Важной составной частью культурного богатства народа заслуженно считаются пословицы и поговорки. В них отчетливо и всесторонне и притом в сжатой форме воплотилась вековая мудрость этноса. Пословицы охватили все стороны народной жизни, немало в них и  суждений о религии, церкви   и  ее служителях. В прошлом усилиями власти и церкви в жизнь общества веками внедрялись религиозные обряды и понятия, что не могло не наложить сильный отпечаток на образ мыслей народа. В некоторых кругах общества бытует мнение, что наши предки были неколебимо набожны и глубоко преданы Богу. Даже возникло определение русского народа «народ – богоносец». Это мнение создано деятелями церкви, так как очень выгодно им. Церковники придумали и внедрили в сознание народа большое количество изречений, основанных на традиции и выражающих назидательный характер их проповеди. Например:

-- Одно спасение – пост да молитва.

-- Молись иконе да будь в покое.

-- Пост да молитва небо отворяют.

-- Богу молиться – вперед пригодится.

Авторы этих церковных пословиц пытаются выдать их за народную мудрость. Но подлинные народные пословицы заметно отличаются от подобного поучительного словотворчества, хотя тоже нередко говорят о вере и молитве. В прошлом широко употреблялась пословица «Вес да мера – христова вера». Как возникло такое сравнение? Для простых людей вес и мера были реальными величинами. Уравнивание с ними веры в бога явно не в пользу последней. С этим связана другая народная пословица — «Вес – не попова душа». Глубокая вера несовместима с таким пренебрежительным отношением к  служителям церкви. Снижение  образа бога путем сравнений было частым явлением в фольклоре. Вот несколько образцов пословиц такого рода:

-- Деньга не бог, а полбога есть.
-- Деньга попа купит и бога обманет.

В них подчеркивалось могущество денег, превосходящее силу бога в представлении простых людей.
Постулат божьего всемогущества и милосердия, внушаемый церковниками, вызывал порой у  людей  ироническое отношение, что отражалось в пословицах:

-- Бог поберег и вдоль и поперек.
-- Ох, ведает про то бог, отчего живот засох.
-- Кто сам себя стережет, того и бог бережет.

Интересно, что в некоторых пословицах сохранилось воспоминание о раннем периоде крещения Руси. В частности, о кровавом принуждении к новой вере в древнем Новгороде народ сложил пословицу --  « Добрыня крести мечом, Путята — огнем». Здесь употребляются имена князей, заставлявших народ принять христианскую веру насильно. О том, как трудно приживалась христианская вера на Руси, свидетельствуют пословицы того времени:

-- Веру переменить – не рубашку переодеть.
-- Менять веру – менять и совесть.

 Критически относясь к догматам этой христианской веры, люди говорили: «Свой вертеп лучше Синайской горы». Для них свой дом, даже убогий, был важнее священной горы, на которой, по библейской легенде, пророк Моисей разговаривал с богом! Близка по смыслу к этой пословице и другая – «Наша горница с богом не спорница: каково на дворе, таково и в ней». Под видом безропотного преклонения перед высшей силой здесь сказалась горькая ирония по поводу бедной жизни.

Церковь постоянно внушала народу мысль о его греховности, чтобы вызвать чувство религиозного покаяния. Она пустила в обращение такие афоризмы:

-- Един бог без греха.

-- Один бог безгрешен.

-- Виновен да повинен – богу не противен.

Но ожидаемого смирения не получалось. О своей греховности   простые люди часто тоже говорили с иронией:

-- Согрешающих видим, о кающихся бог весть.
-- Благословясь не грех.
-- Что грешно, то и потешно.
-- Не скажешь: аминь, так и выпить не дадим.

До сих пор широко бытует пословица — «И рад бы в рай, да грехи не пускают». В ней проявилось мнимое смирение, а, по сути, пренебрежение церковной райской сказкой. Не верят люди в реальность христианского рая, и все тут!

В ответ на настойчивые призывы священников регулярно молиться в церкви народ сочинил немало остроумных пословиц:

-- Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
-- Не до обедни, коли много бредни ( т.е. хозяйственных забот).
-- Нужда — богомолка.

Реальная жизнь показывала людям тщетность молитв, что отразилось в пословице  «Нет тяжелее: богу молиться да долги платить». Народ сознавал, что мотивом молитвы нередко служит лицемерие. Отсюда пословицы — «Добрый вор без молитвы не украдет», «Зашел в чужую клеть молитвы петь», «Вор слезлив, а плут богомолен», «Иной по две обедни слушает да по две души кушает».
 Кто не слышал насмешливую пословицу — «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет»? В ней проявилось ироничное отношение к умственным способностям истовых богомольцев.

В пословицах выражалось и скептическое отношение к церковным постам. Это чувствуется в таких выражениях:

-- Постись духом, а не брюхом.
-- За еду не быть в аду.
-- Бес и хлеб не ест, а не свят.

Люди отстаивали  право самим решать, поститься им или нет:

-- Среда да пятница в доме не указчица.

Опыт показывал, что длительные посты истощают тело, наносят вред здоровью. Это наблюдение породило такие пословицы:

-- Зачал говеть, да стало брюхо болеть.
-- Рада бы душа посту, так тело бунтует.

Часто сельские  люди делали вывод о необязательности постов:

-- Пост не мост, можно и объехать.
-- Согрешил, накрошил да и выхлебал.
-- Кому скоромно, а нам на здоровье.

              *                    *                         *
Выдающийся общественный деятель России ХIХ века Виссарион Белинский в своем знаменитом письме Гоголю решительно возражал против установившегося официального мнения о боголюбивости  и особой религиозности русского народа. Он убежденно писал: «По-вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности…мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме…». Интересно, что Белинский в подтверждение своих мыслей использовал одну из выразительных народных пословиц.
Составитель знаменитого Толкового словаря Владимир Даль иллюстрировал слово «церковь» такой пословицей: «Близко церковь, да далеко от бога». Смысл пословицы откровенно атеистичен и антицерковен. И таких пословиц в словаре Даля немало:

-- Сковородный звон лучше колокольного.

-- Не строй семь церквей, пристрой семь детей.

-- Поп сидя обедню служит, а миряне лежа богу молятся.

--  Голодному да заботному долга обедня.

-- На бедняка и кадило чадит.

                 *                 *                        *

Церковь внушала народу противоречивые понятия. С одной стороны, утверждалось, что человек — ничтожное существо, целиком находящееся во власти Бога. С другой стороны, в богословии закреплена идея о том, что человек создан по образу и подобию божьему. В результате, некоторые развитые люди стали сравнивать себя с богом не только по внешности, но и по сути. Так, поэт Державин писал о людях, то возвышающих, то унижающих себя:

Я -- царь, я -- раб,
Я  -- червь, я -- бог!

Поэт отмечал в этих строках сложность жизни и человеческой натуры. Он догадывался, что именно люди сотворили себе бога, наделили его многими своими признаками. Это проявилось и в народных поговорках:

-- Ваши слова да богу в уши.
-- Он живет как у Христа за пазухой.
-- Он бога за бороду ухватил (об удачливом человеке).

В них богу приписывают человеческие органы (уши, бороду), он одет в обычную одежду (имеет пазуху). В церковном мифотворчестве небесная божественная иерархия напоминает земную государственную власть во главе с царем - самодержцем, который повелевает целым отрядом архангелов и ангелов. В его услужении находятся многочисленные святые угодники. Даже используется аналог тюрьмы – ад с его палачами и служителями — чертями. Церковь активно  поддерживала самодержавную царскую власть как богоугодную. С этой целью церковные авторы  придумали такие пословицы:

-- Все божье да государево.
--Богом да царем Русь крепка.
-- Никто, как бог да государь.
-- Бог ведает да царь.

Фразу «Все божье да государево» царь Иван Грозный включил в наказ гонцу, направляя его польскому королю Сигизмунду. Такая идеология была очень выгодна ему и другим самодержавным правителям. В ее основе лежат слова евангельского Христа: «Воздайте кесарево кесарю, а божие богови». В связи с этим возникла и церковная пословица — «Правда божья, а воля царская». В настоящее время стало модным идеализировать царскую власть минувших веков. Это связано с усилением влияния православной церкви, всегда поддерживавшей монархию. Создаются предпосылки для установления в России политического строя, близкого самодержавному правлению (многолетнее управление страной одного известного политика).

Но в народе о верховной власти и ее божественном происхождении сложили другие пословицы, куда более точно отражавшие реальное положение вещей.
-- За глаза и про царя говорят.

В недоговоренности этой пословицы скрыт намек, что говорят о царе недоброе, такое, что страшно бывает высказать открыто. У нее был и более откровенный вариант, вошедший в фольклорные сборники дореволюционного времени — «Заглазно и царя бранят». Были в ходу и такие пословицы:

-- Царский праздник не наш день, а государев.
-- Царю из-за тына не видать.
-- Царю в народе, а киселю в брюхе место будет.

Если вспомнить, как говорили в народе о «кисельной сытости»  -- «Барская милость — кисельная сытость», то  последняя «царелюбивая» пословица приобретает явно иронический смысл.
Существовали и такие пословицы, в которых люди насмешливо снижали царский образ или уравнивали себя с носителями высшей власти:

-- Муха и царю кусает брюхо.
-- Веник в бане и царя бьет.
-- Царь без слуг как без рук.

О недоступности народу царской власти сложили пословицу — «До неба умом не сигнешь, до царя рукою». В ней проявилась и чуждость «неба» простым людям, не понимавшим церковной веры. Широко бытовала пословица «Бог высоко, а государь далеко», возникшая во время правления Петра I. В начале 20 века резко усилились бунтарские настроения среди рабочих. Они выражались и  в форме пословиц, в которых задевался  образ бога. Например:

-- Богу и царю служить – без штанов всю жизнь ходить.
  --  Шахтер богу не родня: его бойся как огня.
                       
*                         *                              *

В Толковом словаре В.Даля собрано много пословиц, характеризующих отношение народа к духовенству, которое зачастую было явно критическим. Ирония видна в таких пословицах:

-- Поп в колокол, а мы за ковш.
-- Попы за книжки, а мы за пышки.
-- Шел в церковь, а попал в кабак, ну, ин так.
-- Хоть церковь и близко, да ходить склизко.
-- Три попа, да заросла в церковь тропа.

Противопоставление церковных и народных интересов в этих пословицах совершенно очевидно.
Целый пласт пословиц был связан с монастырями и монастырской жизнью:

-- Старичок Сергеюшка в шелк-бархат всю братию одел (пословица говорит о Троице - Сергиевой лавре).
-- Не земля монастырь кормит, а мужичок.
-- Монастырщина что барщина.
-- Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив.
-- Не от бога лавре благодать, а от богомольцев.

В этих пословицах видно осуждение корыстолюбия монастырского начальства.
Решение человека стать монахом в пословицах тоже получало негативную оценку:

-- От беды в чернецы.
-- Дожила голова до черного клобука.
-- Постриженный – что отпетый.
-- Келья гроб – и дверью хлоп.
-- Вчера с кистенем, сегодня с четками (среди монахов были и преступники).
О монахах резко говорили «Монах -- он умом не ах» (комментарии излишни).
До сих пор бытует фразеологизм «подвести под монастырь» с ясным значением --  подвергать кого-то неприятностям.

Эти пословицы красноречиво свидетельствуют о том, что в русском народе религиозная вера была слаба и часто встречала насмешливое отношение. Не было большого почитания церковных устоев и молитв. Люди видели, что церковь связана с неправедной властью и поддерживает ее. Конечно, всегда была часть населения, подверженная церковному влиянию — старые или  душевнобольные люди, искавшие в религии утешения от житейских невзгод, убежища от одиночества. Эта  социально инертная группа и сегодня составляет церковную паству. Фанатизм был и остается уделом православных сект старообрядцев, пятидесятников и т.п., ведущих замкнутое существование. Но молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, стоит серьезно подумать о роли религии и церкви в прошлом и в настоящее время. Хорошую помощь в этом им оказывает изучение русского фольклора, в том числе пословиц и поговорок о боге, вере и церкви.

Аркадий Цоглин, г. Саратов

Посмотреть и оставить отзывы (226)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Еврейская старина по Второзаконнику
  • История по  Священнику
  • Были ли церковные гонения в СССР?
  • Гибель империи: Российский урок и наглая ложь архимандрита Тихона (Шевкунова)
  • Порочность христианства

    Пришествий на страницу: 3056