Авторство: Добрынин Роман

Будущий патриарх РПЦ МП митрополит Кирилл


08.02.2007 Статьи/РПЦ

Источник:Интернет-журнал "Добрые люди"

Внимание прессы к выступлениям митрополита Кирилла (Гундяева), тот общественно-политический вес, который он приобрел в последнее время, внимание Президента Путина, - даёт право предположить, что перед нами, наиболее вероятно, будущий патриарх РПЦ.

Анализируя его деятельность и последние публичные выступления, можно сделать вывод, что если этот человек придёт к власти, самая тоталитарная структура Российской Федерации – Русская Православная Церковь, приобретет самого авторитарного и жёсткого владыку, что, несомненно, окажет свое влияние на различные слои и сферы жизни россиян.

Хотелось бы прокомментировать некоторые взгляды и убеждения митрополита Кирилла, которые помогут читателю сделать соответствующие выводы относительно личности возможно будущего патриарха РПЦ МП.

Митрополит Кирилл – всегда был наиболее яркой фигурой среди членов Синода. Прекрасно зная слабые стороны синодалов, он умело манипулировал ими. Это – основной талант владыки. Слабые головы туманило его наглость и красноречие.
Перед его безудержным напором синодалы не могли устоять, зная о его связях в высоких сферах. Благодаря неуемной энергии, прекрасной памяти и поверхностной нахватанности, он всегда был вхож и в правительственные кабинеты, и в Администрацию Президента. Тесная дружба с Березовским также принесла свои плоды – владыка располагает компроматом не только на весь епископат, но даже на патриарха, и изредка сбрасывает его в прессу.

«Хозяйственник»

То, что митрополит Кирилл больше политик, чем духовный пастырь, между строк сквозит в каждом его выступлении.

Так, например, недавно состоялось награждение Президентом Путиным митрополита Кирилла орденом "За заслуги перед Отечеством" (II степени) "за большой личный вклад в развитие духовных и культурных традиций и укрепление дружбы между народами".
Глава государства отметил, что Екатерининский зал, в котором происходило награждение, является традиционным местом проведения торжественных мероприятий, где награждаются выдающиеся граждане страны, люди, которые возвышают и укрепляют Россию, принося ей успех, раскрывая и обогащая ее экономический, гуманитарный, научный потенциал.
Митрополит Кирилл, в свою очередь, отметил, что сегодня Россия выходит из кризиса, переживает новый этап своего развития, который можно назвать модернизацией. В частности он отметил: "Люди хотят летать на новых отечественных самолетах, ездить на хороших российских автомобилях, все мы хотим иметь современную науку, развитую культуру, спорт, хотим жить в современной стране".

И вот таким языком и такими ценностям владыка Кирилл апеллирует в большинстве своих выступлений. Ну чем не политик? Напомним, что ещё в пору зарождения христианства - всевозможные епископы, дьяконы - выполняли роль хозяйственных администраторов. Духовное же водительство осуществляли старцы, посвященные в мистику христианства. Постепенно, будучи более напористыми и своевольными, «хозяйственники» сконцентрировали всю внешнюю власть в своих руках, оттеснив «духовных». Не понимая сути духовного преображения души, «хозяйственники» всегда акцентировали внимание на внешнем благополучии и устроении церковного института. Последний – постепенно отождествился в их сознании с Филиалом Царства Божьего на земле, поэтому упрочение его позиций в мире сем, всегда являлось для них приоритетным.
Забота «хозяйственника» митрополита Кирилла об укреплении церковного института и о возвышении России, никакого отношения к духовности, преображающей человеческие души, не имеет. Напротив, как воспринимаемый православными россиянами «духовный» лидер, митрополит Кирилл служит примером устроителя внешнего, материального, политического благополучия. Для церковного деятеля, при всех плюсах от его деятельности, это ошибочный путь, идущий в разрез со словами Христа: «Царство Моё – не от мира сего».

Этот вывод ещё раз подтверждает недавнее заявление митрополита Кирилла на научно-церковной конференции, приуроченной к 1700-летию восшествия на престол основателя Византийской империи Константина Великого, на которой он сказал, что Православная церковь может обеспечить стабильность и процветание государству в современной России, как это было при Константине Великом в Византийской империи.

Аналогии с современностью, по словам митрополита Кирилла, возникают каждый раз при анализе времени императора Константина. Например, по его мнению, сегодняшнее "столкновение норм христианского предания с нерелигиозной культурой современного секулярного общества" напоминает "столкновение христианской доктрины с вызовами греко-римской философии и римского права", происходившее в Римской империи.
Поэтому, подчеркнул православный иерарх, раздающиеся ныне призывы к Церкви "устраниться от этой культуры, объявить крестовый поход всему безбожному миру" противоречат мнению святых отцов эпохи Константина, сумевших "выработать синтез" христианства и эллинизма, положенный в основу Византийской империи.
"Не настало ли и сегодня время синтеза? Для меня нынешняя эпоха является как раз таким временем", - заявил митрополит Кирилл, добавив, что восприятие современности как "эпохи синтеза" может помочь сегодня "повторить успехи и избежать ошибок эпохи Константина".

Не вдаваясь особо в теологию и историческое развитие христианства, скажем, что по мнению многих современных исследователей, за прошедшие века произошло смешение общепринятого, «догматического» христианства с другими религиями и с тем же самым эллинизмом. Косное сознание современников Христа не смогло в полноте принять и сохранить учение своего Основателя. Пытаясь найти опору в понятном и привычном иудействе, христиане постепенно привнесли в свою новую религию множество элементов старой веры. Примером может послужить хотя бы известная традиция во время православной службы сменять одежды служащего архиерея. Откуда появился этот обычай? Из древнего иудаизма, когда раввины, закалывая жертвенных агнцев, к середине богослужения были по локоть в крови. Приходилось переодеваться.
Дальнейшее же смешение христианства, его приспособление, догматизирование, адаптация, т.е. «синтез», на который ссылается владыка Кирилл привели к тому, что изначально сердечное, мистическое, вдохновляющее учение Христа превратилось в сухую, понятную, культовую религию.
Но митрополит Кирилл, как «хозяйственник», говоря о синтезе, так высоко не мыслит. Чистота веры, в его сознании, ценится не особо высоко, когда речь идёт о возможном проникновении православия в новые сферы влияния.

Наконец, еще одной аналогией с эпохой Константина, по словам митрополита Кирилла, является тот факт, что многие чиновники сегодня принимают христианство "не из искренних побуждений, а согласно старому римскому принципу - чья власть, того и религия".

Это слова, в устах иерарха церкви, вообще звучат кощунственно, как злая усмешка – в полноте отражая самодовольство представителя монопольной религии.

Покровитель «голубых»

Недавно состоялась встреча митрополита Кирилла со студентами МГУ, на которой он отвечал на вопросы и, в частности, была затронута тема гомосексуализма. Владыка заявил, что борьба Церкви с однополыми браками и гей-парадами является протестом не против конкретных гомосексуалистов, а против их стремления превратить грех в общественную норму.
"Мы не осуждаем человека за его отклонения, но мы не хотим, чтобы это отклонение от нормы стало допустимым для общества образцом жизни", - заявил владыка Кирилл.
Он подчеркнул, что сексуальная ориентация является "личным делом каждого, нельзя за это сажать в тюрьму и репрессировать, как это было когда-то".
"Осуждать человека за его личный выбор - дело совести каждого. Кто, как не Церковь, больше всего говорит о недопустимости осуждения?" – отметил митрополит.
Между тем, по его мнению, "общество не может провозгласить грех как некую норму". "Если мы провозгласим возможность альтернативы в этой области - давайте будем последовательны и провозгласим ее и в отношении к убийству", - приводит параллель митрополит Кирилл.
"В обществе всегда будет присутствовать грех и порок, но этот факт не обязывает нас идеализировать его и превращать в некую "альтернативную" норму бытия", - заявил представитель Московского Патриархата, комментируя позицию Русской Православной Церкви в отношении "гей-парадов".

Молодежь является для РПЦ «лакомым куском», поэтому открыто и правдиво высказать свое отношение к гомосексуализму – значит отторгнуть современное молодое поколение узостью и консервативностью своих взглядов. Ловко и красноречиво лавируя сравнениями, митрополит Кирилл пытается завоевать популярность. Хотя его зам – протоирей Всеволод Чаплин, был однозначен в своей оценке, когда около года назад Русская православная церковь заморозила отношения с Лютеранской церковью Швеции именно из-за благословения последней однополых союзов.
"Православная традиция осуждает любые сексуальные отношения между лицами одного пола. Они всегда и в любом случае считаются грехом, как бы себя ни именовали те, кто в них вступает, - супругами, партнерами ли, или как-либо еще", - подчеркнул отец Всеволод.

Скандалы, связанные с похождениями епископов-гомосексуалистов, давно сотрясают Русскую церковь. Мощное лобби в «митрополитбюро» всегда прикрывало своих ставленников. Активно поддерживал голубых и митрополит Кирилл, которого никак нельзя отнести к епископам нетрадиционной сексуальной ориентации. Но как опытный интриган он понимает, что управлять и манипулировать голубыми епископами гораздо легче. Именно поэтому он всегда оказывал им мощную поддержку.
Мог ли такой человек, вместо того чтобы рассуждать об абстрактной общественной норме, явить перед молодёжью истинно духовные образы - чистоты, целостности и устремления к идеалам? Вряд ли, так они ему не знакомы.
Здесь не идёт речь о допустимости или запрете в нашем обществе такого явления как гомосексуализм. Это отдельный разговор. Церковь, в данном случае, не подавая правильных образов жизни без греха, сама потворствует ему. Оправдывая личностный порядок, рассуждая о неких моральных принципах и пользе для общества, митрополит Кирилл вновь противоречит той религии, которую сам вроде бы исповедует.

Гонитель инаковерующих

На той же встрече со студентами МГУ, митрополит Кирилл высказал своё отношение к «катакомбным» церквям. Он считает, что сегодняшние псевдоцерковные организации, называющие себя "катакомбными", играют роль маргиналов церковной жизни, и для Русской церкви исключено стремление к воссоединению с подобными радикально оппозиционными по отношению к ней структурами. Современные организации, называющие себя "катакомбными церквами", по словам владыки Кирилла, "сегодня играют роль канализационной трубы, которая локализует нечистоту", существующую в сегодняшней церковной жизни. "Они ("катакомбные церкви") будут и дальше заниматься своим фольклором - Бог с ними, пусть этот клуб по интересам присутствует", - добавил он в заключение.

Бросается в глаза неприкрытое презрение к тем, кто посмел идти своим путём, кто составил конкуренцию церковному институту православия. Не хватает духу митрополиту признаться, что структура, к которой он сам принадлежит – не имеет никакого отношения не только к православию, но даже к Русской Православной Церкви, так как создана приказом Сталина в 1943 году. А «презренные» им «катакомбные» церкви ведут свое происхождения от патриарха Тихона, изведенного со свету коммунистами за нежелание сотрудничать с ними в годы советской революции. Тогда, пойдя на сделку с советской властью, митрополит Сергий Страгородский «спас» церковь, в храмах которой коммунисты запретили верующим молиться о репрессированный священниках, так как те были причислены к разряду «врагов народа», контрреволюционерам, еретикам и сектантам.

Если митрополит Кирилл станет патриархом РПЦ МП, то, относительно терпеливое отношение к нетрадиционным религиям в России, сменится открытыми гонениями. Многие эксперты сходятся на том, что болезненная реакция на деятельность нетрадиционных религий в России вызвана, прежде всего, формированием властью официальной религиозной доктрины. Русская Православная Церковь МП, оказывая значительное влияние на известные органы, таким образом, пытается воздействовать на сознание людей, формируя определенное предвзятое отношение к представителям других религий. Митрополит Кирилл, как человек жёсткий и активный, в отличие от патриарха Алексия II, однозначно сделает всё от него зависящее, чтобы православие избавилось от конкурентов в своей сфере.

Возможное сотрудничество и сближение с «катакомбниками» не представляет для владыки Кирилла никакого интереса. Их нищета и малое общественное влияние, вряд ли могут привлечь внимание расчетливого митрополита. Другое дело Русская Православная Церковь за рубежом. «Восстановления единства» с которой является сегодня, по словам председателя Отдела внешних церковных связей, основной задачей Московского патриархата.
Также заметное потепление отношений между православными и католическими иерархами, возникший диалог между папой Бенедиктом XVI и митрополитом Кириллом – невольно заставляет задуматься, почему этого не произошло раньше. Видимо папа Иоанн Павел II, как человек более духовный, чем иерархи РПЦ, видел ту ложь, которая сквозила на их лицах. Ратцингер же, - последний «Великий Инквизитор» (до своего избрания папой возглавлял Конгрегацию доктрины веры – в прошлом «Великую инквизицию»), моментально нашли с митрополитом Кириллом общий язык.

Вот некоторые черты Главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Для РПЦ и Президента Путина такой человек на месте будущего патриарха выгоден, так как делает всё возможное для укрепления позиций церкви и России. Остается лишь задаться вопросом: куда и к какому «Богу» приведёт свою паству этот человек?

Добрынин Роман


Посмотреть и оставить отзывы (50)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Комикс про деньги РПЦ
  • В деревне Мучкапского района открыли молитвенную комнату
  • РПЦ вторглась в Африку
  • США внесли Россию в черный список по свободе вероисповедания
  • Митрополитам есть что скрывать от прихожан и государства

    Пришествий на страницу: 3869