Авторство: Нелюбов Иван
Посмотреть и оставить отзывы (0)
Письмо в ФСБ К закону об оскорблении чувств верующих Исламисты потребовали ввести смертную казнь для атеистов С.Белковский: Иисус Христос отправит депутатов Госдумы в утиль Православные активисты: в Москве избит участвовавший в акциях против Pussy Riot Цорионов
Права человека – дело международное
27.11.2006 СМИ/Фундаментализм
В каком смысле это понимают в соответствующих околопатриархийных структурах
Сам факт проведения представительной по названию "Межпарламентской ассамблеи
православия" и довольно представительного по составу участников-организаций семинара
под названием "Православие и права человека", состоявшегося 21 ноября в Москве,
в общем, не удивителен. За последний год этот тезис стал уже хорошо объезженным
коньком, на котором его хозяин, митрополит Кирилл, видимо, пытается въехать в
очередной круг собственного церковно-политического бытия. А еще так удачно совпали
во времени две даты – 60-летие владыки и 60-летие возглавляемого им ОВЦС. Ну,
как тут не поднести еще один подарок в такой изящной экспортно-импортной упаковке,
как "Межпарламентская ассамблея православия". Попутно заметим, что вообще неясна
логика той словесной конструкции, что обозначает данную солидную организацию.
Хотя бы потому, что парламенты и православие все-таки находятся в автономных сферах
жизни.
Но сейчас не об этих красных датах ОВЦС-ного календаря, а о тезисе, озвученном
такими уважаемыми и вполне светскими и респектабельными людьми, как нынешний президент
МАП и глава профильного комитета Госдумы Сергей Попов, а также глава Фонда единства православных народов Валерий Алексеев. Тезис о том, что поскольку в доктрине Православной Церкви человек является образом и подобием
Божиим, все остальные, в том числе и общепризнанные универсальные принципы прав
и свобод, являются вторичными.
Эти тезисы мы слышали неоднократно на протяжении последних месяцев, но, в основном,
из уст церковных деятелей. При этом они дипломатично подчеркивали, что, предлагая
свое видение этого вопроса, они вовсе не отрицают самоценности и равнозначия,
скажем так, светских или секулярных концепций прав человека. Не далее, как в сегодняшнем
номере газеты "Время Новостей" на половине полосы опубликовано интервью митрополита Кирилла "Русская Церковь отнюдь не против идеи прав и свобод человека". То есть, тем
самым дается понять, что даже в таком животрепещущем и одном из самых основополагающих
вопросов Церковь вовсе не собирается вмешиваться в сферу светской власти и устанавливать
свою монополию.
В то же время синхронно, просто совсем к моменту, выступили по вопросу клерикальной
концепции прав человека два вышеозначенных авторитетных господина (лет пятнадцать
назад бывшие не менее авторитетными "товарищами"). Их формулировка, еще более
даже однозначная, нежели у церковников, плюс статус людей, близких к идеологическому
обеспечению правящей партии "Единая Россия" – это сигнал о том, что патриархат
намерен напрямую вторгнуться в политику и идеологию и, мало того, установить в
них на основе своей "правозащитной теории" недвусмысленную монополию. Вторая ипостась
этого подхода в том, что установление такой монополии замыслено не иначе, как
одновременно с активным неприятием того, что "не наше". Так, например, г-н Алексеев заявил, что, конечно, есть концепции прав человека,
например, у наших "братьев-протестантов", но далее жестким тоном добавил, что
все они служат исключительно американскому глобализму и вмешательству Вашингтона
в дела суверенной России.
Тезис о православной концепции прав человека, даже после того, как его огласили
вовсе не рясоносцы, а вполне светские деятели, не стал от этого ближе любому гражданину,
могущему размышлять более-менее самостоятельно. Ну, в самом деле, какой смысл
обозначать общехристианский антропологический принцип Человека-Образа и подобия
Божия исключительно как православный? И тогда уже если и говорить об альтернативной
концепции тому, что изложено во Всеобщей декларации прав человека, то ее следует
формировать как общехристианскую. Иначе вся эта православно-международная деятельность будет еще одним вкладом
в укрепление тотальной ксенофобии в России, печальный опыт которой мы имели в
годы советской власти и призрак которой, изрядно подзабытый за последние 15 лет,
вновь активно витает в атмосфере общественных настроений в России. Другим следствием
такого подхода может стать то обстоятельство, что благородная и понятная в принципе
идея, также чуть ранее озвученная деятелями из руководства РПЦ МП о необходимости
единого межрелигиозного диалога и сотрудничества с целью противостояния наступлению
пресловутого секуляризма, может потерпеть фиаско, еще не начав реализоваться.
О каком диалоге при таком подходе может идти речь? Кстати, представители МАП,
упирая на приверженность не только межконфессиональному, но и межрелигиозному
диалогу, сообщили о начале диалога с межпарламентской ассамблеей Организации Исламская
Конференция. Однако тут же добавил, что в последний момент мусульманская сторона
приняла решение воздержаться от диалога…
Параллельно этому паркетно-лощеному мероприятию вечером того же 21 ноября прошла
премьера фильма "Остров". Здесь тоже предстало перед нами русское православие.
Страшное, трагическое, для кого-то, может, даже чудовищное. Но без кавычек и без
бесконечного ряда "фондов" и "ассамблей", бесконечно далеких от того, что принято
называть живой и потому, наверное, истинной религиозностью. И те, кто лицезрел
целиком событийный ряд вчерашнего дня, невольно не может не задаться почти пилатовским
вопросом – что (и где) есть истина?
"Портал-Credo.Ru"
от 23 ноября 2006 года.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3092