Мы же не физике говорим, а о философии. Вы считаете оправданным противопоставлять понятие "пространство" в философии и понятие "пространство" в физике? Я нет. Вы говорите не о том.
О том самом.
Как раз в диалектическом материализме философия отказалась от нелепой претензии, стоять как бы «над науками» и диктовать им понимание фундаментальных понятий. А стала методологическим обобщением научного познания. И, поскольку так уж сложилось, что конкретные свойства пространства и времени изучает именно физика, философия обязана согласовывать свои методологические рекомендации с ее (физики) данными.
Если так "чисто" брать определение Ленина, то под него и объективный идеализм попадает, что неоднократно отмечалось в философской литературе.
Первый раз слышу про подобную глупость. Небось опять интеллектуальный выкидыш какого-нибудь «перестройщика»...
Материализм, все-таки, основан на некоторых принципах, а именно "мир един в своей материальности", "пространство и время - формы существования материи", "движение материи вечно" и т.д.
Ну и? Да, есть разные формы существования материи. Но возводить их в абсолют – это уже не диамат, а схоластика. Надо, кстати, признать, что именно подобной схоластикой грешили многие советские диаматчики. При Сталине с этим активно боролись, а, начиная с печально известной «оттепели», неявная дискредитация марксистской философии через тупое ее омертвление и превращение в некий набор догм, стала мэйнстримом в советской философии. Разумеется, были исключения, но немного.
Материализм как философское учение есть совокупность идей, которые отражают только всеобщие закономерности, факты, законы нашего мира, установленные наукой. Те примеры о которых писал Прохвессор вряд ли можно назвать всеобщими, это,скорее, частные закономерности, фактики, характерные для микромира.
Вы опять путаете теплое с мягким. Если в нашей повседневности действует исключительно механика Ньютона, это не отменяет факта, что механика Ньютона – просто приближение более общей теории, СТО, приближение для случаев, когда скорости много меньше скорости света. Если вы ощущаете телесность объектов, это никак не отменяет факта, что в действительности подавляющая часть объема любого объекта – пустота. И т.п.
Когда вы рассуждаете о фундаментальных принципах устройства материального мира, надо четко понимать иерархию представлений – в основе лежат именно те «фактики», к которым вы отнеслись так пренебрежительно, именно они определяют эти фундаментальные принципы, а вовсе не наши, крайне ограниченные и приблизительные, бытовые привычки.
Позволю себе процитировать работу по диалектическому материализму под редакцией А. П. Шептулина (М., Высш. школа, 1974)
Вряд ли вы поняли вами же процитированное (ваша характерная черта!), поскольку автор, фактически, проводит ту же мысль, которую я вам излагал выше: «Лишь с развитием преобразующей природу практики и теоретического мышления в абстракции мир расчленяется человеком на его отдельные стороны, на части, для обозначения которых и вырабатываются соответствующие абстрактные понятия. Так возникли, например, понятия пространства, времени, движения, субстрата, материи и т. д.
..."Человеческие представления о пространстве и времени относительны, - подчеркивал В. И. Ленин, - но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаясь к ней"».
В науке некоторые представления могут господствовать очень долго, но новые факты способны перевернуть эти представления, буквально, с ног на голову. Философам, с их преимущественно гуманитарным образованием, очень нелегко бывает осознать этот переворот – достаточно вспомнить, с каким трудом в диамате пересматривался механистический детерминизм, в соответствии с принципами неопределенности микромира. Но пересматривать приходится – если диамат остается наукой, а не тем, во что его пытаются превратить его враги и «друзья» (к последним я, увы, должен отнести и вас).