Наука рассматривается как высокоспециализированная творческая деятельность человека. Основу ее образуют методы исследования, их разработка, применение и совершенствование. Методы определяют достигнутый уровень развития науки и ее возможности в дальнейшем проникновении в область неизвестного.
Научный метод считается фундаментом научного познания и приобретения новых знаний на основе физических доказательств. Учёные предлагают объяснения природных явлений в виде теорий, основываясь на наблюдениях, гипотезах и дедуктивных предположениях. Предсказания (прогнозы), сделанные на основе теории, проверяются экспериментом. Результаты любой достаточно убедительной теории должны быть проверены воспроизводимыми опытами. Если они подтверждаются, то теория принимается. Научный метод предоставляет собой очень осторожный способ построения адекватной и доказанной картины мира. Последовательное применение научного метода отличает науку от лженауки.
Важными элементами научного метода являются следующие четыре шага, повторяемые итеративно и рекурсивно:
Наблюдения (описания, измерения)
Гипотеза (теория) (гипотетическое объяснение наблюдений и измерений)
Предсказания (логические следствия из теории)
Эксперимент (опыты, проверяющие логические следствия из теории)
Каждый из этих шагов проверяется на предмет возможных ошибок.
Из этого следует: теология, астрология - не науки.
С философией сложнее. В ней нет ни доказательств, ни теорем, ни вопросов, которые могли бы быть решены. Сокрее она - описание мировоззрений.
Цитата: "Согласно современным представлениям, утвердившимся также благодаря разработкам позитивистов, все научные высказывания можно разбить на два класса - осмысленные и бессмысленные. В свою очередь, первые делятся на истинные и ложные, что определяется процедурами верификации (проверяемости) на основе экспериментальных, наблюдательных и т.п. операций. Бессмысленные же - такие предложения, относительно которых невозможно утверждать ни то, что они истинны, но также и ни то, что они ложны.
К числу бессмысленных относятся следующие высказывания. Квазионтологические, то есть говорящие об якобы объективном существовании явления. Такие суждения, включая в состав неверифицируемую компоненту, и оказываются бессмысленными (например, "бог существует"). Второй вид - квазисинтаксические. Они хотя и содержат верифицируемые компоненты, но само их соединение в одном высказывании делает последние бессмысленными, например, "Цезарь есть простое число". И третьи --синтаксически неверные, скажем, "Петр выше", "Воронеж севернее".
Предложения философии как раз и квалифицируются как бессмысленные, ибо невозможно подыскать или создать эмпирическую ситуацию, в которой могли бы быть верифицированы типичные философские тезисы типа "материя первична, сознание вторично", "мир бесконечен", "сущность неисчерпаема" и т.п.
Есть и другие аргументы в пользу вненаучности философии. Слишком общий характер ее утверждений. Это делает их по существу безадресными и оттого бесполезными, так как теории, которые претендуют объяснить любой факт, на самом деле не объясняют ни одного.
Но, если даже философия и не наука, здесь нет трагедии. Как заметил однажды Р. Фейнман, математика, поскольку ее объекты лишены природных, вещественно-материальных свойств, не является естествознанием и в этом смысле она не выступает наукой. Однако это вовсе не значит, что с нею что-то неладно. Любовь, например, тоже не наука, но разве это плохо? Одним словом, когда о какой-то вещи говорят, что она не наука, из этого не следует вывод о ее ущербности. Не наука она - вот и все."