А почему нельзя считать религию таким же естественным исторически сформировавшимся регулятивом для социума?
Религия и есть исторически сложившийся регулятив. У меня сейчас есть время и желание для того, чтобы вкрадце высказать мои мысли по этому поводу.
Общество эволюционирует. Очевидно, что эволюция общества не сводится исключительно к научно-технологическому прогрессу - есть еще прогресс общественного сознания. И тут можно провести параллели: технологический прогресс проявляется в постоянной смене старых технологий новыми: тепловая энергия - электрическая энергия - энергия реакции деления - энергия ядерного синтеза и т.д... При этом каждая следующая технологическая ступень ограничивает распространение и применение предыдущих достижений. И это нормально - в этом состоит прогресс.
Прогресс в области общественного сознания проявляется, в свою очередь, в том, что более совершенные формы исторически сменяют менее совершенные, которые сделали свое дело и должны покинуть историческую сцену (или, по крайней мере, перейти на вторые и третие роли). Каждая эпоха и каждый качественный уровень развития общества (общественно-экономическая формация, как говорят марксисты; а наука и техника - это, действительно, в конечном итоге - средства производства) требует своих нравственных норм с тем, чтобы расширить принципиально ограниченную сферу действия юридических законов. Так, моральные нормы эпохи первобытно-общинного строя отличаются от моральных норм эпохи античного рабовладения. Эти, в свою очередь, отличаются от эпохи средневекового феодализма и т.д. Во все времена роль теоретического основания морали играла философия в самых разных своих формах, в том числе, и в форме религии. Эпохе Античности с ее диффузным расселением и небольшими племенами и множеством Полисов соответствует политеизм и его этика. Древний Рим объединил под своим флагом огромную территорию и массу людей. В результате общественным потребностям начал в большей степени соответствовать монотеизм - возникло христианство, определившее историческое лицо Средних веков. Новая эпоха Возрождения потребовала новой этики и морали - возврата к идеалам Античности. С этих пор секуляризация нравственности и вообще общественного сознания идет непрерывно и очень успешно (я, естественно, говорю только о Европейской цивилизации). После Возрождения последовало Просвещение и возникновение науки и "культа разума". После - научно-техническая революция и всеобщее распространение секулярного гуманизма.
Тенденция очевидна. Религия перестала играть ту роль, которую она играла в эпоху разложения Античности и на протяжении всего Средневековья. Теперь религия стала крайне консервативной силой, сдерживающей прогресс общественного сознания, а стало быть, теперь религия (в той форме, в какой она преподносится, например, РПЦ или баптистами) должна либо кардинально измениться и приспособиться к современным историческим требованиям, либо вообще умереть. Западная Европа это давно поняла: теперь направляющий вектор развития - это главное положение гуманизма, толерантность. Христианская терпимость сдерживается рамками библейского догмата, тогда как гуманизм отказывается от этих рамок, оставляя неприкосновенным только действительно необходимые для выживания общества установки, касающиеся жизни и болезненных форм сексуальности.
Гуманистская нравственность и этика более совершенна, чем религиозная мораль. Совершенна в каком смысле? Любая мораль необходима обществу постольку, поскольку она помогает ему выживать и процветать, то есть, способствовать тому, чтобы максимально большее число членов общества были довольны жизнью. Все больше меньшинств видят, то они страдают ни за что.
Несколько примеров. Со времен исследований А.Кинзи, когда стало понятно, что гомосексуальность - не болезнь, люди начали замечать, что никакого принципиального препятствия к интеграции в общество сексуальных меньшинств нет. В итоге в мире все чаще идут разговоры по вопросу однополых браков и союзов, а в некоторых странах они официально разрешены. В рамках современной христианской церкви это невозможно.
С возникновением бурным развитием психоанализа, которое ознаменовалось сексуальной революцей 60-х гг. прошлого века сексуальность перестала считаться таинством, запретным желанием. Люди поняли, что для того, чтобы наиболее польно познать все блага и опасности, которые исходят от основного инстинкта, надо его изучать. Изучение привело к тому, что люди поняли, что проституция - это естественная составляющая, атрибут общества, а вовсе не социальная болезнь. Теперь в некоторых прогрессивных странах проституция официально признана профессией. Результаты только положительные: снижение венерических болезней, выведение огромного капитала из сферы черного рынка, охрана прав женщин и т.д. В рамках церкви это невозможно.
Благодаря трудам Т.Лири по вопросу галлюциногенов и поддержке со стороны битников и хиппи было привлечено общественное внимание к проблеме наркотиков. До тех пор в мире царили исключительно репрессивные настроения и тенденции, которые, однако, приводили только к обогащению наркодельцов и распространению крайне токсичных суррогатов и повышению смертности. Теперь очевидно, что при умеренном употреблении марихуанна не вызывает зависимости, как никотин, а стимуляторы помогают людям расслабиться на танцполе и сбросить напряжение. Люди понимают, что наркотики - это не "достижение" XX века, что они были всегда, что всегда людям требовались специальные химические агенты, помогающие им расслабиться. А наркоманы - это в первую очередь больные люди, а не прирожденные убийцы, грабители и насильники. В рамках церкви такой подход немыслим.
Поэтому мой вывод таков: религия - это исторически развившийся регулятив, основа религиозной этики и нравственности. Но в современных условиях она перестает отвечать историческим требованиям и тенденциям в обществе. При дальнейшей резко консервативной политике церковь ждет неминуемая смерть. Выход только один: компромисс с обществом, признание первичности человека, но не бога. Религиозное сознание должно уступить место гуманистскому сознанию, которое в большей степени отвечает требованиям, которые предъявляются исторической данностью к нравственности и этике.