И как вы себе представляете – развитие разных моделей?
Я смотрю на процесс развития нравственности как на эволюционный. То есть очень продолжительный во времени. Если взять историю человечества за достаточно большой временной промежуток, например от палеолита до наших дней, то легко увидеть что уровень сознания каждого отдельного человека и всех вместе взятых вырос. Развитие производства материальных благ вызывает увеличение собственности отдельного человека. Даже через собственность, человек уже чувствует, что ценность его жизни возрастает. А рост осознанности позволяет ему предположить, что ценность жизни других людей тоже весьма высока.
Отдельный эпизод в Ливии, который вы приводите в пример, показывает срез во времени, мгновенный фотоснимок нашей действительности. Если рассматривать события приближенные исторически, то эволюции как бы и не видно. А если сравнить со средневековьем, то я бы предпочел оказаться в бушующей Ливии, чем в нереволюционной и невоюющей Англии какого-нибудь 14-го века. Причем не из-за интернета и канализации, а именно из-за того, что в средневековой Англии меня могли бы пришибить просто ненароком.
Эволюция нравственности идет также неравномерно, как и биологическая. Сейчас есть и амебы, и крокодилы, и птицы и люди. Есть маньяки, подонки, мещане, законопослушные граждане, философы, деятели культуры. Можно посчитать, что эволюция слишком далеко выходит за пределы моей жизни, чтобы я принимал в ней участие. Но я, например, крайне благодарен таким людям как Сократ, Платон, Пифагор, и многим другим деятелям и их последователям за работу, которую они провели. Делать постоянные небольшие усилия в сторону развития культуры, нравственности и увеличения человеческой жизни, это как делать зарядку (которую я, правда не делаю :oops: ). Прошу прощения, если повеяло пафосом, я не нарочно. :lol: