Не наказание, а возможность наказания. Если бы наказание было бы неотвратимым, то преступности бы не было вообще.
Я оговаривался, что «и его возможность». А вот насчет «не было бы вообще» - это лишь допущение. Ничто не дает нам основание это утверждать со 100%-уверенностью.
Это все игра в слова. Пусть действия человека зависят от его воли (воля - это другими словами желание!). А воля от чего зависит?
Так в том-то и дело, что свободная воля не зависит ни от чего (точнее, ничем жестко не детерминирована). Или по крайней мере зависит от таких факторов, которые прямо не связаны с условиями выбора. Поэтому-то она и называется свободной.
Неверно. Человек именно решает, но алгоритмы решения и исходные данные в голове не из сингулярности возникли.
А не важно, откуда они возникли, потому что человек, который действует по заранее определенным алгоритмам, свободным не является. При условии, что он не может выбирать, по какому алгоритму ему действовать. Но в такм случае требование свободы выполняется.
Как какой смысл в наказани? Сократить преступность конечно!
Что ж Вы меня, дурачком считаете? :-) Я знаю, в чем смысл наказания. Но я же спросил «И если так – то какой смысл…». Под «если так» я имел в виду «если человеку просто кажется, что он решает и сам определяет свои поступки». И если так – действительно, никакого смысла во всей этой суете нет, потому что человек не отвечает в этом случае за свои действия, следовательно, мы не можем его наказывать. Он невменяем.
Накзывать преступников полезно для общества. Поэтому их наказывают. Никакого другого обоснования для этого не требуется.
Ну это похоже на то, как Плюмбэкс определяет свободное действие :-). А кто решает, что, как и в каких количествах полезно для общества?
Вообще применение научного метода к человеческому поведению обязывает предполагать наличие причины (комплекса причин), которые это самое поведение обуславливают, пусть даже эти причинно-следственные связи носять статистический характер. Таким образом, человеческая воля выступает как одно из взаимосвязанных явлений природы. Если же допустить независимую от внешних условий СВ, то она автоматически становится ЧУДОМ - явлением, не имеющим естественных причин.
Хм… «Пусть даже статистический характер…» - это сильное заявление. Я ведь не против статистического подхода к проблеме СВ. Но если Вы соглашаетесь на стохастическую закономерность, то Вам придется либо постулировать ее и устанавливать в качестве фундаментального закона (а применительно к макромиру это нужно делать очень осторожно), либо искать оправдание случаности –
почему дела обстоят именно так, как Вы предлагаете.
Да, кстати,
господа верующие, вопрос, поставленный в начале темы, все еще актуален