Уважаемый modus!
Где это Моисей говорил, что «светила – это небесные камни»?
Можете привести какой-то конкретный текст?
Или готовы сослаться на какое-то научное исследование?
Может, кто-то из современников Моисея употреблял такое выражение?
Не вполне понятно, каким образом Вы формулируете вопросы, создается впечатление о том, что будто бы Вы не знаете, что «научное исследование» в некотором роде противопоказано изучению Писаний, ведь действительно : «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1,20-21).».
Видимо, вы решили, что "святые Божии человеки"
не могут заниматься научными исследованиями?
Если так, то я не понимаю, почему.
Логика моего вопроса была следующая.
Любое серьезное изучение Библии обязательно подразумевает
изучение археологических фактов, исторической обстановки,
в которой рождалось Священное Писание.
Поэтому, я спросил, есть ли у вас хоть один факт, когда бы
люди времен Моисея называли светила небесными камнями.
И можете ли вы указать такую фразу в Библии?
Но у вас нет ни того, ни другого.
Значит, эта версия - лишь ваша фантазия.
Тут дело такое: есть традиция, и есть вот эти самые «святые Божие человеки» - которые и оставили нам разумение Писаний.
Вот что пишет Василий Великий в беседах на Шестоднев:
«Но в словах сих конечно много неразумного, а гораздо больше нечестивого. Ибо злотворные звезды причину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель — творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренный произволом, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям. Утверждать же cиe о вещах неодушевленных есть верх безумия. Потом сколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, но чтобы звезда была благотворною, потому что находится в таком-то месте. и чтобы она же делалась злотворною, потому что усматривается под такою-то звездою, и опять тотчас забывала свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры! И о сем довольно.»
Василий Великий жил где-то на 1500 лет позднее Моисея.
Или даже больше. А я же говорю о том, как могли понимать
откровение в
Бытие 1 Моисей и его современники.
Идея, что звезды - это мертвые космические тела,
стала распространяться лишь после РХ,
вместе со становлением науки астрономии.
Вот такая польза от наук, кстати говоря.
Но первоначальный смысл рассказа о звездах в Бытие 1
заключается именно в том, что могли понять современники Моисея,
что было им доступно.
[/list]
Взгляните на мир их глазами, и вы поймете,
какую важную истину хотел открыть им Бог.
Она НЕ из области астрономии или физики.
Так вот, археология говорит, что все народы времен Моисея,
по которым есть данные, считали светила живыми существами.
Это подтверждает огромное
количество фактов. И Библия говорит то же самое. Есть множество
текстов, где светила упоминаются как живые существа.
Да, так. Но именно Моисей, говорит иное: говоря о том, что Светило Большое и Светило маленькое предназначены для того и иного, он тем сам профанирует космос, демифологизирует его, сводя светила до утилитарных вещей. Космос – есть коммунальное хозяйство, а светила - это просто «фонари», поставленные на службу человеку. Замете, что Моисей даже имен не называет, не говорит «Луна» или «Солнце» - а просто «светило» - имея в виду обезличенное, неодушевленное бытие.
Рад, что вы согласны с главным тезисом - люди времен Моисея
считали светила живыми существами. И евреи тоже.
Насчет предназначения, думаю, вы ошибаетесь.
Свое предназначение есть у каждого человека.
На сколько я знаю, в православии это общеизвестная истина.
Поэтому, слова о предназначении светил не противоречат идее,
что светила здесь живые.
А вот выражение "управлять днем и ночью"
в отношении светил нельзя было бы употребить,
если бы речь шла о мертвых космических телах.
Слова "солнце", "луна" и собственное имя каждой звезды и планеты
в древние времена были именами языческих богов.
Важный факт, что Бог здесь не произносит слов "солнце", "луна"
и персональных имен звезд, убеждает меня, что тех самых "богов",
которым поклонялись язычники, истинный Бог вообще не
назначал управлять Землей. Они просто самозванцы.
Равно и нет оснований утверждать, что Бог в этой главе подразумевает
те светящиеся кружки над головой, что видели люди.
Повторяю, что под светилами в те дни подразумевали живых существ,
которым ничего не стоило обитать на поверхности земли.
Как например, Ра обитал в храмах, по мнению язычников Египта.
Чтобы Моисей сказал хоть слово о космосе - не нахожу.
Нет оснований считать, что Бог открыл ему физику и астрономию.
По вашему, он знал о вращении планет вокруг Солнца?
Знал о законе всемирного тяготения?
Без него нельзя объяснить, почему люди не падают с земного шара.
Моисей мог решать сложные уравнения, как Коперник?
А ведь без них совсем не очевидно,
что вращение Земли объясняет движение планет.
Моисей знал, что звезды удалены от нас на такое расстояние,
что их смещение друг относительно друга не наблюдается?
(возражение Аристотеля против вращения Земли вокруг Солнца)
Все это и многое другое должен был бы открыть Бог Моисею,
чтобы он оставил обычные для того времени представления о светилах.
А самое главное - совершенно непонятно,
зачем все это могло понадобиться Моисею.
Никакого практического применения этим знаниям
в те дни не существовало.
Мне сложно представить себе, как камни могут управлять
Землей днем и ночью. А древним людям это представить
и понять было и вовсе невозможно.
Ну как же сложно? Сегодня, когда географию изучают во всех школах – понять как светила влияют на жизнь на земле, думаю совсем не трудно.
Значит, Бог, по вашему, познакомил Моисея еще и с географией?
:roll: