Почему христианство не стало развиваться по пути, предложенного Маркионом, полностью отвергнув Ветхий Завет?
"Гностицизм не мог сделаться господствующим течением в христианстве уже по одному тому, что это было мировоззрение философски образованных, утонченных интеллигентов, богатых людей, учение, недоступное широким массам; массам нужен был живой образ Спасителя, а не отвлеченно философский Логос и тому подобные умозрительные умствования." Токарев С.А.
Вот такое частное обывательское мнение.
Маркион - чужой человек среди иудейских толкователей, основателей христианской религии.
Был богатым судовладельцем. Отец М., впоследствии христианский еп.Синопский, порвал с ним, как утверждает свт. Епифаний, из-за его аморального поведения. При таких исходных возможен вариант коммерческого интереса при разработке религии, при которой Маркион - "вождь краснокожих". Отсюда и противоречия в его биографии: заставляя членов паствы пить воду и хранить строгое безбрачие, сам развлекался аморально с невинной непосредственностью.
Оценивая исторические события следует принимать в расчет образ жизни исследуемого периода. Маркион, множество исследователей после и помимо него, совершили именно эту ошибку - не брали в расчет временной фактор. Маркион, копаясь в библии, обнаружил противоречие между образом злокозненного ревнивого иудейского божка из ВЗ и проповедуемым передовыми христианами. Якобы христианский бог - другой, любящий. Христос, по Маркиону, проповедовал от имени другого, всеблагого бога, который антипод библейского. Маркион задним умом препарировал ненаучное писание, доставшееся в наследство. Эту же ошибку ненароком или из умысла пытался развить Pasha с изначальным открытием темы. Жаль, что не удалось прищучить христарадируссисткого демократа после того, как он возобновил бы "разбор таких интересных вещей, как победа дьявола над богом в Ветхом завете" на основе 12главы Откровения НЗ. Хотя его бог может упорнее оказаться.
Много людей попалось на этот крючок: бог ВЗ - сатана, поскольку извел со свету невообразимое количество людей и насылал невообразимые страдания. Где-то такое уже попадалось у известных авторов: противоречие между всеблагим и ревнивым, подмена доброго Иеговы злым Сатаной. Приличный капитал заработал Лавей, распространив сатанинскую библию и основав новую лавейскую сатанинскую церковь. Использовав этот же трюк, Лавей на американской земле пытался заработать капитал на антирелигиозном движении. Чисто по-американски.
"Для того чтобы адекватно воспринимать рассказы ВЗ, нужно четко представлять себе умственное и моральное состояние той туземной публики, которая кочевала по Аравийскому полуострову.. Библейский господь - полнейшее отражение психотипа диких еврейских кочевников." (А.Никонов) Отношения бога со своим народом - скотоводческие. "я видел всех сынов Израиля, рассеяных по горам, как овец, у которых нет пастыря..(2Пар18:16) Если этот бог захочет - зарежет: "Возьми сына твоего, принеси его во всесожжение.. И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, взял в руки нож.." (Бытие22:2,6) И послал бог ангела в Иерусалим, чтоб истреблять его.. (1Пар21:15)
В такую же ретроспективу укладываются греко-римские боги. Обладающие человеческими телами, соответствующим психотипом. Поражающие гармонией и красотой статуи богов, половые забавы, включая с животными, детская наивность. Иудаизм приобрел импульс в эллинском мире, мировоззрение скотоводов привито на тело классицизма. Декабристы разбудили Герцена, а тот ударил в колокол..
Глупо пытаться обожествить писания диких племен, придавать им аллегорический смысл, с расстояния в тысячи лет искать проявления современных благородных отношений у ископаемых предков. Современная библеистика показывает, что ВЗ - продукт скрещивания писанины минимум 3х эпох: Элохист, Яхвист, Жреческий кодекс; библия 2х заветов - продукт творчества нескольких поколений голимых семитов и последующих абсурдных толкований маразматиков. Поскольку маразм крепчал, то абсурд становился вселенским.. как вселенская церковь.
Вопрос "Почему христианство.." следует дополнить вопросом "Почему иудаизм не пошел по христианскому пути?"
Потомки Адама не прельстились посулами загробной жизни
цель мессии - посюсторонняя, а именно возвышение еврейского народа в мире, а не "царство на небесах"
В утратившей автономию стране остались хранители религии, иудаизм сохранился в своей доисторической версии. Служители культа по-прежнему пользовались уважением среди посвященных.
Центры протохристианства являлись центрами беглого иудаизма: Рим, Александрия, Антиохия, Эфес. Далекие от военных походов книжники столкнулись с ситуацией, когда после исхода, возвращения из рабства, страна обетованная вновь оказалась наказанной за невесть какие преступления. Путь завоевания идентичности, борьбы за веру не закончился. Путь, пройденный поколениями, требовал развития, а не отрицания. В религиозных центрах началась работа по продолжению эпоса. Каждый центр имел свою идеологию и школу, может, и не оформленную в канон, что приводило к столкновениям и раздору. Именно в этот период писались основные труды, легшие в основу НЗ. Апокалипсис в НЗ не входил. Дулуман в одной из своих работ написал:..."Евангельские рассказы об Иисусе Христе писались прежде всего и исключительно по востребованию верующих и для удовлетворения религиозных потребностей христианской церкви Римской империи 1-3 столетий нашей эры. Римской - евангелие от Марка, Константинопольской - Евангелие от Луки, Александрийской - Евангелие от Иоанна, Иерусалимской и Антиохийской - евангелие от Матвея." Систематизация разборок началась со знаменитой сходки при Константине, на которой "мужи" (апостолы - отцы - мужи - ..) протохристианства пришли к начальному консенсусу, не поддержанному на земле обетованной. Посланная на раскопки супруга императора нашла услужливо предоставленные артефакты..
Реиммигранты и сейчас не шибко пользуются уважением у коренных жителей. Посулы прибыли/прикупа потом - это слишком слабо для восстановления страны, но достаточно для формирования новой религии. Купцы нашлись в великой империи язычников после очередного дворцового переворота.
"Евангелия, считаемые церковью самыми ранними произведениями, на самом деле написаны не ранее IIв, притом авторами, плохо знавшими страну и эпоху, о которых шла речь. В евангелиях встречается множество географических и исторических ошибок; в них упоминаются животные и растения, неизвестные в то время в Палестине или даже не существующие в природе, смешиваются события и лица разных времен (царь Ирод, умерший в 4г. до н.э. и правитель Сирии Квириний, правивший с 6г. н.э.) Евангелия во многих случаях противоречат одно другому. Например, в евангелиях от Матфея и Луки приводится генеалогия Иисуса от царя Давида, причем по Матфею 28поколений, по Луке 42.. Нечего и говорить, что евангельские рассказы полны разных чудес и фантастических событий.." Токарев С.А.
Перед нами эволюция иудеохристианства. От земли обетованной к царству небесному. От верований в скотоводческого Бога к верованиям в философское абстрактное Всемогущество. Нынешних аристократов религии претит возносить воскурения божеству невежественной кочевой народности. С иудейским именем. Иисуса рисовали то с красавца Нерона с его легким румянцем; то с кардинала Цезаря Борджиа, известного плейбоя эпохи. Теперь он все больше становится похожим на элегантного амбивалентного филантропа, замученного неблагодарными потомками.
P.S. Напоследок. "Чтобы узнать, что будет, надо к тому, что было, прибавить то, что есть." Возможна ли "симфония" 2х религий - иудаизма и христианства? Да, если одни откажутся от земли обетованной, а другие от царствия небесного. По видимому, Маркион так и не понял, что церковь намерена брать плату за проезд, а судовладельцу поставлять рабов.
1. Е.Дулуман. Евангельский Иисус Христос в контексте социально-исторических реалий. (Тезисы Доклада к 2000-летию Рождества Христова)
2. А. Зима Разгадка тайны личности Иисуса Христа.
http://www.ateist.ru/4mystery.htm3. Маркион Синопский. Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня.
http://www.krotov.info/spravki/persons/ ... 0mark.html 4. Никонов А. "Опиум для народа"
5. Токарев С.А. "Религия в истории народов мира".