Автор Тема: Марксизм и отечественная историография о Востоке.  (Прочитано 42740 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 873
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #60 : 28 Апрель, 2010, 22:50:06 pm »
Цитата: "Снег Север"
Исторический период западной Европы в V-XI вв. – это особенность западной Европы. Распад Западной Римской империи сопровождался сильнейшей общей деградацией социально-экономической жизни. Такая деградация встречалась в разных регионах в разное время и приводила к «натурализации» экономической жизни. Связывать ее с развитием феодализма, как формации – грубейшая ошибка. Она особенно ярко видна, если сравнить экономику Западной Европы с экономикой Восточной Римской Империи (Византии) того же периода.
Начало феодальной формации в Византии и вовсе не лишено особенностей. Так, долгое время в раннее средневековье в Византии феодальный способ производства не был господствующим (Карпов, 1990). Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства. Так что, давайте пока оставим Византию в стороне.

Я соглашусь с Вами, что история Западной Европы имеет ряд особенностей. Я и не претендую на распространение натуральности хозяйства в ранний период феодализма на весь мир Средних веков. Историческое развитие не является линейным. Так, в Пруссии, скажем,  XV века еще существовала барщина, когда в республиках Венеции, Флоренции уже складывались буржуазные отношения. Меня интересует именно история Западной Европы, и именно раннефеодальный период ее истории.
Цитата: "Снег Север"
В литературе, посвященной феодализму, часто повторяется одно и то же маловразумительное утверждение – будто «натуральный» характер экономики феодализма вытекает из внеэкономического характера отношений основных классов – феодалов и зависимых крестьян, а развитое «простое» товарное производства и кредитно-финансовые отношения на эту «натуральность» не влияют...Зато исследователи, специально занимавшиеся экономическим развитием западной Европы после XI века, например, Марк Блок, опираясь на документы, такое соотношение труда решительно отрицают.
Таким образом, как Вы показали, вопрос остается дискуссионным, а значит, однозначного решения здесь пока нет. Сам М. Блок - выдающийся историк. В своих работах 30 — начала 40-х годов М. Блок провозгласил требование комплексного изучения и понимания феодализма как целостного социального типа, определяемого условиями существования этого общества и соответствующей им духовной атмосферы.

Главные признаки этого строя он видел в подчинении крестьян их господам, в наличии феодов, жалуемых за службу, в господстве отношений повиновения и покровительства внутри военного класса в виде вассалитета, в распылении политической власти, порождавшем анархию, которая лишь постепенно ослабевала по мере усиления государства во второй период феодализма (XI—XIII вв.).

Важным элементом экономической структуры феодализма М. Блок считал сеньорию и порожденные ею крестьянско-сеньориальные отношения. Однако, по его мнению, вотчина существовала задолго до возникновения в Западной Европе феодализма «в собственном смысле слова», т. е. вассально-ленного права, и на определенном этапе выпала из системы феодальных отношений, которые, как полагал историк, просуществовали только до конца XIII в.

Отводя столь большую роль в определении феодального строя крестьянско-сеньориальным отношениям, М. Блок в то же время отрицал их определяющее для всей структуры общества значение.

Решающий фактор в его складывании и развитии М. Блок видел в системе личных связей, в которой усматривал отражение социально-психологических мотивов и представлений, порожденных примитивностью жизненного уклада, быта и мышления эпохи раннего средневековья. Считая главным средоточием феодальной системы области, входившие в империю Каролингов, он допускал, что подобные системы могли существовать и в других странах как Европы, так и иных частей света.

В чем-то повторяет Блока наш историк-медиевист А.Я. Гуревич (что касается личных связей). Последователи Блока: Р. Бутрюш, Ш. Перрен, Ж. Дюби, Р. Фоссье.

Общие черты взглядов на феодализм данной школы Блока: это прежде всего то, что она не признает определяющую роль экономической и социальной основы феодального строя. В противовес этому подчеркивается большое, а в конечном счете решающее значение политической и правовой структуры феодального общества, а также специфического социально-психологического настроя людей средневековья, их тяготения к системе «личностных», договорных связей (внутри класса феодалов, а также между феодалами и крестьянами), которые и определяют якобы всю экономическую, социальную и политическую жизнь общества при этом строе.

Марксизм пишет о другом.

Советские историки (они впервые начали развивать это понятие с марксистских позиций) понимают феодализм как социально-экономическую формацию и считают определяющими те его черты, которые характеризуют лежащий в основе этой формации феодальный способ производства:
1. преобладание аграрной экономики,
2. господство натурального хозяйства и крупной земельной собственности в сочетании с мелким хозяйством наделенных землей, но лишенных права собственности на эту землю крестьян, эксплуатируемых крупными землевладельцами и находящихся в более или менее тяжелой личной поземельной зависимости от них.

Советские медиевисты отмечают и такие важные признаки феодализма, как наличие вассально-ленной системы, значительная роль личных связей и частного права при этом строе, условный характер феодальной собственности и связь последней с политической властью и внеэкономическим принуждением в той или иной форме, наконец, как следствие этого — политическая раздробленность на некоторых этапах истории феодального общества.

Однако в отличие от концепций историков-немарксистов советские медиевисты считают политико-юридические признаки не главными и определяющими, но вытекающими из господства феодальной собственности и антагонистических отношений между крестьянами и феодалами.

Так, значительная роль личных связей в ту эпоху, как считает большинство советских ученых, была одним из проявлений того экономического факта, что непосредственные производители — крестьяне — сидели на земле феодала, но вели самостоятельное хозяйство, и принудить их к уплате ренты можно было только с помощью личного внеэкономического подчинения феодалу, в частности наделения последнего большей или меньшей долей политической власти; личные же отношения внутри господствующего класса определялись условным характером феодальной земельной собственности, который вытекал из монопольного права феодалов на эту собственность.

На этой почве сложилась и иерархическая структура класса землевладельцев, также порожденная потребностью сплочения этого класса перед лицом внешней опасности и перед лицом эксплуатируемого и враждебного феодалам крестьянства.

Значение личностных связей при феодализме определялось во многом отсутствием (за исключением Византии) по крайней мере до конца XIII — начала XIV в. централизованного государства, общегосударственного права, незащищенностью людей в обстановке постоянных внешних войн и внутренних междоусобиц, насилий крупных феодалов, потребностью более слабых в защите и покровительстве.

В политико-юридических признаках феодализма, с точки зрения советских ученых, неправомерно видеть основу феодализма еще и потому, что не во всех странах и не во все периоды средневековья эти признаки были выражены одинаково четко, а следовательно, носили не всеобщий характер.

Это в первую очередь относится к вассально-ленному строю, который даже в Западной Европе играл значительную роль только в XI—XIII вв., а в Византии так и не сложился, тогда как феодализм как социально-политическая система просуществовал еще много столетий.

Так же обстоит дело и с политической раздробленностью, которая была характерна лишь для сравнительно короткого этапа в истории феодального общества: у большинства европейских народов уже в XIII—XV вв. феодальная раздробленность сменяется разными типами сословной, а позднее абсолютной монархии.

Находя подлинную основу феодализма в характерных для этого строя экономических и социальных отношениях, советская медиевистика видит в феодализме закономерный прогрессивный этап в истории большинства народов мира на пути от рабовладельческого или первобытнообщинного строя к капиталистическому.

Создатели и виднейшие представители советской медиевистики — Е. А. Косминский, А. Д. Удальцов, Н. П. Грацианский, С. Д. Сказкин, А. И. Неусыхин своими исследованиями прочно утвердили марксистский взгляд на феодальную вотчину как по преимуществу социальную организацию, главной целью которой была наиболее эффективная эксплуатация крестьянства.

Признавая натурально-хозяйственные основы феодальной экономики, историки-марксисты не считают, однако, полное и повсеместное господство натурального хозяйства определяющим признаком феодального строя.

Е. А. Косминский, С. Д. Сказкин, А. В. Конокотин, Ю. Л. Бессмертный, Л. А. Котельникова, Е. В. Гутнова, М. А. Барг, А. А. Сванидзе, М. Л. Абрамсон и другие в своих конкретных исследованиях убедительно показали, что на определенном этапе развития феодального общества (с XI—XII вв. в Западной Европе), когда быстро растут города, торговля, товарно-денежные отношения становятся неотъемлемым органическим элементом экономической и социальной жизни и постепенно широко охватывают феодальную деревню.

Товарно-денежные отношения вносят вносят важные изменения в жизнь феодального общества, в структуру вотчины, в положение крестьян и в их отношения с феодалами, становятся на этом этапе одним из главных двигателей прогресса общества.

Однако советские ученые не отождествляют эти новые явления даже на том относительно высоком уровне, которого они достигают во второй период средневековья с капитализмом (как это делали и делают некоторые западные историки). Они видят в развитии этих отношений одну из предпосылок разложения феодального способа производства и зарождения капиталистического уклада на последнем этапе развития феодальной формации.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 873
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #61 : 29 Апрель, 2010, 01:41:17 am »
Европейский феодализм зарождается в условиях столкновения и взаимодействия античного рабовладельческого общества с доклассовым «варварским» обществом германских, кельтских, славянских и других народов Центральной, Северной и Восточной Европы.

Античное общество характеризовалось ярко выраженной социально-экономической разнородностью.

Рабовладельческие виллы с их централизованным производством, основанные на непосредственной эксплуатации труда рабов, сосуществовали с поместьями, механически объединявшими мелкие самостоятельные хозяйства зависимых людей (клиентов, арендаторов разного рода, помещенных на землю рабов), и с небольшими хозяйствами полисных крестьян, в которых рабский труд играл лишь вспомогательную роль или отсутствовал вовсе.

Рабовладельческое хозяйство было рентабельным до тех пор, пока дешевизна и стабильность притока новых рабов позволяла эксплуатировать их нещадно, не заботясь об их физическом износе.

Однако со II в. н. э. приток новых рабов с варварской периферии (основного их источника) стал уменьшаться, а цена их расти. Тем самым рабовладельцы были поставлены перед необходимостью наладить естественное воспроизводство рабов в своих поместьях и вообще перейти к долговременному их использованию. И то и другое предполагало определенное снижение интенсивности эксплуатации.

Наиболее состоятельные рабовладельцы попытались компенсировать снижение доходов путем простого расширения хозяйства, т. е. прежде всего — увеличением числа эксплуатируемых рабов. Но возникшие таким образом рабовладельческие латифундии себя не оправдывали, так как при этом резко возрастали расходы на надзор за рабами и управление вообще.

В этих условиях изменение отношения к рабам как к агентам производства оказалось неизбежным. В рабе начинают видеть человека, признают его право на семью, запрещают разлучать ее членов, закон все решительнее отказывает господам в праве самим казнить рабов (теперь это можно было сделать только по решению суда), рабы получают право жаловаться в суд на плохое обращение с ними и добиваться, чтобы их продали другому человеку.

Поощряется отпуск рабов на волю, законодательство предусматривает больше случаев и способов их освобождения.

Однако главным стимулом для увеличения производительности рабского труда служило предоставление рабу вместе с правом на семью некоторого имущества — пекулия, под которым подразумевались не только личные вещи, но и средства производства: рабочий инструмент, скот, мастерская, участок земли.

Собственником пекулия считался рабовладелец, раб же — всего лишь держателем, пользователем, но реальные права такого держателя были весьма обширными и обеспечивали ему хозяйственную и бытовую самостоятельность: он мог вступать в деловые отношения даже со своим господином, давать ему в долг, совместно с ним заключать сделки с третьими лицами. Хотя, согласно правовым представлениям, а затем и законам римлян, господин всегда имел право отобрать у раба его имущество, на практике это, вероятно, случалось нечасто, так как было невыгодно рабовладельцу к осуждалось моралью.

Наибольшее значение для судеб общественного развития имело наделение земельным пекулием сельских рабов, ставшее в период поздней античности обычным явлением, особенно в крупных поместьях — латифундиях.

Стимулируя таким образом заинтересованность раба в труде и экономя на надсмотрщиках, латифундист одновременно перекладывал хотя бы часть расходов на плечи непосредственного производителя. Со временем такой раб превращался в прикрепленного к земле и продаваемого только вместе с ней самостоятельно хозяйствующего земледельца, уплачивающего господину в виде ренты определенную часть урожая.

В поздней античности значительное распространение получает аренда — теперь уже не только на государственных и муниципальных, но и на частных землях. Аренда претерпевает качественные изменения: из долгосрочной она развивается в вечную, так называемую эмфитевтическую аренду, обеспечивающую владельцу широчайшие права, сопоставимые с правом собственности.

Эмфитевт был обязан собственнику небольшой фиксированной платой (каноном), должен был вносить налоги с земли и тщательно ее обрабатывать. В остальном он мог распоряжаться ею по своему усмотрению: передавать по наследству, сдавать в субаренду, закладывать, даже продавать. В последнем случае собственник имел лишь право преимущественной покупки; не воспользовавшись им, он получал только пошлину в размере 2 % продажной цены.

Съемщиками земли на эмфитевтическом праве чаще всего были крупные землевладельцы, поэтому распространение эмфитевсиса знаменовало серьезную перестройку господствующего класса в направлении феодализации.

Важную роль в трансформации отношений собственности сыграло развитие еще одного древнего института, а именно патроната (патроциния), заключавшегося в самоотдаче, разумеется, не всегда добровольной, одних граждан под покровительство других, более обеспеченных и влиятельных. Такой акт назывался коммендацией.

Патроцинии III—V вв. — это, по сути дела, форма личной зависимости мелких, а также средних землевладельцев от землевладельцев крупных. Стремясь ценой личной свободы и гражданского полноправия избавиться хотя бы от некоторых государственных и муниципальных повинностей, найти защиту от притеснений со стороны властей и более сильных соседей, вступавший под патронат человек в конце концов, а иногда и сразу, утрачивал право собственности на землю, превращаясь в ее держателя.

Логичным следствием установления патроната являлось поэтому возникновение в латифундиях режима частной власти, противостоящей государству. Императоры, хотя и безуспешно, боролись с патронатом.

Особая роль в рассматриваемом процессе принадлежит колонату. Изначально колон — это поселенец, колонист, а также земледелец вообще, но уже с I в. н. э. так называли мелких арендаторов различного статуса — свободных людей, граждан, обрабатывающих чужую землю на договорных началах, чаще всего на условиях уплаты денежного, а со II в. н. э. натурального оброка, как правило, трети урожая. В это время колонат обычно уже не оформляется договором и колон становится, по сути дела, наследственным съемщиком, постепенно оказываясь в зависимости от земельного собственника.

В IV—V вв. колоны делились на свободных (либери, по-гречески— элевтеры) и приписных (адскриптиции, энапографы). Первые обладали большим объемом личных и имущественных прав; их приобретения не считались собственностью господина. Вторые рассматривались как «рабы земли» (но не рабы господина!), записывались в ценз поместья, их держания расценивались как пекулий и принадлежали землевладельцу. И те и другие несли разнообразные повинности в пользу господ.

Постепенное превращение рабовладельческой виллы в децентрализованную латифундию имело далеко идущие последствия для всей позднеантичной экономики.

Важнейшим из них следует признать растущую натурализацию, ослабление рыночных связей. Посаженные на землю рабы и мелкие арендаторы, оплачивавшие соответствующие расходы из своего кармана, старались свести их к минимуму и по возможности обходиться изделиями, изготовленными самолично или в пределах латифундии.

С другой стороны, свертывание латифундистами собственного земледельческого хозяйства (особенно хлебопашенного) нередко сопровождалось развитием поместного ремесла.

В крупных позднеантичных имениях появились самостоятельно хозяйствующие ремесленники, в том числе перебравшиеся из городов. Экономические связи господского хозяйства с городом ослабевали. Солидная часть сельскохозяйственной продукции попадала в город, минуя рынок, прежде всего по государственным каналам, через налоговую систему.

Ослабление рыночных связей сопровождалось экономическим спадом. Он выразился в таких явлениях, как сокращение посевных площадей, снижение урожайности, огрубление ремесленной продукции, уменьшение масштабов городского строительства и торговых перевозок.

Спад был порожден кризисом рабовладельческого строя в целом. Непосредственной же его причиной следует считать саму перестройку производственных отношений, вызвавшую нарушение устоявшихся хозяйственных связей и ориентиров и совпавшую по времени с рядом неблагоприятных конкретно-исторических обстоятельств.

В их числе похолодание и увлажнение климата, пагубно сказавшееся на севооборотах; демографический кризис (обусловленный не в последнюю очередь принесенными с Востока эпидемиями), усиление политической нестабильности и вторжения варваров; иссякание в Средиземноморье большинства известных тогда месторождений драгоценных металлов и хронический дефицит в торговле с Востоком, способствовавшие монетному голоду и порче монеты.

Вместе с тем экономический спад III—V вв. было бы неправильно расценивать как катастрофу. Земледелие и ремесло оставались все же на высоком уровне, несомненно превосходящем уровень раннего средневековья. Города, хотя и сокращались в размерах, не утратили своей специфически римской инфраструктуры.

Сохранялась и поддерживалась густая сеть хороших мощеных дорог, Средиземное море оставалось относительно безопасным для судоходства до середины V в. Денежное обращение все еще играло немаловажную роль, обслуживая довольно бойкую местную и региональную торговлю. Материальные возможности античной цивилизации далеко еще не были исчерпаны, о чем свидетельствует, между прочим, монументальное строительство, продолжавшееся в V в. в Риме, Равенне, Арле, Гиппоне, не говоря уже о городах восточной половины империи.

Варвары

Северные соседи Римской империи — варварские, по оценке греков и римлян, племена германцев, а также кельтов, славян, фракийцев, сарматов — в первые столетия новой эры жили еще первобытнообщинным строем. Уровень развития этих племен был весьма различен, но к моменту массовых вторжений варваров на территорию империи в IV—VI вв. все они в той или иной мере и форме обнаруживали признаки складывания классов и государства, причем постепенно все более очевидной становилась феодальная направленность происходящих изменений.

Сущность генезиса феодализма в Западной Европе.

Становление феодализма — долгий и многосложный процесс, подготовленный развитием более древних обществ — рабовладельческого и первобытнообщинного.

И в позднеантичном, и в варварском обществе возникли предпосылки для формирования феодальных отношений. Исторически сложилось так, что в Западной Европе дальнейшее становление феодализма происходило в условиях столкновения и взаимодействия этих обществ.

Речь идет не о механическом соединении протофеодальных элементов обоих обществ, а именно о взаимодействии, синтезе этих элементов и двух общественных систем в целом, в результате которого родились качественно новые отношения.

Даже такой удаленный от рубежей античной цивилизации регион, как Скандинавия, не избежал ее воздействия, правда, косвенного через торговлю и политические контакты с другими частями континента, через христианскую церковь, чья религиозная доктрина, а также право выросли на античной почве, через технологические и идеологические заимствования.

То же можно сказать о районах, которые практически не испытали непосредственного воздействия варварского мира, например о побережье Южной Италии, Провансе, островах Западного Средиземноморья, где классически античные общественные отношения были все же заметно деформированы вследствие подвластности этих районов варварским правителям, нарушения прежних экономических связей, изменения социокультурного климата и т. д.

Полное отсутствие синтеза можно констатировать в тех случаях, когда в соприкосновение с античной цивилизацией вступали народы, находившиеся на слишком низком уровне общественного развития, такие, как гунны или берберы.

Наиболее активно феодальный синтез протекал там, где античное и варварское начала были достаточно уравновешены.

Классическим примером такого варианта развития является Северо-Восточная Галлия, где феодализм утвердился рано, уже в VIII—IX вв. и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитками в виде различных модификаций первобытнообщинного и рабовладельческого укладов и их надстроечных проявлений.

Напротив, в тех случаях, когда один из компонентов явно и безусловно преобладал, процесс становления феодализма замедлялся, осложняясь при этом многоукладностью и другими привходящими обстоятельствами и принимая подчас причудливые формы.

Первоначально варварское общество обнаруживало меньше феодальных потенций, чем античное; объясняется это, вероятно, тем, что оно в меньшей степени исчерпало свои исторические возможности, а также трудностями преодоления порога, отделяющего классовое общество от доклассового.

Однако впоследствии в числе наиболее отстающих по темпам развития оказались как раз те области, где античный элемент синтеза решительно превалировал над варварским. Показательно, что именно эти области служат примером особенно очевидных отклонений от северофранцузской модели феодализма, условно принимаемой за эталон. Иными словами, по сравнению с позднеантичным римским обществом разлагавшийся первобытнообщинный строй древних германцев нес в себе более сильный феодальный заряд.

Таким образом, становление феодализма характеризуется через различные формы синтеза античного рабовладельческого государства с первобытнообщинным варварским. Это уже определяет специфику феодализма в разных регионах Западной Европы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #62 : 21 Май, 2010, 04:11:40 am »
Тема называется "Марксизм и отечественная историография о Востоке", а выдано несколько банальностей о становлении феодализма в Европе. К чему они - непонятно. Если бы г-н Vivekkk провел (или процитировал) что-либо про сравнение "западного" - европейского и ближневосточного - феодализма с настоящим "восточным" феодализмом, с феодализмом Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, то это представляло бы интерес.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 873
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #63 : 21 Май, 2010, 08:40:39 am »
:D  больше нечего сказать.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 873
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #64 : 14 Июль, 2010, 21:42:21 pm »
Наши "новые" марксисты так "развивают" Маркса, что от Маркса уже ничего не остается!  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #65 : 16 Июль, 2010, 18:36:43 pm »
Цитата: "Vivekkk"
Наши "новые" марксисты так "развивают" Маркса, что от Маркса уже ничего не остается!  :lol:
Для квазирелигиозных догматиков, "попов марксистского прихода" это и впрямь смертельно! :lol: Но, как раз о вивеках и их представлениях о марксизме сам Маркс говорил, что "если это марксизм, то я не марксист..."
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 873
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #66 : 19 Июль, 2010, 02:33:36 am »
Да я вряд ли стал характеризовать свои взгляды на исторический процесс как марксистские. :wink:

Меня интересует марксизм как исторический объект, учение, которое создано К. Марксом и Ф. Энгельсом в определенный исторический период времени.

Это для вас (ультракоммунистов) Маркс как и Ленин всегда живы, а для меня они давно мертвы. Да, Маркс отразил в своем учении характерные черты экономики, капитализма, общества XIX века, Ленин - начала XX века. Да, Маркс, Ленин выявили некоторые общие закономерности развития общества, справедливые для любого времени. Однако эти "некоторые" составляют малую часть учения Маркса и учения Ленина. Тем более, что об этих "некоторых" писали и до Маркса, и до Ленина, да и сегодня пишут.

Марксистская трактовка происхождения государства, частной собственности, капитализма, экономики и пр. - это лишь одна из теорий политической экономии (то есть экономики в рамках государства, теоретической экономики). Не менее глубоки и интересны идеи А. Смита, Рикардо, Кейнса, институционализма, неоклассической теории экономики, пр.

Синтез - вот в чем задача современной российской науки. Кстати, для России выполнение подобных задач очень характерно.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Antediluvian

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 976
  • Репутация: +2/-8
(Нет темы)
« Ответ #67 : 19 Июль, 2010, 05:01:16 am »
Цитата: "Vivekkk"
Синтез - вот в чем задача современной российской науки.

Читай - компиляция. Очень показательно для нынешнего состояния науки в РФ.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Antediluvian »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #68 : 19 Июль, 2010, 19:31:08 pm »
Цитата: "Vivekkk"
Меня интересует марксизм как исторический объект, учение, которое создано К. Марксом и Ф. Энгельсом в определенный исторический период времени.
Марксистов очень мало интересует «учение, которое создано... в определенный исторический период времени». Кроме, разве что, историков науки, изучающих биографии  К.Маркса и Ф.Энгельса. Точно так же, как физиков очень мало интересует написанное Ньютоном или Эйнштейном, как «учение которое создано... в определенный исторический период времени». И первых и вторых интересует научная методология, разработанная соответствующими авторами, ее применение и развитие.
Цитата: "Vivekkk"
Да, Маркс отразил в своем учении характерные черты экономики, капитализма, общества XIX века, Ленин - начала XX века. Да, Маркс, Ленин выявили некоторые общие закономерности развития общества, справедливые для любого времени. Однако эти "некоторые" составляют малую часть учения Маркса и учения Ленина. Тем более, что об этих "некоторых" писали и до Маркса, и до Ленина, да и сегодня пишут.
И Маркс и Ленин не создавали никаких «учений» и жестоко высмеивали современных им вивеков, которые воспринимали из работы, как «учение». И Маркс и Ленин исследовали наиболее общие закономерности современных им обществ для того, чтобы воздействовать на это общество и изменить его. Они были, прежде всего, великими революционерами, а научные занятия, со всеми величайшими открытиями, были для них побочными факторами их основной деятельности.

Это и только это делает их величайшими фигурами мировой истории всех времен и народов. И рядом с ними, если даже не во главе, стоит И.В.Сталин, как величайший социальный инженер и ученый, воплотивший теоретические разработки своих предшественников в практику. Как писал в аналогичной ситуации о себе Ньютон: «...Я стоял на плечах гигантов!».

Цитата: "Vivekkk"
Марксистская трактовка происхождения государства, частной собственности, капитализма, экономики и пр. - это лишь одна из теорий политической экономии (то есть экономики в рамках государства, теоретической экономики). Не менее глубоки и интересны идеи А. Смита, Рикардо, Кейнса, институционализма, неоклассической теории экономики, пр.
Марксистская теория происхождения частной собственности и государства, экономическая и социальная концепция исторического материализма – это единственная последовательная научная теория. Никакой альтернативы ей в науке нет, и не просматривается. Домарксистских экономистов, типа Смита и Рикардо, может сегодня противопоставлять марксизму только глубочайший невежда и дурак, не открывавший «Капитал» и не имеющий представления, насколько глубоко Маркс изучил все работы своих предшественников. Что касается буржуазных экономистов 20-го века, то исчерпывающая критика их теорий дана еще в советской научной литературе.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Оффлайн Любопытный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 285
  • Репутация: +3/-2
(Нет темы)
« Ответ #69 : 19 Июль, 2010, 21:02:36 pm »
Цитата: "Снег Север"
Домарксистских экономистов, типа Смита и Рикардо, может сегодня противопоставлять марксизму только глубочайший невежда и дурак, не открывавший «Капитал» и не имеющий представления...

Снег, разве так сложно относится к чужому мнению с уважением?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Любопытный »
Не верю, потому что абсурдно
Правила форума