Строители Стоунхенджа, возможно, пользовались подшипниками

Стоунхендж состоит из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн, и 5 трилитов, масса которых достигает 50 тонн. (Фото ade.)
Оказывается, «неолитические инженеры», сооружавшие Стоунхендж, могли применять... подшипники для транспортировки огромных камней.
До сих пор никому не удавалось вразумительно объяснить, каким образом многотонные плиты доставлялись из карьера на равнине Солсбери (английское графство Уилтшир) в Пембрукшир (Уэльс) за 250 км. Попытки воспроизвести транспортировку с помощью деревянных роликов ничего не дали. К тому же эти ролики должны были оставить глубокий след в почве, но ничего похожего найдено не было.
Сотрудники Эксетерского университета выступили с весьма радикальной идеей после изучения таинственных каменных шаров, обнаруженных в Абердиншире (Шотландия) возле памятника, аналогичного Стоунхенджу, но с гораздо более крупными камнями. Эти шары размером с крикетный мяч имеют подозрительно схожие габариты — в пределах миллиметра. Отсюда мысль о том, что они были предназначены для совместного использования, а не по отдельности.
Учёные взяли доски, проделали в них пазы и вставили туда для начала деревянные шары. Доски поместили на другие доски с вырезанными в них дорожками, а сверху положили бетонные плиты. Археолог Эндрю Янг даже сел сверху, но его коллеге достаточно было подтолкнуть плиту указательным пальцем, чтобы она спокойно сдвинулась.
После этого были найдены спонсоры — американские кинодокументалисты, — и закипела работа над полномасштабной моделью. Правда, для экономии пришлось использовать сравнительно мягкие сорта древесины вместо дуба, который во времена неолита в покрытой лесами Англии должен был встречаться в изобилии. Кроме того, только часть деревянных шаров была заменена гранитными.
Результат эксперимента подтвердил: древняя подшипниковая конструкция позволяла перемещать тяжёлые грузы на большие расстояния! По словам профессора Брюса Брэдли, десять быков могли проходить с плитой для Стоунхенджа 15 км в день. Задние доски с подшипниками просто перемещались вперёд по мере продвижения.
Метод не оказывает долгосрочного воздействия на ландшафт, поэтому и следов не сохранилось.
Археологические находки говорят о том, что длинные доски в неолите изготавливались. Они служили в качестве дорожного покрытия в болотистых местах. Нет никаких свидетельств в пользу существования подшипников, но концепция работает и к тому же позволяет объяснить предназначение тех самых каменных шаров.
Теперь учёные работают над математической моделью, которая позволит точно оценить масштабы «неолитических грузоперевозок», а также готовятся к максимально аутентичному эксперименту с каменными шарами и дубовыми досками. Пожелаем им удачи.
(с)
http://science.compulenta.ru/577174/Камни для Стоунхенджа, возможно, перемещали в плетёных контейнерахБританские учёные всерьёз взялись за загадку Стоунхенджа, которая, напомним, заключается в том, что при отсутствии железных дорог, подъёмных кранов и развитой централизованной рабовладельческой экономики носители местной неолитической культуры умудрялись осуществлять неблизкую транспортировку многотонных каменных глыб. А потом ещё и водружать одну на другую.
Вслед за экстравагантной и одновременно изящной «подшипниковой» гипотезой со своими рассуждениями выступил инженер и бывший ведущий Би-би-си Гарри Лэвин. Он считает, что камни оборачивались некоей структурой, сплетённой из лозы, после чего их можно было катить. А катить надо было издалека. 60 камней Стоунхенджа массой около пяти тонн каждый родом с гор Пресели, что в Уэльсе, а это добрых 320 км.

«Контейнер» сплетался из побегов ивы и ольхи. Для лучшей прокатки зазоры между ним и неровной поверхностью камня заполнялись тонкими ветвями. Итоговую конструкцию могли сравнительно легко катить четыре или пять мужчин.
Принцип действия — тот же, что у автомобильных шин: «контейнер» гнётся, нагрузка распределяется.
Г-н Лэвин также выяснил, что такая упаковка могла плавать, что решало проблему переправы через водоёмы. Кроме того, камни можно было сплавлять по рекам.
Гипотеза не лишена оснований: плетёные изделия и конструкции эпохи неолита довольно часто попадаются археологам в Великобритании.

Этим летом г-ну Лэвину удалось успешно продемонстрировать жизнеспособность своей версии на примере однотонного камня. «Контейнер» для него он сплёл сам. Камень, достойный Стоунхенджа, он планирует покатать в следующий день солнечного солнцестояния. Джордж Оутс из компании Expedition Engineering, которая спроектировала олимпийский велодром и мост Тысячелетия в Лондоне, рекомендует ставить на успех эксперимента. По крайней мере с физической точки зрения всё чётко.
(с)
http://science.compulenta.ru/579552/?r1=yandex&r2=news