Автор Тема: Государство и наука.  (Прочитано 4721 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
Государство и наука.
« : 12 Ноябрь, 2009, 06:04:25 am »
Медведев поддерживает идею оценки российских вузов через рейтинги цитируемости научных работ

Президент Дмитрий Медведев поддерживает идею оценки российских вузов через рейтинги цитируемости научных работ. Об этом он заявил на встрече с министром образования и науки Андреем Фурсенко.

Президент выразил сожаление по поводу того, что крупнейшие образовательные центры России - Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты - "занимают далеко не лучшие места" в международных рейтингах высших учебных заведений.

Он напомнил, что встречался недавно с руководством Совета Федерации, и сенаторы ставили вопрос о том, чтобы "более активно заниматься оценкой университетов через рейтинги цитируемости соответствующих научных работ, и заслуги научных работников определять по цитируемости /их трудов/" (см. также Дмитрий Медведев выступил за использование индекса цитируемости для оценки эффективности работы ученых)

"Я давно эту идею поддерживаю. Эта идея основана на мировом опыте", - сказал Медведев.

Андрей Фурсенко сообщил, что формирование новой структуры российской высшей школы будет завершено к концу года.

Глава государства также напомнил, что недавно подписал закон о статусе Санкт- Петербургского и Московского государственных университетов. В связи с этим президент поручил Минобрнауки совместно с руководством этих вузов подготовить конкретные программы развития двух крупнейших университетских центров страны.

Фурсенко заверил, что "в ближайшее время будет готов представить соответствующие программы и предложения по кадровым назначениям".

Напомним, что 8 октября 2009 г. был опубликован рейтинг лучших университетов мира за 2009 год по версии еженедельника the Times Higher Education и международной компании SQ, Quacquarelli Symonds (см. подробнее  о нем  «Образовательные гонки»).

Уже шестой год список возглавляет Гарвардский университет (США). Второе место занял Кембриджский университет, сместив на строчку ниже американский Йельский университет. University College London с 7-го места поднялся на 4-ое, а Оксфордский университет с 4-го места опустился на пятое, разделив его с Imperial College London.  

Для двух российских вузов публикация рейтинга принесла радостные вести. МГУ со 182-го места поднялся на 155-ю позицию (разделив ее с Wageningen University из Голландии). В 2007 г. МГУ не попал в рейтинг 200 лучших, заняв 231-е место. В 2006 г. у ведущего вуза страны было 93-ое место, в 2005 – 79-е, а в 2004 – 92-е место.

В свою очередь, улучшились позиции и Санкт-Петербургского госуниверситета. Не попав в 2008 году в список 200 лучших (224-е место), в этом году он занял 168-ое место. Судя по рейтингу, равными СПбГУ оказались University of Lausanne из Швейцарии и Nanjing University из Китая. Напомним, что в 2006 г. СПбГУ занял 164-е место, а в 2007 – 239.

В целом позиции российских университетов в рейтинге THE-QS выглядят неутешительно. Ни один вуз России не попал в отдельные списки 50 лучших по естественным наукам, биологии и медицине, инженерии и информационным технологиям, социальным наукам, искусствоведению и гуманитарным наукам.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #1 : 29 Декабрь, 2009, 07:18:36 am »
Медведев подписал изменения в законы о наукограде и научных центрах

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации", сообщила пресс-служба Кремля.

Закон, принятый Госдумой 16 декабря 2009 года и одобренный Советом Федерации 25 декабря 2009 года, направлен на устранение противоречий между положениями статьи 8 Федерального закона "О статусе наукограда РФ" и положениями Бюджетного кодекса России в части, касающейся предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, имеющим статус наукоградов, говорится в справке к документу.

Закон предлагает заменить действующую норму о предоставлении из федерального бюджета субвенций непосредственно муниципальным образованиям, имеющим статус наукоградов, нормой, предусматривающей выделение из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации межбюджетных трансфертов для их дальнейшего направления бюджетам наукоградов. Порядок предоставления этих межбюджетных трансфертов определяется правительством России, говорится в документе.

Президент РФ подписал также Федеральный закон "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", принятый Госдумой 16 декабря и одобренный Советом Федерации 25 декабря.

Закон расширяет круг научных организаций, которым правительство России может присвоить статус государственных научных центров, говорится в справке.

Так, статус государственного научного центра может получить любая научная организация, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

(с) http://www.rian.ru/science/20091229/202108094.html

Для справки:
Наукогра́д Росси́йской Федера́ции — муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

Список наукоградов:

Бийск, Алтайский край
Дубна, Московская область
Жуковский, Московская область
Кольцово, Новосибирская область
Королёв, Московская область
Мичуринск, Тамбовская область
Петергоф, Санкт-Петербург
Пущино, Московская область
Обнинск, Калужская область
Реутов, Московская область
Троицк, Московская область
Фрязино, Московская область
Черноголовка, Московская область
Протвино, Московская область
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #2 : 21 Январь, 2010, 11:30:52 am »
Дмитрий Медведев открыл Год учителя в России

Церемония открытия состоялась в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге в рамках работы первой Педагогической ассамблеи.

Президент отметил, что проведение Года учителя в России – это дань уважения благородному учительскому труду. Глава государства выразил надежду, что 2010-й станет годом начала серьёзной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен.

Для участия в Педагогической ассамблее в Санкт-Петербург прибыли около 200 преподавателей из разных регионов страны. В ней также принимают участие руководители федеральных и региональных министерств и ведомств, ректоры вузов, заслуженные учителя, представители школьных советов. Планируется, что по итогам работы ассамблеи будут выработаны рекомендации по реформированию системы подготовки педагогических кадров в России.

Ранее Дмитрий Медведев присутствовал на одном из экзаменов у студентов 5-го курса РГПУ. Будущие учителя защищали свои проекты в области обучения физике с использованием компьютерных технологий.

Президент также осмотрел класс музыкально-компьютерных технологий.

***

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно выступать в этом зале, быть вместе с Вами в Петербурге на первой Педагогической ассамблее, в рамках которой мы открываем в этом году все мероприятия, связанные с Годом учителя.

И конечно, это мероприятие – это не просто дань уважения учительской профессии, хотя и это тоже. Я рассчитываю на то, что наступивший год станет годом начала серьёзной модернизации отечественного образования. И с другой стороны, годом позитивных перемен. Это не означает, что до этого мы с вами ничего не делали, вы знаете, я сам к этим процессам имел отношение ещё работая в Правительстве Российской Федерации. Но сейчас пора уже обобщать те эксперименты, которые проводились на протяжении нескольких лет, в том числе в рамках национального проекта «Образование».

Мы также приступаем к реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Её смысл заключается в создании современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребёнка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе; способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой. И я надеюсь, что положения этой инициативы вам знакомы. Мы говорили с Министром образования на эту тему неоднократно. Он заверил меня, что обсуждение президентской инициативы прошло весьма широко, что даёт мне основание сообщить вам о том, что сегодня я эту образовательную инициативу утвердил.

Конечно, ключевая роль в реализации этой инициативы будет принадлежать вам, то есть нашим российским учителям. И я полагаю, что никакая инициатива не может быть осуществлена без нормального, творческого осмысления заложенных в ней принципов. Общеизвестно, что отечественная педагогика накопила уникальный опыт. Я не буду вас убеждать в том, насколько он уникален и как хороша наша педагогика, вы сами знаете её достоинства, и её проблемы. Но в любом случае, та база, которой мы располагаем – и это, что называется медицинский или «образовательный» факт – является действительно одной из наиболее востребованных в мире, и она в какой-то период создала нам весьма высокий уровень образования. Наша главная задача в сегодняшней жизни – его не растерять.

Сегодня, благодаря когорте ярких и прогрессивных педагогов складываются и современные традиции: традиции обучения, традиции воспитания. Задача государства заключается в одном – повышать престиж учительского труда. Это сложная задача, но мы ею занимаемся и дальше будем заниматься.

В Год Учителя пройдут самые разные мероприятия, направленные на укрепление авторитета педагога и укрепление, что не менее важно, его социального статуса. Но такую работу, конечно, нужно вести не один год. Мы с вами понимаем, никакая кампанейщина и никакие годичные мероприятия не приведут к результату, если в последствии такого рода работа не будет продолжена. Поэтому Год учителя – это удобный повод для того, чтобы дать старт такой работе.

Уважение и признание учительского труда должно стать мощным стимулом для развития всего учительского корпуса. Это, кстати сказать, и ключевое направление модернизации образования, уже предложены конкретные меры, которые будут способствовать сохранению в школах лучших учителей, специалистов, которые имеют различное образование. Потому как главное, чтобы тот, кто трудится в школе, обладал качественными и современными знаниями. И конечно, хотел просто работать с детьми. Это самое существенное.

Есть ещё одна проблема, о которой мы частенько говорим - это проблема прихода молодых педагогов. Особенно остро её ощущаешь, ощущаешь во всей полноте, когда присутствуешь в стенах педагогических институтов, педагогических университетов. Сегодня в школах, вы знаете эту статистику, где-то в среднем от 7 до 12 процентов молодых преподавателей. И конечно, привлечение молодых педагогов в школу должно стать нашим основным приоритетом. Школы должны наполниться энергией молодых. Причины, по которым молодёжь не идёт в школу даже после окончания педагогических университетов, хорошо известны. Конечно, прежде всего, это социальный статус учителя, низкий уровень заработной платы. Она всё ещё не соответствует интенсивности труда педагога и высокой ответственности учительского труда. Хотя, надо признаться, за последнее время мы сделали определённые шаги в этом направлении. Всё-таки сейчас у нас ситуация несколько лучше выглядит, чем, скажем, 5-7 лет назад. Вы тоже это хорошо помните.

Но самое главное не останавливаться. Вы помните, в 2007 году начался переход в пилотном режиме на нормативно-подушевую систему оплаты труда. Качество и зарплата учителя всё больше была сориентирована в тот период на результат деятельности. Я считаю, кое-чего мы добились. Во всяком случае, в тех 30, даже в 31-м пилотном регионе, где вводилась эта система, она дала свою отдачу – зарплата выросла. Результаты разные, но это связано и с тем, что регионы у нас разные. Скажем так, зарплата в одном регионе для учителя может быть вполне приемлемой, а в другом региона она слабо сопоставима со средней зарплатой в том или ином регионе. В любом случае, на последнем заседании Совета по национальным проектам, он прошёл несколько дней назад в Москве, я дал поручение завершить переход к новой системе оплаты труда с учётом того опыта, который мы накопили в этом 31 регионе, в течение трёх лет. Срок достаточный. Министерство должно это сделать.

Должны меняться и программы повышения квалификации, в зависимости от современных потребностей педагогов. Начало таких преобразований уже предусмотрено в этом году планом первоочередных действия. Я надеюсь, ваш форум тоже даст ряд ответов на эти вопросы.

Ещё одна задача – совершенствование аттестации педагогических и управленческих кадров. Сейчас принципиально обновляются квалификационные требования. Центральное место в этих требованиях занимают профессиональные педагогические компетенции. Но на что хотелось бы обратить внимание, не должно быть никаких бюрократических препятствий для тех учителей, включая молодёжь, которые хотели бы досрочно подтвердить уровень своей квалификации.

Стоит модернизировать и саму систему педагогического образования. Я здесь не хотел бы навязывать никаких рецептов, вы сами должны определиться, в каком ключе её развивать. Если вы обратили внимание, то в своём Послании Федеральному Собранию, которое я произносил в конце прошлого года, я об этом сказал. В любом случае, крупные, сильные педагогические университеты в конечном счёте должны стать базовыми центрами подготовки учителей, это очевидно, и такой потенциал мы не должны терять.
При этом необходим и научно обоснованный прогноз потребностей в учителях – это тоже одна из задач, которую министерство вместе с педагогической общественностью должно исполнить.

В 10 году будут введены и новые требования качества образования. Очевидно, что необходима независимая проверка знаний школьников. Это делается при переходе из начальной школы в среднюю, и в дальнейшем. Но механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессиональных союзов и ассоциаций. Россия, кстати сказать, продолжит и своё участие в международных сравнительных исследованиях качества образования и в создании собственных методик образования.

Ещё одна важная тема, о которой я неоднократно говорил с учителями, которую вы бесконечно обсуждаете – это Единый государственный экзамен. Единый госэкзамен стал новым явлением, который, по сути, создаёт первый опыт общегосударственной аттестации знаний, причём, независимой аттестации знаний ученика. По моему поручению и после консультаций с педагогами, с общественностью, с политическими структурами, с партиями, была создана комиссия по совершенствованию проведения единого госэкзамена.

Комиссия провела довольно большую работу, доложила о её результатах. Одним из результатов работы стала определение предельной даты внесения изменений в документы, которые регламентируют проведение экзамена. В этом году, на сколько я понимаю, это должно быть сделано не позднее марта, но и это слишком поздно, поэтому, со следующего учебного года, всё это должно происходить не позже сентября. И это были как раз основные вопросы, которые задавали мне учителя во время встреч.

Кроме того, выпускникам прошлых лет будет предоставлено право поступать на очное отделение высших учебных заведений без сдачи Единого госэкзамена на основании вступительных испытаний. Отмечу и такую рекомендацию, как расширение возможности сдачи единого госэкзамена для выпускников для числа наших зарубежных соотечественников.

Но это не все рекомендации, о которых я только что сказал, там есть ещё много достаточно мелких, но важных вещей. Работа по совершенствованию нормативной основы сдачи Единого госэкзамена будет продолжена. Я считаю, что прежде всего, конечно, мы должны опираться на мнение педагогов и, конечно, самих учеников. Если будем это делать, то Единый госэкзамен будет выполнять ту функцию, которая на него сегодня возложена. А в чём она заключается? Она заключается в том, что Единый госэкзамен должен быть основным, но не единственным способом проверки качества образования. Ещё раз подчёркиваю, это определение, на мой взгляд, абсолютно корректное. Основной, но не единственный. И вот из этого, я предлагаю исходить.

И ещё одна тема – воспитание. Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы и вовлекать в эту систему и учеников, и выпускников, и конечно, родителей. Это отдельный большой пласт работы. Некоторое время назад о нём как-то не очень популярно, не очень модно было говорить, потому что он казался нам избыточно идеологизированным. Но это не так, мы с вами хорошо понимаем, в чём ценность такого рода работы: ею надо заниматься, но делать это по-новому, чтобы ученикам было не скучно и чтобы это было в радость. Я думаю всё о чём я сказал и ещё очень многое из того, что я не сказал, можно обсудить на Педагогической ассамблее. Я желаю всем здесь собравшимся удачной, хорошей работы в этот прекрасный морозный день и хорошего начала Года учителя.

Поздравляю вас.

(c) http://news.kremlin.ru/news/6681
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #3 : 27 Февраль, 2010, 05:01:51 am »
В России продлен запрет на клонирование человека
Госдума приняла во втором чтении внесенный правительством законопроект о продлении временного запрета на клонирование человека, сообщает "Интерфакс".

Временный запрет на клонирование был введен в РФ в 2002 году. Срок его действия ограничивался пятью годами и истек 23 июня 2007 года. В последующие два года создание клонов не регулировалось российскими законами.

Новый законопроект вносит в федеральный закон "О временном запрете на клонирование человека" поправки, продлевающие мораторий на клонирование на неопределенный срок – до вступления в силу закона, устанавливающего порядок применения биотехнологий в этой области.

Причина запрета указывается в пояснительной записке к законопроекту: "Клонирование человека встречается с множеством юридических, этических и религиозных проблем, которые на сегодняшний день еще не имеют очевидного разрешения".

В новом законе оговорено, что клонирование других организмов, а также любых клеток, в том числе человеческих, в исследовательских целях не запрещено.

Хотя сама технология клонирования человека окончательно не разработана, уже на протяжении многих лет ведется непрекращающаяся общественная дискуссия, связанная с этической, юридической и религиозной сторонами этого вопроса.

(с) http://medportal.ru/mednovosti/news/2010/02/26/clones/
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #4 : 04 Март, 2010, 09:13:53 am »
Владимир Путин объяснил задачи и планы нового департамента в аппарате правительства, который будет заниматься наукой, технологиями и образованием. Для развития инноваций в России премьер предложил избавиться от неэффективных научных учреждений, создать единую базу НИОКР и руководствоваться критерием инновационности при госзакупках.
Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям под руководством премьер-министра России Владимира Путина обсудила в среду пути повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность, сообщает пресс-служба правительства.


Открывая заседание, Путин сообщил о создании в аппарате правительства России нового департамента, который будет заниматься вопросами науки, высоких технологий и образования.

«Государство заявило о своем принципиальном выборе в пользу устойчивого развития на основе инноваций и современных технологических решений. Были сделаны серьезные шаги по формированию системы институтов и инструментов модернизации инноваций. Однако скажем прямо: по-настоящему инновационного у нас пока слишком мало. И нам предстоит большая, кропотливая работа, построенная не на лозунгах и призывах, а на реальных делах», — отметил премьер.

Он пояснил, что масштаб задач, которые стоят перед правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, требует расширить ее полномочия, увеличить влияние на реализацию государственной политики в сфере науки и высоких технологий.

«Поэтому принимаемые комиссией решения станут обязательными для всех органов исполнительной власти, руководители которых будут нести персональную ответственность за их выполнение. Также будут усилены кадровый состав комиссии и ее организационные возможности», — заявил Путин.
По словам премьера, такие решения являются оправданными в условиях, когда нужно не только поддержать посткризисное восстановление экономики, но и обеспечить качественные изменения ее структуры, рост эффективности.

Покупать инновационно

Путин заявил о необходимости продолжить создавать условия для внедрения высоких технологий, убирать административные барьеры на пути инновационного бизнеса и модернизировать государственный сектор науки.

Так, по словам премьера, сегодня инструмент госзакупок используется неэффективно и не ориентирует поставщиков на инновационное развитие. «Считаю, что программы госзакупок должны включить обязательный инновационный компонент», — сказал премьер.

По его словам, потенциальные поставщики должны видеть, что государство намерено покупать современную продукцию и что доступ к бюджетному заказу в первую очередь открыт тем, кто занимается инновациями.

«Естественно, такие же принципы нужно распространить и на закупки, которые осуществляют институты развития, крупные корпорации. Должна возрасти доля инновационных проектов и в кредитных портфелях банков с государственным участием», — отметил глава правительства.

По словам премьера, со значительно большим эффектом должны работать госсредства и в сфере науки. «Мы давно говорим о том, что без глубоких преобразований здесь не обойтись», — отметил он.

Не класть «под сукно»

По мнению Путина, одним из шагов для развития инноваций может стать создание единой открытой информационной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполняемых по заказам федеральных органов власти.

«Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, чтобы страна могла зарабатывать на знаниях, предстоит сформировать полноценный рынок интеллектуальной собственности, а также, по сути, заново создать механизмы распространения научной и технической информации, сделать ее открытой и максимально доступной для потенциальных партнеров, инвесторов и потребителей», — сказал премьер.

Обозревать потенциал

Также он поручил организовать регулярную публикацию обзоров инновационного развития страны, отметив, что «умение презентовать свои возможности и потенциал это необходимые условия для привлечения квалифицированных инвесторов».

Путин напомнил, что общее финансирование программы развития исследовательских университетов составит около 50 млрд рублей. Кроме того, в ближайшие три года государство целевым образом направит на поддержку ведущих университетов страны 90 млрд рублей.

Снять «вывески» и «безликие сметы»

Премьер отметил, что государству необходимо уходить от финансирования научных учреждений на основе «безликих смет».

«Мы не можем себе позволить содержать вывески, за которыми нет ничего, кроме громкого названия, или, может быть, даже достойного прошлого. Оплачивать исследования, которые не актуальны, дублируют друг друга, а порой и просто достаются из пыльных шкафов прошлого, это неправильно, ущербно, затратно, неэффективно», — сказал он.

Вместо этого, по словам премьера, надо активно внедрять проектный подход и конкурсные процедуры распределения бюджетных средств, а также использовать возможности объективной и независимой экспертизы. Не в последнюю очередь это касается фундаментальных исследований, где, как напомнил премьер, нет и не может быть быстрой отдачи.

(с) http://infox.ru/science/enlightenment/2 ... a_na.phtml
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #5 : 18 Март, 2010, 21:19:33 pm »
В Сколково построят российский аналог "Силиконовой долины"

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - В Сколково будет создан научно-технический центр по разработке и коммерциализации новых технологий, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

"Хотел бы проинформировать, что я принял решение, будем строить этот центр в том месте, где у нас есть неплохой задел, чтобы это сделать быстро, - в Сколково", - заявил Медведев на встрече с победителями школьных и студенческих олимпиад.

http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=128441

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #6 : 23 Март, 2010, 15:28:54 pm »
Вексельберг стал координатором проекта Кремниевой долины в Сколково

Виктор Вексельберг станет координатором проекта по созданию в Сколково российского аналога американской Кремниевой долины, сообщил Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию в Ханты-Мансийске. Также глава государства поручил подчиненным разработать особый правовой статус для научно-технологического комплекса в Подмосковье.

«Были проведены определенные консультации по поводу того, кто конкретно мог бы осуществлять такого рода работу. Мною принято решение о том, чтобы российскую часть этой координирующей структуры, которую мы создадим, возглавил Виктор Феликсович Вексельберг», — цитирует президента РИА «Новости».

Медведев подчеркнул, что в Сколково необходимо перейти к практической работе и создать не только материальную базу, но и эффективно действующую систему. «Потому что мы все это затеяли не ради того, чтобы построить определенное количество коттеджей или создать там нормальные производственные условия, лаборатории. Это важно, это инфраструктура, но самое главное, чтобы там появились люди, а чтобы появились люди, должна быть внятная система управления», — объяснил глава государства.

По его словам, с учетом масштабности проекта и того, что в его реализации должно быть заинтересовано не только государство, но и предприниматели, управлением инновационного центра мог бы заняться бизнес.

По поручению Медведева правительство уже в ближайшее время решит вопрос с особым правовым режимом деятельности российской Кремниевой долины. «По всей вероятности это не может быть просто новый кусочек, подчиняющийся общим правилам. Я полагаю, нам следует подумать о создании особого правового режима соответствующей деятельности», — отметил президент.

«Займитесь этим. Только не затягивайте этот вопрос, потому что нам нужно общие черты этого особого правового режима сформировать, я надеюсь, в ближайший месяц», — добавил Медведев, обращаясь к присутствующим на заседании вице-премьерам. Глава государства подчеркнул, что «если потребуются изменения в законодательство, мы их примем».

Вексельберг уже заявил, что проект центра должен выйти на самоокупаемость через 5-7 лет. При этом координатор Кремниевой долины отметил, что первые результаты деятельности технологического центра появятся значительно быстрее. «Первоначально нужно создать организационные условия, подготовить формальные решения, которые дадут старт-ап», — подчеркнул он. Вексельберг отметил, что убежден в успехе проекта. По мнению предпринимателя, в нем должны участвовать люди, которые видят в Сколково смысл своей жизни на ближайшие пять лет.

«Эта задача должна воплотиться в конкретные результаты, показать и себе, в первую очередь, и всему миру, что мы способны к ее реализации. Я в это верю. Думаю, проект — определенный вызов, очень интересная и амбициозная задача», — заключил глава «Реновы».

Бизнесмен также подчеркнул, что список кандидатов на пост руководителя инновационного центра с международной стороны будет составлен в ближайшие месяц-полтора. «На сегодняшний день нет кандидата, но есть понимание, что мы хотим видеть на этом посту авторитетного человека с опытом коммерциализации инноваций», — заверил Вексельберг. По его мнению, проект будет жизнеспособен только в том случае, если будет носить международный характер.

Сам предприниматель намерен заняться «созданием организационной структуры, подготовкой формальных решений». На первой стадии, по мнению бизнесмена, для работы в Сколково следует отобрать скорее не ученых, а людей, которые займутся решением оргвопросов. Кроме того, он считает первостепенной задачей «формирование некоммерческого партнерства для реализации проекта». При этом глава «Реновы» отметил, что сейчас «вопросов (по проекту) больше, чем ответов».

«Проект не только сводится к тому, чтобы на площади в 380 гектаров построить новый город с бизнес-ориентированными объектами и жильем — с этой задачей мы справимся быстро. Вопрос в том, чтобы создать критический уровень интеллектуального потенциала, включая представителей мировой науки», — пояснил Вексельберг.

Он сообщил, что необходима разработка правовой базы для Сколково и привлечение крупного бизнеса как заказчика разработок.

О планах по созданию в России центра исследований и разработок Медведев объявил в феврале этого года. Сколково превратится в крупнейший испытательный полигон новой экономической политики Кремля.

http://www.forbesrussia.ru/news/46938-v ... v-skolkovo

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #7 : 05 Апрель, 2010, 04:11:30 am »
Директор Института физики высоких давлений РАН академик Сергей Стишов, рассуждая о ситуации в российской науке, считает, что главная ее проблема заключается в старении научных кадров и отсутствии в науке молодежи.


В последнее время приходится слышать все нарастающий вал критики в адрес Российской академии наук (РАН). Если раньше источник критики находился где-то в пределах Министерства науки, то в настоящее время критика звучит из уст законодателей, некоторых вузовских начальников, да и самих ученых, в той или иной мере знакомых с ситуацией в РАН. Эта активизация, по-видимому, синхронизирована с рядом последних действий руководства страны, как то: сокращение финансирования РАН, создание Курчатовского центра, «кремниевой долины» в Сколково и т. д. В соответствии с законами «наукометрии», критика в основном касается количества публикаций (то есть объема научной продукции) и индекса цитирования, характеризующего, по замыслу его создателей, качество публикаций.

Кстати, говоря об объеме научной продукции, следует указать, что не все публикации равны. Есть еще так называемый импакт-фактор журнала. Индекс цитирования и импакт-фактор журнала вещи взаимно связанные, то есть статья, опубликованная в журнале с высоким импакт-фактором, имеет шанс быть процитированной чаще, чем публикация в ином издании, и наоборот, статья с высоким индексом цитирования повышает импакт-фактор.


Здесь мне хотелось бы, основываясь на собственном опыте, высказать соображения о ситуации в российской науке.


Особенно хочется это сделать в свете дискуссии, показанной в одном из ток-шоу на Пятом канале 16 марта 2010, которое было посвящено судьбе РАН.

Я всю жизнь занимаюсь экспериментальной деятельностью в области физики высоких давлений. В последнее время мои интересы отчасти сдвинулись в сторону магнетизма и физики низких температур. Эти области физики являются весьма трудоемкими в смысле техники эксперимента и требуют сложного и металлоемкого оборудования. В советское время, как, впрочем, и сейчас, мало что из необходимого оборудования производится в пределах нашей страны, поэтому практически все мы делали сами в наших мастерских с нашими механиками (сейчас это проблема малого и среднего бизнеса). Наша группа, состоящая из 4–5 научных сотрудников, публиковала две-три, иногда 4 статьи в год. Но мы в те времена никогда не гнались за количеством статей. Многие наши результаты оставались неопубликованными. Более того, большое количество публикаций у тех или иных персон не вызывали у нас почтения, а скорее всего насмешку. Ведь невозможно написать самому, например, 10 статей в месяц, занимаясь еще и экспериментом.

Западный мир, начиная с 60-х годов прошлого века, уже жил по-другому. Я помню, как где-то в конце 80-х годов американский ученый Фрэнсис Ри (Francis Ree), посещавший мою лабораторию, крайне удивился, оказавшись свидетелем моего отказа быть соавтором статьи, к которой я имел только косвенное отношение. Другой интересный пример хорошо иллюстрирует западный (или восточный) менталитет в отношении научной работы и публикаций. Находясь в Японии, один из наших сотрудников получил возможность провести ряд экспериментов с использованием синхротронного излучения. Однако потенциальные участники экспериментов с японской стороны заявили, что, поскольку на эти эксперименты будет потрачено время, результаты работы должны быть обязательно опубликованы.


А если это так, то уже сейчас (до начала работы) нужно решить, кто будет первый автор, кто второй и т. д.

Таким образом, коль скоро количество статей и индекс цитирования принимаются в качестве исчерпывающих критериев работы ученого, то его жизненная задача уже сводится не к проведению исследований, а к написанию максимального числа статей и их публикаций в журналах с максимальным импакт-фактором. Основанием для такого подхода часто служит утверждение, что большинство нобелевских лауреатов имеют очень высокий индекс цитирования. Впрочем, замечу, что научные статьи истинно эпохального научного значения практически не цитируются. Соответствующие работы известны в науке под собственными названиями, например закон всемирного тяготения, теория относительности Эйнштейна, уравнение Шредингера, соотношение неопределенности Гейзенберга и т. д.

Возвращаясь обратно к публикациям, укажем, что в естественных науках «чашей Грааля» является журнал Nature, обладающий максимальным импакт-фактором, затем следует Science и в физике Physical Review Letters. Значимость публикаций в этих журналах в западном мире очень высока.


Молодой исследователь, имеющий одну-две публикации в Nature, может претендовать на постоянную позицию в хорошем университете.


Казалось бы, как хорошо и справедливо все устроено на Западе: сделай хорошую работу и публикуй ее. Однако не все так просто. Система анонимных рецензентов, определяющих судьбу статьи, дает сбои при ограниченных ресурсах в условиях сильной конкуренции за финансирование и за место в престижных журналах, поскольку рецензенты сами участвуют в этом конкурсе (смотрите по этому поводу заметку Давида Гудстина, проректора Калифорнийского технологического института, Nature Physics, 3, 365, 2007). Благодаря этой ситуации хорошие работы могут не получить признания.


С другой стороны, статьи авторов, принадлежащих к влиятельным научным кругам, часто получают зеленый свет.


В этой связи поучительна история Хендрика Шона (Ian Hendrick Schön), молодого специалиста из исследовательской лаборатории фирмы «Белл», который в течении ряда лет фабриковал данные и публиковал их вместе со старшими коллегами в Nature и Science (результаты расследования этой истории опубликованы в Nature, 149, 419, 2002).

Далее об индексе цитирования и цитировании российских (советских) авторов. Когда-то, делая доклад на семинаре в Калифорнийском технологическом институте, я упрекнул американских коллег в том, что они неохотно цитируют работы тогда советских авторов, хотя и используют их результаты. В ответ председатель семинара полушутливо заметил, что это происходит потому, что вы, русские, не пишете рецензии на проекты, представленные в Национальный научный фонд ( National Science Foundation). Однако на самом деле некоторые западные ученые в советские времена хорошо поняли, что вероятность встречи с советским автором заимствованной работы пренебрежимо мала, и действовали без стеснений.


В действительности прямое заимствование происходило или происходит достаточно редко.


Обычно иностранный автор, переписывая в том или ином виде российскую (советскую) работу, делает соответствующую ссылку, но в последующих статьях ссылается только на себя. Могу сказать, что несколько моих работ подвергались подобной атаке.

Еще один нетривиальный способ заимствования иллюстрируется следующим примером. В свое время мы, тогда еще сотрудники Института кристаллографии АН СССР, обнаружили, что графит, подвергнутый сильному сжатию, становится прозрачным. Работа была опубликована в Журнале экспериментальной и теоретической Физики (ЖЭТФ). Спустя короткое время японцы воспроизвели наши результаты и опубликовали свою статью, хотя и с соответствующей ссылкой, в Science, англоязычном журнале с более высоким рейтингом. Естественно, что западному читателю удобнее ссылаться на англоязычные публикации в легкодоступном журнале. Очевидно, что эти трюки способны повлиять на индивидуальные индексы цитирования. Такова цена, которую приходится платить за «железный» занавес, визовые барьеры, языковые проблемы и т. д.


Однако мы нередко сами, при всех прочих равных условиях, предпочитаем цитировать иностранных авторов, почему-то полагая, что все хорошее делается только за границей.


Таким образом, хочешь иметь высокий индекс цитирования – учи английский и посылай статьи в журналы с высоким импакт-фактором, но помни сказанное выше: ресурсы ограничены, и конкуренция высока. Но всегда следует помнить слова Вольфанга Паули, сказанные кому-то из его учеников или сотрудников: «I don't mind your thinking slowly: I mind your publishing faster than you think», – что в переводе означает: «Я ничего не имею против того, что Вы медленно думаете, но я не согласен с тем, что Вы публикуетесь быстрее, чем Вы думаете».


Российские журналы в переводе доступны для подписки на Западе и в бумажном, и online-вариантах, но не каждый университет или лаборатория имеют эту подписку, да и переводы зачастую очень плохого качества.


Таковы реалии сегодняшнего дня.

Теперь в отношении валового научного продукта – общего числа публикаций российских ученых.

Как сообщает в редакционной статье журнал Nature (Nature, 464, 141, 2010), доля России в общем числе опубликованных исследовательских статей составляет всего лишь 2,6% в период между 2004 и 2008 годами, что меньше долей Китая и Индии. Удивительно, но в этой статье утверждается, что число российских публикаций остается постоянным, начиная с 1981 года, когда ни о какой «утечке мозгов» не было и речи. В это же время число публикаций в Китае, Индии и Бразилии сильно росло. Я не уверен, что утверждение о постоянстве числа российских публикаций является правильным – конечно публикаций стало меньше. Но то, что эта величина все еще поддается измерению, по-видимому, означает только одно: «старая гвардия» изо всех сил держит оборону, поскольку молодежи почти не осталось. С другой стороны, очевидно, что названные страны стремительно приобщаются к западному стилю ведения и оценки научной работы.


Должны ли или можем ли мы присоединиться к этому движению? На мой взгляд, в сложившейся ситуации этот вопрос не имеет особого смысла.


Реальная ситуация состоит в следующем. Мы никогда не могли конкурировать с Западом в экспериментальных науках, если успех в работе определялся использованием стандартных приборов, выпускаемых зарубежной приборостроительной индустрией. Однако мы были вполне конкурентоспособны, если дело касалось новых идей, которые могли быть осуществлены с помощью хитроумных лабораторных устройств, изготовленных в институтских мастерских с помощью квалифицированных механиков.


Сейчас ситуация изменилась, лабораторные механики состарились. Да и носители новых идей уехали на Запад (вспомним про графен).


С другой стороны, на Западе и Востоке возникло множество больших и малых фирм, выпускающих разнообразное лабораторное оборудование, без использования которого уже невозможно проведение современных экспериментальных исследований. Моя маленькая группа занимается исследованиями в области высоких давлений, низких температур и сильных магнитных полей. Практически каждая из близких по тематике групп на Западе имеет два автоматизированных прибора, изготовленных фирмой Quantum Design из Сан-Диего и предназначенных для измерения магнитных, электрических и термодинамических свойств вещества. Каждый из этих приборов стоит около миллиона долларов. Для того чтобы купить хотя бы один из этих приборов, мне нужно копить все соответствующие ресурсы Института в течение пяти лет. Но даже это нельзя сделать, поскольку выделенные бюджетные средства должны быть истрачены в течение года.


Однако главная проблема российской науки состоит в старении научных кадров и отсутствии молодежи, которая могла бы придти нам на смену.


Замечу, что плохая лабораторная оснащенность является одним из факторов, способствующих отъезду молодежи за границу. Но важнейшим фактором здесь является бытовая неустроенность (квартирный вопрос).

Возвращаясь далее к дискуссии на Пятом канале 16 марта 2010, отмечу, что там прозвучали фактически два критических предложения в отношении Академии наук из уст Максима Франк-Каменского и Константина Северинова. Оба критика являются профессорами американских университетов и, по-видимому, вполне комфортно себя чувствуют в условиях американской конкурентной среды. Я также немного знаком с американской системой и не могу сказать, что являюсь ее полным приверженцем. Мне не нравятся соревнования по числу публикаций и индексу цитирования. Мне не нравится писать статьи с большим числом соавторов.


Мне не нравится клановость и дискриминация, проявляющиеся при рецензировании статей и проектов, и многое другое.

Однако в этой среде есть и много притягательных черт. Она заставляет людей «быстро бегать», не останавливаться на достигнутом, быстро переключаться на новую тематику, что в конечном счете и обеспечивает прогресс.

Итак, два предложения:
1. Академию наук разогнать (М. Франк-Каменецкий)
2. Академию наук оставить, но разогнать ее президиум (К. Северинов)

В дискуссии не было высказано каких-либо иных предложений по реорганизации российской науки, кроме как «разогнать» или «передать все в университеты». Все же посмотрим, что получится, если мы разгоним Президиум РАН (я сам далеко не всегда удовлетворен его работой). Разогнали.
Но затем должен быть избран новый президиум, который в условиях дефицита ресурсов будет действовать точно так же (как в пьесе Шварца «Убить дракона»).


Разогнать Академию наук так сразу не получится.


Давайте для начала сделаем так. Оставим РАН минимальные средства, необходимые для содержания зданий и выплаты зарплаты. Остальное, что останется, передадим в российские фонды фундаментальных и гуманитарных исследований. Одновременно передадим туда средства, распределяемые Министерством науки на псевдоконкурсной основе (аукционе) в виде так называемых лотов. По-видимому, это позволит увеличить величину отдельного гранта в несколько раз. Однако спасет ли это положение? Откуда возьмутся квартиры для молодых ученых? Откуда возьмутся миллионные средства для переоснащения лабораторий?


Более того, у меня есть глухое чувство, что если средства в российских научных фондах станут значительными, то найдутся и псевдоученые – специалисты по использованию этих средств.


Каков же выход? Он есть и заключается в следующем. Государство должно перестать тратить деньги на волшебные «нанотехнологии», чудодейственные научные и псевдонаучные центры. Не следует уповать на чудо. Чудес не бывает. Нужно просто построить квартиры для молодых, переоснастить лаборатории – и ждать.


Осталось пять или максимум десять лет до кончины российской науки, если не будут предприняты радикальные меры по ее спасению.


Уничтожение Академии наук только ускорит этот процесс.


(c) http://www.gazeta.ru/science/2010/04/02_a_3346489.shtml
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #8 : 06 Апрель, 2010, 05:00:11 am »
Решение о назначении нобелевского лауреата, академика Жореса Алферова научным руководителем инновационного центра, который создается в подмосковном Сколково, поможет собрать в нем талантливых людей и молодых ученых, считает вице-президент РАН, директор Физического института имени Лебедева (ФИАН) Геннадий Месяц.

В понедельник газета "Ведомости" со ссылкой на первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова сообщила, что в сколковском проекте будет сформирован научно-технический совет, сопредседателем которого с российской стороны станет Алферов.

"Когда начинается новое дело, нужно вначале четко сформулировать задачу. "Силиконовая долина" в США - это микроэлектроника, а что будет у нас? На начальном этапе нужно оказать содействие в привлечении умных, талантливых людей, там же наверняка будет много рабочих мест, надо привлечь молодых ученых. Мне кажется, на этом этапе он будет чрезвычайно полезным", - сказал Месяц РИА Новости комментируя информацию о новой должности Алферова.

"Я думаю, что это нормальное, хорошее решение", - добавил собеседник агентства.

Месяц не согласен с тем, что это политическое назначение: "Мне говорят: "это политика, он коммунист". А что с того, что коммунист? Как будто технология при коммунистах и капиталистах разная".

По его словам, хотя Алферов много занимался электроникой и нанотехнологиями, это не значит, что именно таким и будет направление будущей российской "Кремниевой долины". Директор ФИАНа отметил, что новый научный руководитель сколковского центра хорошо знает энергетику, ядерные исследования.

"Самое главное, что он хорошо знает наши кадры, знает, кто болтун, кто трепач, а кто нормальный действующий ученый, экспериментатор", - заключил собеседник агентства.

Вместе с тем, сам Алферов отказался комментировать информацию о своем назначении.

"Я от них (комментариев) пока воздержусь", - сказал он РИА Новости.

Его помощница сообщила, что Алферов не намерен в ближайшее время общаться с журналистами.

Однако пресс-служба КПРФ в понедельник распространила сообщение, в котором говорится, что Алферов подтвердил свое согласие стать сопредседателем научно-технического Совета проекта Сколково.

"У меня появляется возможность оказать влияние на развитие страны, на ее научно-технический потенциал в непростой ситуации, когда в мире возрастает конкуренция. Поэтому я принял это предложение. Сейчас я веду работу по подбору кандидатуры на должность сопредседателя Совета из числа зарубежных ученых. Пока я не буду обнародовать никаких имен, работа продолжается", - цитируются в сообщении слова Алферова.

Первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников, чьи слова также приводятся в сообщении, заявил, что еще на прошлой неделе Алферов поставил в известность об этом предложении его самого и лидера партии Геннадия Зюганова.

"Всей своей жизнью, огромным трудом и талантом Жорес Иванович Алферов заслуживает предложений самого высокого уровня. Поэтому ничего удивительного в том, что президент России и его администрация остановились на его фигуре, - я не вижу", - приводятся в пресс-релизе слова Мельникова.

(c) http://www.rian.ru/science/20100405/218475559.html
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #9 : 26 Апрель, 2010, 03:24:37 am »
Медведев поручил изучить вопрос создания аналога Discovery Channel

Прежде чем создавать российский научно-образовательный канал необходимо подумать о его содержании и конкурентоспособности, заявил президент Дмитрий Медведев.

«Я не против, но если мы создадим такой канал, нужно подумать вот о чем. Его можно попытаться воткнуть и в сетку цифрового вещания, и в первый или во второй мультиплекс, но это должен быть продукт, который идет как минимум на уровне Discovery Channel», – сказал он, комментируя прозвучавшее на заседании предложение о создании российского научно-образовательного канала.

Президент также отметил, что создание продукта такого уровня потребует серьезных вложений. «Если это создавать, это должен быть не просто канал, как в период моего детства, когда выходил дяденька, начинал писать на доске формулы. Мне это в школе на уроках показывали, это сейчас не сработает, а другие программы стоят больших денег», – сказал он.

Глава государства поручил министру образования и науки и министру культуры подумать о том, какой объем средств может потребоваться для создания такого канала, и о том, каким содержанием он будет наполнен.

(c) http://www.gazeta.ru/news/science/2010/ ... 6595.shtml
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума