Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. Республика, 2005
Вопреки традиционному церковному взгляду монотеизм у евреев отнюдь не исконное явление, а, напротив, сравнительно позднее, сложившееся в эпоху "второго храма", послепленный период.
От более ранней истории в прореженной библии остались следы предшествующих богов. В еврейском тексте библии есть имя бога Эль Шаддай, "дом божий" - в русском переводе заменен на "бог всемогущий" (Быт. 28:3; 35:11; Исх. 6:3). Поработив Палестину евреи приучились почитать местных многочисленных божков - ваалов, культ общинных и городских покровителей которых был распространен в Сирии и Палестине издавна. Некоторые из них получали индивидуальные имена, например, Бетэль(Вефиль).
В тексте библии имеются ясные отпечатки влияния вавилонской космологии и демонологии. Крылатые херувимы это вавилонские керубы, мифические крылатые быки. Архангел Михаил, упоминаемый в библии, это Митра-воитель. Следы маздеизма выражаются в образе злого духа - сатаны. Первоначально образ был чужд евреям и в библии его почти нет. Зло проявлялось в виде служения чужим богам, за что их наказывал свой, "настоящий" бог.
По позднейшему христианскому учению, сатана соблазнил людей, уговорив их съесть плод с запретного дерева; но в библии эту роль соблазнителя выполняет не дьявол, а "змей", "который был хитрее всех зверей полевых". Идея особого злого духа зла, противника бога, идея царства зла, по существу, так и осталась чужда еврейской религии.
Дулуман Е.К. упоминает о Хамосе (бог аммонитян, потомков сына Бен-Амми и моавитян, сына Моава, зачатых дочерми от пьяного Лота); о Дагоне, Ваале, Фегоре (божество народа мадианитян). Соломон ставил капища всемогущему Астарте, Молоху, ну и Хамосу.
Где это в библии - не знаю, сил нет такую муть читать. Может, кто подскажет?