Автор Тема: Неужели все они ошибались?!  (Прочитано 70956 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #30 : 14 Октябрь, 2004, 16:58:23 pm »
Цитата: "Philimon №10810"
Цитата: "Леонид10769"
Ярый атеизм Гейне, его ненависть к поповкому сословию проявились особенно ярко в знаменитой "Зимней сказке":
...

  В Германии верно тогда модно было так говорить.

Во-первых наличие такой моды сомнительно, во-вторых Гейне был не из тех, кто следует моде.

Цитата: "Philimon №10810"
Пословица есть русская о попах: “Хоть он Гаврило и свиное рыло, но дана ему власть от Бога грехи прощать”.

Ну, о попах есть много пословиц. Например "Лучше с жидом да татарином, чем с попом да боярином".

Главное - Гейне так и остался антиклерикалом и похоронен был (согласно его завещанию) за пределами церковного кладбища.

Цитата: "Philimon №10810"
Цитата: "Леонид10769"
Вообще вырисовывается интересная картина: пока человек активен, бодр, здоров - он атеист, как только у него проявляются психические заболевания, теряется адекватность - он ударяется в религию.

Или иначе:
Пока атеист активен, бодр и здоров – он ещё более-менее нормальный человек, а когда бывает тяжело, он сходит с ума или заканчивает самоубийством

Для полноты картины надо добавить, что речь здесь только о некоторых атеистах. Кроме того, стоит заметить, что приверженцы религии не бывают вполне нормальны даже во вполне "мирной" обстановке, поскольку неадекватно вопринимают некоторые, книги, обряды и т.п. Ну а в экстремальных ситуациях у верующих зачастую также едет крыша.

Цитата: "Philimon №10810"
(кто-то про Гулаг пример приводил, где верующие оказались более психологически устойчивы)


Ну на счёт Гулага это явное балабольство - сколько-нибудь подробный статистический анализ на эту тему провести невозможно было технически. "Общему впечатлению" очевидцев также нельзя верить, поскольку (насколько мне известно) о подобных моментах говорили исключительно верующие.

Вообще-то это интересный вопрос. Возможно подверженным религиозная вера действительно легче избежать более серьёзных неадекватностей психики в экстремальной ситуации, также как пьяные лучше переносят радиационное облучение и падения с высоты.

Насколько мне известно серьёзных исследований на эту тему не велось.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Re: Неужели все они ошибались?!
« Ответ #31 : 23 Октябрь, 2004, 09:06:18 am »
Чем ещё занятен список - непонятно истина какой же религии доказывается. Можно выписать отдельно протестантов или католиков и вопросить у православных

Цитата: "Алексей Д.10674"
Может все они не так уж и ошибались ???:D  :D  :D, Или мы таки возомнили о себе столько, что слезть с пъедестала уже невозможно??? :wink:  :wink:  :wink:


Или язычников. В список почему-то попали только Плутарх и Цицерон, исправим несправедливость.

Архимед, Герон (первый паровой двигатель), Аристарх Самосский (гелиоцентризм),  Гиппарх из Никеи (астроном, открыл прецессию), Птолемей, Евклид, Аполлоний Пергский (математик и астроном, теория конических сечений), Евдокс Книдский (математик и астроном, учение о величинах, в т. ч. об иррациональных числах, вычислил объём земли), Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Эмпедокл, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Плиний Старший, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Менандр, Плавт, Теренций, Гомер, Гесиод, Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий, Лукан, Петроний, Апулей, Демосфен, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий, Тацит, Светоний,  Витрувий, Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель.

И православные, у которых никак не наберётся столько людей, вошедших в историю мировой науки и культуры, пытаются уверить нас, что правы они, а не язычники?  :twisted:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #32 : 23 Октябрь, 2004, 15:27:15 pm »
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Evgeny

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 56
  • Репутация: +0/-0
Re: Неужели все они ошибались?!
« Ответ #33 : 23 Октябрь, 2004, 19:05:48 pm »
Цитата: "Алексей Д.10674"
И.П.Павлов


Господа верующие. Оставьте Вы, ради Бога, Ивана Петровича в покое. Он отмечал некоторые традиционные церковные праздники (всё-таки вырос в семье священника, память о детстве) и в период антицерковной компании стал демонстративно на улице креститься на каждую церковь (и любил рассказывать по этому поводу анекдот, как в ответ на одно такое крестное знамение матрос снисходительно бросил академику: "Темнота!"). Но это уже своеобразная форма борьбы за свободу совести, оппозиционности властям: «академиком Иваном Петровичем Павловым… в самых крепких выражениях ругал советское руководство, крестился у каждой церкви, которую до революции никогда не посещал, стал носить царские ордена и т. п.» (В. Бушин. Александр Солженицын. – М.: Алгоритм, 2003. – С. 335).

Академик словно предчувствовал, что посмертно его зачислят в верующие и оставил много прямых высказываний о своем мировоззрении.  

"Я... сам рационалист до мозга костей и с религией покончил... Я ведь сын священника, вырос в религиозной среде, однако, когда я в 15-16 лет стал читать разные книги и встретился с этим вопросом, я переделался... Человек сам должен выбросить мысль о боге"
(Павловские клинические среды, том 3, стр. 360)

В 1989 г. опубликовано его письмо, где он, отрицательно отзываясь о "гонении нашим Правительством религии", в то же время добавляет: "Я сознательный атеист-рационалист и поэтому не могу быть заподозрен в каком бы то ни было профессиональном пристрастии" (Советская культура, 1989. 14 янв. С. 10)

Павлов заполнил анкету архиепископа Кентербирийского в т. ч. с таким вопросом, как "Верите ли Вы в Бога или нет?" - "Нет, не верю".
(Воспоминания Л. А. Орбели)

Из последних публикаций обратите внимание  на
Вестник Биологической психиатрии  № 2 (февраль 2004 г)
ВИНОВЕН ЛИ И.П.ПАВЛОВ В СМЕРТИ Н.П. БОГОЯВЛЕНСКОГО?
По материалам комиссии АН СССР по документальному наследию акад. И.П. Павлова (проект № 01-06-80-449 Российского фонда фундаментальных исследований)

Ю.А. Виноградов, Ю.П. Голиков
Санкт-Петербургский союз ученых

Об авторах:
Ю.А.Виноградов, историк-архивист Архива АН (1956-1992), ученый секретарь Комиссии по документальному наследию акад. И.П. Павлова АН СССР.
К.б.н. Ю.П.Голиков, Руководитель музея истории ИЭМ, ИЭМ РАМН.

http://www.neuroscience.ru/library/ROBP ... 2-2004.doc
«Как-то он [знакомый Павлова] спрашивает меня относительно существования бога. Как рационалист я привожу самый сильный, по моему мнению, взгляд против»
(Павлов И.П. Письмо в Совнарком СССР. ПФА РАН. Ф. 259).

Письмо написано незадолго до смерти, 1935-1936 гг.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Evgeny »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #34 : 25 Октябрь, 2004, 09:13:52 am »
Цитата: "Леонид10932"
Во-первых наличие такой моды сомнительно, во-вторых Гейне был не из тех, кто следует моде.

Главное - Гейне так и остался антиклерикалом и похоронен был (согласно его завещанию) за пределами церковного кладбища.

Действительно, принятие христианства для Гейне было вынужденной мерой. О чём он, как известно, всю жизнь переживал. Не даром у евреев есть слово выкрест для тех, кто перешел в христианство. Слово, очевидно, звучит почти ругательно.

Цитировать
Кроме того, стоит заметить, что приверженцы религии не бывают вполне нормальны даже во вполне "мирной" обстановке, поскольку неадекватно вопринимают некоторые, книги, обряды и т.п.

Ежели мешать все религии, тоталитарные и сатанинские секты в одну кучу, то можно и так сказать. 3.14здеть удобнее не на конкретном примере... .  :o

Цитировать
Ну на счёт Гулага это явное балабольство - сколько-нибудь подробный статистический анализ на эту тему провести невозможно было технически.

Если вспомнить, например, некоторые эпизоды из документальной прозы Солженицына, то зачастую доходягами в лагере становились профессора, т.е. люди науки, которую атеисты ставят выше религии. Не буду постить сюда эти эпизоды, они ужасны.

Цитировать
"Общему впечатлению" очевидцев также нельзя верить, поскольку (насколько мне известно) о подобных моментах говорили исключительно верующие.

А Вы, товарищ, хотели бы, чтобы арбитром был атеист?

Цитировать
Вообще-то это интересный вопрос. Возможно подверженным религиозная вера действительно легче избежать более серьёзных неадекватностей психики в экстремальной ситуации, также как пьяные лучше переносят радиационное облучение и падения с высоты.

Вариация на фразу "религия - опиум народа". В то же время, следует уточнить, что не пьяные лучше переносят радиационное облучение, а принятие алкоголя в ограниченных дозах способствует выводу стронция. Также, по поводу опиума. Как известно, во времена классиков марксизма, опиум широко применялся исключительно в медицинских целях. В качестве источника для получения кайфа у здоровых людей, опиум получил широкое растпространение лишь в веке 20-ом. Так что, любое средство хорошо, когда оно действительно нужно, но плохо, когда используется для кайфа.


Цитировать
Насколько мне известно серьёзных исследований на эту тему не велось.


А зачем?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Re: Неужели все они ошибались?!
« Ответ #35 : 25 Октябрь, 2004, 09:27:01 am »
Цитата: "Evgeny №11020"
Цитата: "Алексей Д.10674"
И.П.Павлов

Господа верующие. Оставьте Вы, ради Бога, Ивана Петровича в покое. Он отмечал некоторые традиционные церковные праздники (всё-таки вырос в семье священника, память о детстве) и в период антицерковной компании стал демонстративно на улице креститься на каждую церковь (и любил рассказывать по этому поводу анекдот, как в ответ на одно такое крестное знамение матрос снисходительно бросил академику: "Темнота!"). Но это уже своеобразная форма борьбы за свободу совести, оппозиционности властям: «академиком Иваном Петровичем Павловым… в самых крепких выражениях ругал советское руководство, крестился у каждой церкви, которую до революции никогда не посещал, стал носить царские ордена и т. п.» (В. Бушин. Александр Солженицын. – М.: Алгоритм, 2003. – С. 335).

Академик словно предчувствовал, что посмертно его зачислят в верующие и оставил много прямых высказываний о своем мировоззрении.  

"Я... сам рационалист до мозга костей и с религией покончил... Я ведь сын священника, вырос в религиозной среде, однако, когда я в 15-16 лет стал читать разные книги и встретился с этим вопросом, я переделался... Человек сам должен выбросить мысль о боге"
(Павловские клинические среды, том 3, стр. 360)

В 1989 г. опубликовано его письмо, где он, отрицательно отзываясь о "гонении нашим Правительством религии", в то же время добавляет: "Я сознательный атеист-рационалист и поэтому не могу быть заподозрен в каком бы то ни было профессиональном пристрастии" (Советская культура, 1989. 14 янв. С. 10)

Павлов заполнил анкету архиепископа Кентербирийского в т. ч. с таким вопросом, как "Верите ли Вы в Бога или нет?" - "Нет, не верю".
(Воспоминания Л. А. Орбели)

Из последних публикаций обратите внимание  на
Вестник Биологической психиатрии  № 2 (февраль 2004 г)
ВИНОВЕН ЛИ И.П.ПАВЛОВ В СМЕРТИ Н.П. БОГОЯВЛЕНСКОГО?
По материалам комиссии АН СССР по документальному наследию акад. И.П. Павлова (проект № 01-06-80-449 Российского фонда фундаментальных исследований)

Ю.А. Виноградов, Ю.П. Голиков
Санкт-Петербургский союз ученых

Об авторах:
Ю.А.Виноградов, историк-архивист Архива АН (1956-1992), ученый секретарь Комиссии по документальному наследию акад. И.П. Павлова АН СССР.
К.б.н. Ю.П.Голиков, Руководитель музея истории ИЭМ, ИЭМ РАМН.

http://www.neuroscience.ru/library/ROBP ... 2-2004.doc
«Как-то он [знакомый Павлова] спрашивает меня относительно существования бога. Как рационалист я привожу самый сильный, по моему мнению, взгляд против»
(Павлов И.П. Письмо в Совнарком СССР. ПФА РАН. Ф. 259).

Письмо написано незадолго до смерти, 1935-1936 гг.


Не клевещите на Павлова! То, что Вы напостили, явная клевета атеистической пропаганды (кроме первой цитаты В. Бушина). Известно, что академик Павлов был ктитором Знаменской церкви, закрытой в 1936 г. после смерти ученого и впоследствии обращенной в одну из станций ленинградского метрополитена.

Что касается рационализма, то рационализм по отношению к делам НЕдуховного плана нельзя противопоставлять духовным установкам. Практический рационалист может быть самым убежденным верующим!

А вот еще некоторые известные люди, для которых Православие было важной, если не главной, частью жизни:

- Достоевский
- Гоголь (Как сам Гоголь объяснял смысл "Ревизора" - истинный ревизор - Господь)
- Соловьев
- Сперанский
- Пирогов (врач)
- Менделеев
- Суворов
- Кутузов
- Шаляпин
- Римский-Корсаков
- Рахманинов
- Чайковский
- Художники Васнецов, Нестеров, Серов, Иванов
- Столыпин

И еще пару имен людей, которых нельзя назвать верующими, но и рьяными материалистами тоже:

- Дарвин?!!!
Обычно его представляют чистым материалистом и противником религии. Однако Дарвин признавал некоторую творческую силу, которая создала первые виды организмов. Сомнения его в собственной теории тоже хорошо известны. О них можно прочитать, например, в этой статье:
http://www.pravoslavie.ru/put/apologeti ... museum.htm

- Вольтер - писатель, очень много кощунствовавший над верой, это многие знают, но не все знают про конец его - в последнем своем письме Вольтер пишет, что умирает верующим (эта запись хранится в Парижской библиотеке).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #36 : 25 Октябрь, 2004, 09:28:52 am »
Добавлю еще одну фамилию: Жуков Георгий Константинович.

Вот что пишет дочь об этом Православном человеке: http://www.pobeda.ru/spravka/polk_pobedi/jukov_5.html
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Shiva

  • Модератор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 613
  • Репутация: +378/-426
(Нет темы)
« Ответ #37 : 25 Октябрь, 2004, 18:11:27 pm »
А можно построить список по другому принципу.
 Иаков Шпренгер, Генрих Инститор, Фома(Томас) Торквемада и т.д.
 И спросить, неужели они не заблуждались?
 Что это изменит?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Shiva »
Всё бы ничего, если б не конечно, а то, не приведи чего зря - вот тебе и пожалуйста.

Оффлайн Evgeny

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 56
  • Репутация: +0/-0
Re: Неужели все они ошибались?!
« Ответ #38 : 25 Октябрь, 2004, 20:47:55 pm »
Цитата: "Юродивый11032"
То, что Вы напостили, явная клевета атеистической пропаганды (кроме первой цитаты В. Бушина). Известно, что академик Павлов был ктитором Знаменской церкви, закрытой в 1936 г. после смерти ученого и впоследствии обращенной в одну из станций ленинградского метрополитена.


Уважаемый Юродивый.

Ну-ну, давайте серьёзнее. На основании чего Вы пришли к выводу, что это "явная клевета"? То же письмо Павлова 1935 года и сейчас лежит в архиве (ПФА РАН. Ф. 259), при желании можно проверить, исследователи жизни Павлова его используют как источник. Анкета архиепископу Кентербирийскому включала и ответы, малоприятные атеистической пропаганде того времени, в частности, Павлов написал, что считает науку совместимой с религией именно по той причине, что многие ученые были верующими (лично я полагаю, что здесь надо отдельно выделять ученых новейшего времени).  

Источник же информации о ктиторе Знаменской церкви неверифицируем, рассказы верующих и никаких документов. Сами понимаете, на основании подобных источников информации в верующие можно записать кого угодно.

Вообще, следует быть осторожными при пользовании информацией с таких сайтов, как "Встречи с православием: Апологетика" - они несколько тенденциозны. Обращайтесь лучше к источникам или к научной литературе.

//Что касается рационализма, то рационализм по отношению к делам НЕдуховного плана нельзя противопоставлять духовным установкам//.

А из чего мы можем увидеть, что рационализм Павлова распространялся только на дела "недуховного плана"? Любопытна, кстати, научная оценка Павловым пророков: "Экспансивный бред относится... к религиозным параноикам - пророкам. Эти истинные представители паранойи" (Павловские среды: Протоколы и стенограммы физиологических бесед. Т. 1. - С. 198-199). Сами видите, что подход учёного-рационалиста мало совместим  с религиозным (готовы ли признать пророков - параноиками?)

//кроме первой цитаты В. Бушина//

В цитате и говорится о том, что до революции равнодушный к церквям Павлов ответил на правительственное давление на Церковь демонстративной оппозицией, поддержкой гонимых. Царские ордена он стал носить тоже не из-за монархизма.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Evgeny »

Оффлайн Evgeny

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 56
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #39 : 25 Октябрь, 2004, 23:47:51 pm »
Вообще для конструктивного диалога по теме хорошо было бы выработать единые критерии причисления того или иного исторического лица к верующим / атеистам, православным / неправославным.

Если даже Павлова, оставившего много прямых свидетельств о своем атеистическом мировоззрении, некоторые верующие считают своим, отвергая все документы как атеистическую пропаганду, то, что говорить о других персонажах, где прямых высказываний нет и допустимы толкования.

В заглавном сообщении упоминается А. П. Чехов. Откройте любое собрание сочинений Чехова, том "Письма".

«я давно растерял свою веру и только с недоумением поглядываю на всякого интеллегентствующего верующего»
(Письмо С. П. Дягилеву, 12 июля 1903 г. Ялта).

У Чайковского, названного в перечне Юродивого, позиция сложнее:

П. И. Чайковский (апр. 1884, письмо к А. П. Мерклинг):
«А еще что нужно, это чтобы не было страха смерти. Вот в этом отношении не могу похвастать. Я не настолько проникнут религией, чтобы в смерти видеть начало новой жизни, и не философ, чтобы примириться с той пучиной небытия, в которую придется погрузиться»

К бессмертию души очевидный скептицизм.
В Бога, правда, верил, но имел своё отношение:

(26 сент. 1893 г. вел. кн. Константину Константиновичу, в ответ на предложение написать «Реквием» на сл. Апухтина): «Есть причина, почему я мало склонен к сочинению музыки на какой бы то ни было реквием, но я боюсь неделикатно коснуться Вашего религиозного чувства. В «Реквиеме» много говорится о Боге-судии, Боге-карателе, Боге-мстителе (!!!). Простите, Ваше высочество, - но я осмелюсь намекнуть, что в такого Бога я не верю, или, по крайней мере, такой Бог не может вызвать во мне тех слез, того восторга, того преклонения перед создателем и источником всякого блага, которые вдохновили бы меня»

Но православен ли подобный взгляд и не попал бы Чайковский во времена оны под церковный суд? Бог - судия упоминается, к примеру, у свт. Афанасия Великого ("Толкование на псалмы").

Так, что сложно сказать в чём перечисленные люди ошибались, а в чём не ошибались.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Evgeny »