Vivekkk«Таким образом, считая, что существовать - это быть воспринимаемым, Беркли отрицает существование объективного мира»
Зря вы мне не верите.
Вы упорно делает выводы о Беркли, на каких-то отрывках которых вычитали у Ленина.
«Беркли отрицает существование объективного мира.»
http://psylib.org.ua/books/berkl01/txt03.htm«http://psylib.org.ua/books/berkl01/txt03.htm»
Да ничего подобного,
он отрицал наличие материи.Что не одно и тоже.
Вы что фильм «матрица» не смотрели?
26. «
Я вовсе не оспариваю существования какой бы то ни было вещи, которую мы можем познавать посредством чувства или размышления. Что те вещи, которые я вижу своими глазами, трогаю своими руками, существуют, – реально существуют, в этом я нисколько не сомневаюсь.
Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Отрицание ее не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, который, смею сказать, никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия. Но это единственный ущерб, возникновение которого я могу усмотреть.
27. Если кто-нибудь полагает, что это наносит ущерб существованию или реальности вещей, то он очень далек от понимания того, что до сих пор было предпослано мной в самых ясных выражениях, какие только были мне доступны. Я повторю сказанное в общих чертах.
Существуют духовные субстанции, духи или человеческие души, которые по своему усмотрению хотят идей или вызывают в себе идеи; но эти идеи бледны, слабые неустойчивы по сравнению с теми, которые мы воспринимаем в чувствах. Эти последние идеи, будучи запечатлеваемы в нас по известным правилам и законам природы, свидетельствуют о действии ума, более могущественного и мудрого, чем ум человеческий. Такие идеи, как говорят, имеют больше реальности, чем предыдущие; это значит, что они более ясны, упорядочены, раздельны и что они не являются фикциями ума, воспринимающего их. В этом смысле Солнце, которое я вижу днем, есть реальное Солнце, а то, которое я воображаю ночью, есть идея первого. В указанном здесь смысле слова реальность очевидно, что каждое растение, каждая звезда, каждый минерал и вообще каждая часть мировой системы есть столь же реальная вещь, по нашим принципам, как и по всяким иным. Понимают ли другие люди нечто иное, чем я, под термином реальность; для решения этого вопроса я попрошу их вникнуть в собственные мысли и задуматься.
»
«Я думаю, что Беркли рассуждает, придерживаясь именно солипсизма, хотя и отрицал его»
Если читать только мнение Ленина то можно еще и не то вообразить.
Солипсизм, это ярлык, который вечно любят навешивать материалисты своим оппонентам идеалистам, по понятно причине -его экстравагантности. «Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так как изложенные взгляды резко противоречили здравому смыслу»
Да, не противоречат.
Посмотрите фильм «Матрица»
Разница лишь, что там были реальный материальный мозг, а у Беркли чистые души, а Главная ЭВМ, моделирующая мир – Господь Бог
«Существуют духовные субстанции, духи или человеческие души, которые по своему усмотрению хотят идей или вызывают в себе идеи; но эти идеи бледны, слабые неустойчивы по сравнению с теми, которые мы воспринимаем в чувствах. Эти последние идеи, будучи запечатлеваемы в нас по известным правилам и законам природы, свидетельствуют о действии ума, более могущественного и мудрого, чем ум человеческий.»
Подобные идеи (Бог как нечто моделирующее мир ) есть в мусульманской философии.
мутакаллимы"Чтобы доказать сотворениe мира и существование Творца, действующего единственно по свободной воле, они прибегли к атомистике — учению, заимствованному у Демокрита.
Бог, учили они, беспрерывно творит как субстанцию, так и акциденцию, все существующее зависит лишь от свободной воли Творца, но не от каких-нибудь законов природы.» «История философии « АН СССР
«Философия в арабских странах» «Всякое событие они рассматривали как творческий акт Бога»
«К примеры они рассуждали так: тень не есть следствие отсутствие освещения, о создается в каждом отдельном случаи Богом »
«Если мы опустим кусок ткани в черную краску, то она станет черной не потому, что краска повлияла на неё, а потому что Бог придал ей в этот момент акциденцию черноты»
«Река разливается и снова входит в берега по привычке, а не по законам Природы.
Эта привычка не обязательна: Бог в любой момент может её нарушить и совершить чудо»
У
Честертона««Так дети повторяют все снова и снова особо приятную им шутку или игру. Малыш ритмично топочет от избытка, а не от недостатка сил. Дети полны сил, они свободны, они крепки духом, потому им и хочется, чтобы все повторялось. Они твердят: «Еще!», и взрослые слушаются, пока не падают от усталости — ведь взрослые недостаточно сильны для однообразия. А вот Бог, наверное, достаточно силен. Наверное, Он каждое утро говорит «Еще!» солнцу и каждый вечер — месяцу. Быть может, не сухая необходимость создала все маргаритки одинаковыми; быть может, Бог создал каждую отдельно и ни разу не устал.
Бог ненасытен, как ребенок, ибо мы грешили и состарились, и Отец наш моложе нас. Повторение в природе не рутина — это вызов на «бис». Небеса крикнут «бис» птице, которая снесла яйцо. Если человек зачинает и рождает ребенка, а не мышонка, не лягушку, не чудище, то дело вовсе не в том, что мы обречены размножаться без цели и смысла. Возможно, наше крохотное действо тронуло богов. Они восторгаются в звездном театре и в конце каждой нашей драмы вновь и вновь вызывают нас на сцену. Все повторяется миллионы лет, ибо они так решили, и может прекратиться в любой миг. Поколение сменяет поколение, но любой из нас может оказаться последним.
»