Рассмотрим структуру церковного бизнеса на примере Русской православной церкви - самой массовой и богатой на постсоветском пространстве. Основу ее многоуровневой коммерческой системы составляют приходы (храмы и монастыри), управления на уровне областей, а также коммерческие предприятия, учрежденные с участием этой церкви. К этой системе примыкают многочисленные благотворительные и просветительные фонды, под крышей которых действует настоящая "православная коммерция".
Самый нижний уровень православной организации - храмы и монастыри - существует за счет самофинансирования. У них есть четыре статьи стабильного дохода. Первая - пожертвования прихожан, сделанные во время и после службы ("кружка"). Доходы от "кружки" трудно учесть, все они представляют собой самый настоящий "черный нал". Но обычно они не очень велики и делятся между священниками и другими работниками церкви. Три другие статьи дохода храмов и монастырей - это "свеча" (то есть продажа свечей), которая дает около 60-70% процентов бюджета храма, "товар" (то есть все, продаваемое церковной лавкой помимо свечей, - иконы, книги, украшения) и "требы" (крещение, отпевание, чтение поминальных записок и т.п.). Высокий процент "свечи" в совокупном доходе храма объясняется тем, что свечи покупает почти каждый посетитель церкви. А их низкая себестоимость позволяет при продаже получать 200-300% прибыли.
У каждого храма есть и непостоянные источники дохода. Это разовые крупные пожертвования отдельных лиц (ставшие сегодня большой редкостью), также помощь корпоративных благотворителей (банков, нефтяных компаний, крупных фирм) и местных властей (что случается теперь сплошь и рядом). Доходы распределяются неравномерно, в соответствии с иерархической структурой.
окончание статьи -
http://vpemeni.net/materials/economy/10.html