А можно узнать, кто такой "Интеллектуал Церкви" и чем его подкосили?
•
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - первый российский учёный мирового значения, поэт, художник, первый (с 1745) русский академик Петербургской Академии наук, создатель нового жанра - русской религиозно-философской оды;
•
Гаврила Романович Державин (1743-1816) - русский поэт, государственный деятель, министр юстиции и член государственного совета (1802-1803), автор религиозно-философской оды «Бог» (1784);
•
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) - русский поэт, глашатай торжества христианства и распада язычества;
•
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-81) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (с 1877), яркий пропагандист христианских ценностей, автор романа «Идиот», главный герой которого - образец «практического христианства», «князь-Христос»;
•
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - русский писатель, граф, член-корреспондент (с 1873), почётный академик (с 1900) Петербургской АН, проповедник христианских идеалов, призывавший к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. Реформатор православия, требовал от официальной церкви отказа от обрядовости, таинств, поборов с паствы, критиковал сближение церкви с государством, порвал с РПЦ из-за ряда разногласий в определении сущности христианства. Основатель новой религиозно-философской школы - «толстовство»;
•
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - русский религиозный философ, поэт, публицист, проповедник всемирной теократии;
•
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) - русский писатель, религиозный философ, автор трилогии «Христос и Антихрист». Осмыслял мировую историю как вечную борьбу «религии духа» и «религии плоти». С 1920 года в эмиграции;
•
Михаил Осипович Гершензон (1869-1925) - российский учёный, историк русской литературы и общественной мысли, проповедник «русского религиозного ренессанса»;
•
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - русский философ, экономист, публицист, общественный деятель, теолог, православный богослов. С 1923 года в эмиграции в Париже;
•
Сергей Алексеевич Аскольдов (Алексеев) (1871-1945) - русский религиозный философ. Организовал религиозно-философское общество «Братство преподобного Серафима Саровского», в 1928 году все члены общества арестованы, Аскольдов прошёл Соловецкие лагеря и ссылку, во время немецкой оккупации выехал в Германию;
•
Николай Александрович Бердяев (1874-1948), русский религиозный философ, проповедник свободы духа и религиозности. В 1922 году выслан из Советской России;
•
Борис Петрович Вышеславцев (1877-1954) - русский религиозный философ, защитник христианских нравственных ценностей, профессор Московского университета (1917-1922). В 1922 году выслан из СССР;
•
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) - российский религиозный философ, историк средневековой культуры, стремился к созданию целостной системы христианского миросозерцания. В 1922 назначен ректором Петроградского университета, в том же году вместе с другими деятелями культуры выслан из страны. Профессор университетов в Каунасе (1928) и Вильнюсе (1940-1946). В 1949 году репрессирован, умер в лагере;
•
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - российский религиозный философ, правовед, публицист, активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 году выслан из страны;
•
Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) - российский поэт, певец католического религиозного культа, духовности, жертвенности. Репрессирован, погиб в пересылочном лагере под Владивостоком, реабилитирован посмертно;
•
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - русский писатель, сын священника, острый сатирик, беспощадный критик безбожной власти, в романе «Мастер и Маргарита» провёл параллель между евангельскими событиями и советской действительностью. В 1925-1930 годах несколько пьес Булгакова были сняты из театральных репертуаров, пьеса «Бег» запрещена во время репетиций, «Кабала Святош» до репетиций не дошла. Большинство романов и повестей были запрещены, часть опубликована во время хрущовской оттепели, остальные - уже во времена перестройки. Доведённый до отчаянья постоянной травлей, безработицей и нищетой, был вынужден обратиться к правительству с просьбой о разрешении покинуть пределы СССР (1930);
•
Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) - русский богослов, философ, историк культуры, магистр истории (диссертация «Историческая философия Герцена» защищена в 1923 в Праге), профессор ряда ВУЗов Европы и США, член исполнительного комитета Всемирного совета церквей (1948). В 1920 году эмигрировал из Советской России;
•
Николай Алексеевич Клюев (1887-1937) - русский поэт, защитник религиозности, старообрядец. В 1937 обвинён в создании антисоветской церковно-монархической организации и расстрелян;
•
Алексей Фёдорович Лосев (1893-1988) - российский философ и филолог, профессор (1923), автор ряда работ по синтезу идей русской религиозной мысли и христианского неоплатонизма, лауреат Государственной премии СССР (1986). В 1930-1933 годах был репрессирован;
•
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) - российский поэт, лауреат Нобелевской премии (1958) за роман «Доктор Живаго» (1957), в котором воспел христианство как смысл человеческой жизни. Под давлением советских властей был вынужден от премии отказаться;
•
Владимир Емельянович Максимов (1932-1997) - российский писатель, критик обыденности советской действительности, проповедник христианских идеалов. В 1974 году эмигрировал в Париж;
•
Александр Александрович Мейер (1875-1939) - российский христианский философ, публицист, профессор (1918-1928) на Высших научных курсах П.Ф. Лесгафта. Участник «Религиозно-философского общества» (1914-1915), религиозно-философского кружка «Воскресение». В 1928-1935 годах - в концлагере на Соловках и Белбалтлаге, затем на поселении в Калязине. Жил заказными переводами с древнегреческого;
•
Михаил Александрович Новосёлов (1864-1938) - русский православный мыслитель, автор серии книг «Религиозно-философская библиотека». Создал «Кружок ищущих христианского просвещения», в 1921 году принял монашеский постриг, с 1923 года - епископ, отверг декларацию митрополита Сергия (1926), ушёл в «катакомбную» церковь. В 1929 году арестован, в 1938 - расстрелян;
•
Александр Исаевич Солженицын (1918-2008), русский писатель, кавалер ордена Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, лауреат Нобелевской премии (1970). В 1945 году арестован за резкие антисталинские высказывания, осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей и пожизненную ссылку. В 1956 году решением Верховного Суда СССР реабилитирован. В 1974 году, после публикации издательством «ИМКА-Пресс» (Париж) «Архипелага ГУЛАГ» вновь арестован, лишён гражданства и выслан в ФРГ. Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве «колючей проволоки». Всю жизнь выступал в защиту христианства, против безбожной власти, отрицающей и Бога и человека, считал её системой лжи и насилия, угрожающей человеческой личности и жизни на Земле. Причину национальной (и мировой) катастрофы видел в отходе человечества от Бога, небрежении христианскими нравственными ценностями. В 1990 Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство, в 1994 году Солженицын возвратился в Россию. До конца жизни продолжал критиковать власть с христианских позиций;
•
Лев Иванович Бородин (родился в 1938) - русский писатель, публицист, проповедник возрождения крепкой русской державы на православной основе. В 1967-1973 и 1982-1987 годах - политзаключенный.
Безусловно, этот список слишком краток. Длинный, боюсь, Рендалл опять кастрирует. Я привёл самые яркие, на мой взгляд, фамилии. Я сознательно пропустил «официальных» богословов - им проповедовать христианство по должности положено.
И всё-таки хочу привести одну любопытную историю.
В прошлом веке жил некто святитель Лука, в миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Был он хирургом от Бога, сделал ряд открытий, написал ряд работ, в т.ч. учебник по гнойной хирургии. Доктор медицины, профессор, лауреат Сталинской премии (1945). В 1920 году стал иереем, в 1923 принял монашеский постриг, дошёл до чина архиепископа Симферопольского и Крымского. За религиозные убеждения был репрессирован советской властью, провёл в ссылках 1923-1926, 1930-1933, 1937-1943 годы. В 2000 году реабилитирован (посмертно).
В 1921 году ему пришлось выступать экспертом в очередном «деле врачей». Заведующий ташкентской клиникой им. Полторацкого профессор Ситковский и все врачи больницы обвинялись во вредительстве: беспорядки в больнице, где лежали раненые красноармейцы, неоказание им должной помощи, предпочтительное лечение белогвардейцев и т.д. и т.п. Под расстрельную статью попали даже врачи наркомздрава.
Беспорядки там действительно были. Большинство раненых, лежавших в клиниках профессоров Ситковского, Войно-Ясенецкого и других, были красноармейцами. Братва без просыпу пила самогон, курила махру, баловалась девочками. Как-то Войно-Ясенецкий приказал вызвать к себе в кабинет дебоширов. В ответ целая орава пьяных красноармейцев тут же полезла «бить попа». Профессора жестоко избили, пинали ногами и костылями.
На суде общественный обвинитель чекист Петерс задал ему вопрос:
- Поп и профессор Ясенецкий-Войно, считаете ли вы, что профессор Ситковский виновен в безобразиях, которые обнаружены в его клинике?
- В моей клинике царит такой же беспорядок, что и у профессора Ситковского, - ответил эксперт Войно-Ясенецкий, - так что прошу по тому же делу арестовать и меня.
- А вы не спешите, придёт время, и вас арестуем! - заорал Петерс.
Следующий вопрос касался методик лечения гнойных ран бойцов, которые «кишмя кишат червями». Одарённый хирург, опытный лектор Войно-Ясенецкий грамотно, внятно и доходчиво растолковал суть дела, убедительно доказал правильность методик, применявшхся обвиняемыми врачами при лечении красноармейцев.
- Откуда вы всё это знаете? - заорал Петерс.
- Да будет известно гражданину общественному обвинителю, что я окончил не двухлетнюю советскую фельдшерскую школу, а медицинский факультет университета Святого Владимира в Киеве - ответил Войно-Ясенецкий с явным намёком на безграмотность чекиста.
Но тот не унимался. Теперь он накинулся с обвинениями на эксперта:
- Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днём людей режете?
- Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?
- Как это вы верите в бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего бога?
- Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. Я вскрывал и грудные клетки, но совести там тоже не находил.
Очевидцы пишут, что аудитория в зале суда очень бурно реагировала на слова Войно-Ясенецкого, одаривала его аплодисментами, а последние слова утонули в долго не смолкавшем хохоте.
Своим бесстрашием и блестящим интеллектом начинающий иерарх спас профессора Ситковского и других сотрудников ташкентской больницы от расстрела.
источникНадеюсь, я доступно объяснил, что такое интеллект Церкви, а также кто и как его косил?