"didim"
А если все таки найдется у кого-нить информация, подтвержадающая подлинность цитат, которые теисты приписывают Эйнштейну, то было бы любопытно.
Вот все что удалось нарыть.
«Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку».
(Einstein, Science, Philosophy And Religion: A Symposium, 1941, ch. 13).
Уважаемая Оля!
Дословно Эйнштейн написал:
«И когда он писал, что "в наш материалистический век подлинными учеными могут быть только религиозные люди" – он сказал не совсем неправильно [hat nicht mit Unrecht gesagt].».
Дословный перевод: «не совсем неправильно сказал» -- hat nicht mit Unrecht gesagt. Unrecht – неправильно. Неправильно, но не совсем. В контексте говорится об увлечённости в противовес рационализму. Эйнштейн процитировал чужие слова и прокомментировал, что хоть слова неверны, но в них есть отчасти верное настроение, что-ли, ведь в статье говорится о настрое. Пример:
«И когда N писал, что 2х2=5, он писал не совсем неправильно»
Вот факсимиле страницы из затрагиваемой статьи Эйнштейна:
http://www.alberteinstein.info/db/ViewI ... 248&Page=6 http://www.punto.ru/meta.php?engine=0&s ... 20Einstein«Религия и наука» была написана в 30-м году, в поздние годы Эйнштейн объяснял, то ничего религиозного в его мировоззрении нет.
О систематическом муссировании «религиозности» Эйнштейна сам Эйнштейн писал: «…То, что Вы прочитали о моих религиозных убеждениях, было, разумеется, ложью. Эту ложь систематически повторяют.» подробнее:
22 марта 1954 г. человек, сам пробивший себе дорогу прислал Эйнштейну четыре страницы, исписанные мелким почерком по-английски. Автор письма огорчался, что на свете слишком мало людей, имеющих мужество, как Эйнштейн, высказать вслух свои взгляды… Он отрекомендовался атеистом, объявил, что подлинное образование приобретается чтением книг, процитировал статью о религиозных взглядах Эйнштейна и выразил сомнение — верно ли они изложены. Без всякого почтения отозвался о разных аспектах формальных религий. Говоря о миллионах людей, которые молятся Богу на разных языках, он заметил, что Богу нужен огромный штат для регистрации всех людских прегрешений. Закончил он длинным рассуждением о политических системах Италии и Соединенных Штатов — пересказывать его слишком долго. В письмо был вложен денежный чек на благотворительные цели.
24 марта Эйнштейн ответил по-английски.
"Я получаю сотни и сотни писем, но редко среди них бывают столь интересные, как Ваше. Считаю вполне разумными Ваши взгляды на современное общество.
То, что Вы прочитали о моих религиозных убеждениях, было, разумеется, ложью. Эту ложь систематически повторяют. Я не верю в Бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть нечто религиозное, это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его.
У меня нет возможности передать присланные Вами деньги по назначению. Поэтому я возвращаю их, отдавая должное Вашему доброму сердцу и добрым намерениям.
Ваше письмо показывает, что мудрость не есть результат обучения, а скорее результат неугасающего стремления обрести ее".
Э. Дюкас, Б. Хофман «Альберт Эйнштейн как человек» (Albert Einstein: the Human Side, Selected and edited by H, Dukas & B, Hoffmann, Princeton University Press, 1979) журнал «Вопросы философии» 1, 1991г., Москва, изд. «Наука»
http://improvement.ru/discus/messages/1 ... 1141798525http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/einshtein.txtОчень хорошая книга:
http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/einshtein.txt "... Учитель пятых классов в Огайо обнаружил, что его ученики потрясены,
узнав о биологической классификации, в которой человек отнесен к животному
царству. Он уговорил их написать письма и узнать мнения великих умов и 26
ноября отослал подборку писем Эйнштейну в Принстон в надежде, что Эйнштейн
найдет время для ответа. 17 января 1953 г. Эйнштейн откликнулся:
"Дорогие дети!
Не следует спрашивать: "Что такое животное?", а нужно спросить: "Какого
рода объект мы обозначаем как животное?" Мы называем животным все, имеющее
следующие свойства: питается, происходит от подобных себе родителей, растет,
самостоятельно передвигается и умирает, когда приходит срок. Поэтому мы
относим к животным червяка, цыпленка, собаку и обезьяну. Что же сказать о
людях? Подумайте об этом с точки зрения перечисленных выше признаков и затем
решите сами, правильно ли считать нас животными".
25 февраля 1952-г. члены "Общества старших классов" одной из английских
школ с восторгом сообщили Эйнштейну о его единогласном избрании ректором.
Это не возлагало на Эйнштейна никаких обязанностей, да и вообще по уставу
общества должность ректора не была предусмотрена. Но школьники надеялись,
что Эйнштейн оценит их жест как признание величия его трудов.
17 марта 1952 г. Эйнштейн ответил:
"Как старый учитель, я с большой радостью и гордостью принял весть об
избрании на пост ректора вашего общества. Несмотря на мою цыганскую натуру,
мне, как и всем старикам, присуща тяга к респектабельности. Но признаюсь, я
был ошеломлен (впрочем, не слишком сильно) тем, что меня избрали без моего
согласия".
Письмо Эйнштейна вставили в рамку и повесили в школьной библиотеке, где
проходили собрания "Общества старших классов". Вероятно, оно все еще там.
Шестиклассница из воскресной школы в Нью-Йорке с одобрения своего
учителя написала Эйнштейну в Принстон 1 января 1936 г. Она спрашивала,
молятся Ли ученые, и если молятся, то о чем.
24 января 1936 г. Эйнштейн ответил:
"Постараюсь ответить на твой вопрос как можно проще. Научные
исследования исходят из того, что все на свете подчиняется законам природы;
это относится и к действиям людей. Поэтому ученый-исследователь не склонен
верить, что на события может повлиять молитва, то есть пожелание, обращенное
к сверхъестественному Существу...
17 июля 1953 г. дипломированная баптистская проповедница прислала
Эйнштейну в Дринстон теплое "евангелическое" письмо. Процитировав несколько
отрывков из Священного Писания, она спросила, размышлял ли Эйнштейн об
отношении своей бессмертной души к Создателю и верит ли в вечную жизнь в
Боге после смерти. Неизвестно, отправил ли Эйнштейн ответ; письмо это
находится в его архиве и на нем почерком Эйнштейна написано по-английски:
"Я не верю в бессмертие отдельного человека и полагаю, что этика
касается только людей; она не должна опираться на сверхчеловеческий
авторитет".
В 1954 или 1955 г. Эйнштейн получил письмо, в котором цитировались его
слова и противоречащее им утверждение известного эволюциониста о месте
разума во Вселенной. Вот перевод немецкого черновика ответа (неизвестно, был
ли он отправлен):
"Недоразумение связано с неточным переводом немецкого текста, в
частности, слова "мистический". Я никогда не приписывал Природе никакой
цели, преднамеренного стремления или чего-нибудь еще, чему можно дать
антропоморфическое истолкование.
Природа -- величественное здание, которое мы в состоянии постигнуть
очень неполно и которое возбуждает в душе мыслящего человека чувство
скромного смирения. Это поистине благоговейное чувство ничего общего не
имеет с мистицизмом".
В феврале 1921 г. в Берлине Эйнштейн получил письмо от жительницы Вены,
которая умоляла его сообщить, что он думает о существовании души и возможно
ли ее развитие после смерти. Были там и другие вопросы такого же рода. 5
февраля Эйнштейн отправил довольно пространный ответ. Вот отрывок из него:
"Мистические тенденции нашего времени, которые проявляются в бурном
росте теософии и спиритуализма, для меня служат показателем слабости и
смятения мысли.
Поскольку наш внутренний опыт складывается из воспроизведения и
комбинации сенсорных впечатлений, концепция души без тела кажется мне пустой
и лишенной смысла"."
Э.Дюкас, Б.Хофман. "Альберт Эйнштейн как человек"
http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/einshtein.txt