Биомиметика
молодая отрасль науки, основной целью которой является черпание технических идей из мира живой природы. Название происходит от латинских слов bios - «жизнь» и mimesis – «подражание». Этот термин, быстро получивший распространение впервые ввел американский писатель-натуралист Джанин Бениус.
Многие технические устройства, уже успешно применяемые в наши дни, были изначально объектами флоры и фауны. Так застежки липучки появились благодаря Жоржу Мистралю, на создание которых его вдохновил репейник. И так было с ультразвуковыми эхолотами (летучие мыши), иглами для подкожных инъекций (зубы ядовитых змей) и так далее.
Лакокрасочное изделие Lotosan выпускаемое в Германии отличается высокой стойкостью к загрязнениям. Идея была почерпнута у цветков лотоса, растущих в болотистых районах, и, несмотря на это, сохраняющих свою белизну. Оказалось – дело в микроскопических шипах, покрывающих поверхность цветка. Они не дают частицам задерживаться на лепестках и позволяют дождевой воде легко их смывать.
В настоящее время разработчики бьются над копированием куда более нетривиальных идей, например, создания легких, эластичных и прочных (в 5 раз прочнее стали) материалов на основе паутины. Создание новых сверхзвуковых самолетов с управляемо деформируемыми крыльями базируется на долгом и кропотливом исследовании полетов различных птиц.
Идеология биомиметики прочно заняла свое место в различных дисциплинах - инженерном деле, химической технологии, нанотехнологии и многих других. И это процесс со временем будет только набирать силу, ибо уже сейчас понятно, что человек как творец ничтожен по сравнению с природой.
. Можно упомянуть и изобретение Густава Эйфеля, который еще в 1889 году сконструировал модель Эйфелевой башни.
Это сооружение считается одним из самых ранних очевидных примеров использования бионики в инженерии. Конструкция Эйфелевой башни основана на научной работе швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера. За 40 лет до сооружения в Париже башни профессор исследовал костную структуру головки бедренной кости в том месте, где она изгибается и под углом входит в сустав. И при этом кость почему-то не ломается под тяжестью тела. Фон Мейер обнаружил, что головка кости покрыта испещренной сетью миниатюрных косточек, благодаря которым нагрузка удивительным образом перераспределяется по кости.
Эта сеть имела строгую геометрическую структуру, которую профессор задокументировал. В 1866 году швейцарский инженер Карл Кульман подвел теоретическую базу под открытие фон Мейера, а спустя 20 лет природное распределение нагрузки с помощью кривых суппортов было использовано Эйфелем