Автор Тема: Чувства к религии  (Прочитано 248 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 652
  • Репутация: +61/-17
Re: Чувства к религии
« Ответ #10 : Вчера в 14:15:45 »
Ладно... Что чувствуете по отношению к православию? Католичеству? Протестантизму? Иудаизму? Исламу любого толка? Буддизму? Зороастризму? Индуизму? А ко всяческим магическим практикам вроде тарологии, астрологии, нумерологии, рунологии, спиритизма, программных свечей, колдовства бабок-шептуний и цыганского гадания?
В христианстве сейчас около 50 тысяч направлений. В исламе - около 30 тысяч. И так далее. Вы предлагаете их обсудить в формате "нравится-не нравится" в одной теме? Ну, ок, пробуйте.
Богословие – не наука.
Теология и религиозная философия - это действительно не науки (кроме философской теологии, которая занимается беспристрастным изучением всех религий и мифологий, и по сути давно не часть теологии, а часть религиоведения). Тем не менее теология и религиозная философия - это сложная интеллектуальная деятельность.
не является проявлением рационального мышления в строгом смысле слова
Пока Вы не обозначите, что такое с Вашей точки зрения "рациональное мышление в строгом смысле слова", то невозможно классифицировать теологию и религиозную философию с позиции этого показателя.
Это вы так считаете
А также религиоведы и нормальные академические теологи/религиозные философы, которые не занимаются оправданием собственных религиозных взглядов, а изучают бога и другое сверхъестественное как абстрактные философские объекты исследования.

Моя мысль и состояла в том, что объяснить, что даже внутри религии есть позиция интеллектуального меньшинства со сложной и интересной аргументацией, а есть целый класс позиций, которые не далеко ушли от логики примитивного магического мышления. Кстати, магическое мышление с позиции психологии считается как раз ультрарациональным - у людей с таким типом мышления совершенно механистическое рациональное восприятие связи окружающего мира, сверхъестественного и ритуально-обрядовой деятельности. Безусловно в корне ошибочное и неправильное понимание, которое тем не менее по-своему крайне рационально.

Оффлайн Ray

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 96
  • Репутация: +4/-0
  • Не в правде сила, а в Боге
Re: Чувства к религии
« Ответ #11 : Вчера в 18:03:20 »
В христианстве сейчас около 50 тысяч направлений. В исламе - около 30 тысяч. И так далее. Вы предлагаете их обсудить в формате "нравится-не нравится" в одной теме? Ну, ок, пробуйте.
Хорошо, попробуем сузить количество обсуждаемых религий до минимума, чтобы избежать какой бы то ни было двусмысленности. Что чувствуете по отношению к проповедуемой современной РПЦ форме православия? К нынешнему католичеству Ватикана? К шафиитскому исламу в его текущем виде? К модной теперь тарологии (хоть это и не религия в том же смысле, что и христианство или ислам, а просто одна из мистических практик)? Главное здесь ‒ не перейти на сугубо умственные оценки в духе: «Считаю такую-то религию дурацкой из-за таких-то противоречий», такого на этом форуме и без этого много. Опишите свои чувства и то, как они физически ощущаются в вашем организме.

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 652
  • Репутация: +61/-17
Re: Чувства к религии
« Ответ #12 : Вчера в 18:17:18 »
Хорошо, попробуем сузить количество обсуждаемых религий до минимума
Дело не только в количестве религий. Для себя вижу так, что обсуждать имеет смысл конкретные положения конкретных религий или как они реализуются/не реализуются на практике.

Опишите свои чувства и то, как они физически ощущаются в вашем организме.
Никаких чувств не имею. В принципе не воспринимаю религию или конкретные религии как что-то единое и целое, к чему стоит иметь какое-то эмоциональное отношение.

Оффлайн Ray

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 96
  • Репутация: +4/-0
  • Не в правде сила, а в Боге
Re: Чувства к религии
« Ответ #13 : Вчера в 19:07:31 »
Для себя вижу так, что обсуждать имеет смысл конкретные положения конкретных религий или как они реализуются/не реализуются на практике.
Это интересный подход. Обычно воспринимаю организованную религию как нечто комплексное, системное, всеобъемлющее, пронизывающее все сферы жизни верующего. Во всяком случае, если он, адепт, относится к своей вере серьёзно, не будучи «теплохладным маловером».

Никаких чувств не имею. В принципе не воспринимаю религию или конкретные религии как что-то единое и целое, к чему стоит иметь какое-то эмоциональное отношение.
Вы оставили на форуме атеистов более пятисот сообщений и даже стали здесь модератором. Вы уверены, что не питаете к религиозным положениям и их практическому осуществлению никаких эмоций? Даже когда в Коране предписывается убивать неверующих и мусульмане в действительности следуют этому предписанию?

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 652
  • Репутация: +61/-17
Re: Чувства к религии
« Ответ #14 : Вчера в 19:29:13 »
Во всяком случае, если он, адепт, относится к своей вере серьёзно, не будучи «теплохладным маловером»
Что автоматически означает, что мы ведем речь про небольшое количество людей.
Вы уверены
Уверен. У меня интерес к этой теме, но интерес - это не просто эмоция, а рациональное осознаваемое и рефлексируемое чувство.

Даже когда в Коране предписывается убивать неверующих и мусульмане в действительности следуют этому предписанию?
На моей работе моя коллега - верующая мусульманка. Как видите, меня никто не убил, а мы с ней прекрасно общаемся. Тут возвращаемся к 30 тысячам течений ислама и к тому, что имеет смысл обсуждать конкретные вещи.

Оффлайн Ray

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 96
  • Репутация: +4/-0
  • Не в правде сила, а в Боге
Re: Чувства к религии
« Ответ #15 : Вчера в 21:27:00 »
Что автоматически означает, что мы ведем речь про небольшое количество людей.
Небольшое количество таких людей с лихвой компенсируется их повышенной общественной активностью.
На моей работе моя коллега - верующая мусульманка. Как видите, меня никто не убил, а мы с ней прекрасно общаемся. Тут возвращаемся к 30 тысячам течений ислама и к тому, что имеет смысл обсуждать конкретные вещи.
Недвусмысленный приказ убивать неверных содержится в самом Коране, божественный авторитет которого признаётся всеми течениями ислама. А коллега у вас маловерная, к счастью для вас.
Это вы так считаете
А также религиоведы и нормальные академические теологи
Всякая «нормальность» в богословии – не более чем условность. Ядро любого богословия – божье слово, священное писание. А в священном писании христианства нормой являются говорящие змеи и ослы.
Пока Вы не обозначите, что такое с Вашей точки зрения "рациональное мышление в строгом смысле слова", то невозможно классифицировать теологию и религиозную философию с позиции этого показателя.
Рациональное мышление, по моему мнению, заключается в формировании суждений на основе подтверждённых сведений и связной логики. Это полная противоположность какой угодно религии.
изучают бога
Это как? В телескоп его наблюдая? Или погружаясь в медитацию? Между нами говоря, всякое божество – лишь психологическая проекция человека на окружающий его мир. Мирные люди в ходе «изучения бога» неизбежно придут к выводу, что «Бог есть любовь», в то время как люди вспыльчивые после «изучения бога» решат, что боженька требует казнить иноверцев и маловеров. Впрочем, оба этих утверждения способны сосуществовать в одной черепушке совершенно бесконфликтно, опять-таки из-за синкретизма и множественности правд.
бога и другое сверхъестественное как абстрактные философские объекты исследования.
Если бог в представлении некого конкретного верующего ‒ это уже пустота и небыль, то бог в качестве «абстрактного философского объекта» ‒ это пустота «в квадрате». Что там потенциально можно исследовать?
Кстати, магическое мышление с позиции психологии считается как раз ультрарациональным - у людей с таким типом мышления совершенно механистическое рациональное восприятие связи окружающего мира, сверхъестественного и ритуально-обрядовой деятельности. Безусловно в корне ошибочное и неправильное понимание, которое тем не менее по-своему крайне рационально.
Это верное замечание. У магии есть своеобразная логика, но ей недостаёт объективных фактов. Например, логика такая: для того чтобы что-то получить, нужно что-то пожертвовать ‒ значит, для успешного правления князя надо принести коня в жертву духам.

Оффлайн pmurov

  • Модератор
  • Афтар
  • *********
  • Сообщений: 652
  • Репутация: +61/-17
Re: Чувства к религии
« Ответ #16 : Вчера в 23:06:12 »
Небольшое количество таких людей с лихвой компенсируется их повышенной общественной активностью.
Это касается не только религии, а буквально практически всего.
А коллега у вас маловерная
Моя коллега все-таки сама разберется, во что и как ей верить. Но это как раз подчеркивает, что любая более или менее крупная религия неоднородна, поэтому целесообразно критиковать конкретные положения и интерпретации взглядов конкретных людей.

Ядро любого богословия – божье слово, священное писание
Нет. Более того, даже если мы ведем речь не про абстрактную теологию, например философскую или естественную, а про теологии конкретных религий и магическо-мифологических систем, то в большинстве из них нет никакого священного текста или текстов.
Рациональное мышление, по моему мнению, заключается в формировании суждений на основе подтверждённых сведений и связной логики
Любые телеологические когнитивные искажения буквально идеально ложатся в описанное Вами определение.
Это как?
Как философскую абстракцию. Про абстрактные науки Вы разве не слышали? Как тогда математика или философия вообще хоть что-то изучают, если учесть, что философских и математических абстракций в объективной реальности вообще не существует?
В телескоп его наблюдая?
Мне кажется, Вы сейчас благополучно путаете между собой академическую деятельность, науку и эмпирические науки. Телескоп - это про последнее, а я про первое и немного про второе (религиоведение и философия, плюс философская теология как часть философии религии).
Между нами говоря, всякое божество – лишь психологическая проекция человека на окружающий его мир.
Всякое божество - это много чего, психологические проекции в том числе, но ими не ограничиваясь. Давайте, пожалуйста, не упрощать картину социальной действительности, а иначе мы попадем в иллюзию простоты объяснения.

Что там потенциально можно исследовать?
Свойства класса этих абстрактных объектов и насколько эти свойства можно увязать с другими философскими объектами, к примеру. Вы погуглите философскую теологию, а заодно аналитическую теологию и аналитическое религиоведение - для прокачивания скиллов для критической дискуссии о религии это крайне необходимо, иначе получается, что вся критика сводится к очень простым вещам.

магии есть своеобразная логика, но ей недостаёт объективных фактов
Абсолютно верно. Но если мы рациональность увязываем только с логикой в специфическом изводе, то и магическое мышление, и религиозное могут рассматриваться часто как вполне рациональные способы мышления. Только к действительности эти рациональные системы уже отношения объективно иметь не будут. Поэтому и надо четко и конкретно определиться с пониманием рациональность и рационального мышления - иначе под частные случаи рациональности можно много чего подвести.