Пара вопросов атэистам:1. мысль это реальность?
2. мысль материальна?
Интересно, а зачем спрашивать, когда вы имеете априорный ответ на эти вопросы? А Вы как думаете? Ведь данная тема - проблема в христианском богословии.
Предельно ясно на эти вопросы ответили древние греки: Платон (мысли, идеи - неизменны, первичны, трансцендентальны), Демокрит, Аристотель (мысли суть отражение вещей).
На наш взгляд, мысли, идеи относят к субъективной реальности, реальности общественного и индивидуального сознания. Естественно, содержание мысли - реальные или вымышленные вещи, явления.
Уместно напомнить Вам о структуре познания. Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими предметами, явлениями, вещами.
Структура приема информации состоит из следующих этапов:
Р -ОЧ - НИ - ГМ - ОЩ - ЦВ - (ЭП) - ОП - (М) - (ОС).
Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате, возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который затем сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М), происходит осмысление понимания информации (ОС).
Мысль есть результат мышления. Мышление характеризуется рядом особенностей.
Первая особенность выражается в опосредованном характере отражения. Мыслительная деятельность человека опосредована его знаниями, личным опытом и опытом человечества. Подавляющим большинством открытий, совершенных с помощью мышления, мы пользуемся каждый день. Найденные другими людьми законы, а также личный опыт людей являются ключом к решению многих проблем.
Второй особенностью мышления является обобщенный характера мыслительной деятельности. Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Область того, о чем мы мыслим, всегда шире области того, что мы воспринимаем. Для решения каждой конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, правила, законы и т. д.
Особенностью зрелого мышления является движение мысли от общего к единичному и наоборот. Обобщение единичного и применение общих законов – важнейшая особенность мышления. Возможность обобщенного познания обеспечивается тем, что мышление человека отражает окружающий мир не только в образной, но и в словесной форме.
Связь мышления с языком и речью – третья особенность мышления. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче мысль, тем яснее она выражается. И наоборот, чем совершеннее формулировка, тем отчетливее становится сама мысль.
Связь мышления с языком и речью обнаруживает социальную природу мышления. Познание предполагает преемственность знаний, приобретенных в процессе мышления. Эта преемственность возможна в случаях фиксации, сохранения и передачи их полученных знаний сохранение возможно благодаря фиксации с помощью языка. Усвоение знаний требует мыслительной деятельности. Таким образом, мыслительная деятельность необходима и для усвоения, и для создания знаний.
Четвертой особенностью мышления является проблемный характер. Мыслительная деятельность начинается там, где человек встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. в проблемной ситуации. Для возникновения мыслительного процесса необходимы умение отделить новое от известного и стремление познать это новое. Потребность в познании побуждает человека искать ответ на вопрос. Ясность искомого выражается в гипотезе.
Формулирование гипотезы позволяет человеку предусмотреть направление деятельности и возможные результаты. Важную роль в стимулировании мыслительной деятельности имеют чувства (особенно чувства нового, удивления) и интересы человека, которые совместно со знаниями способствуют возникновению идей, помогают преодолевать трудности, возникающие в процессе деятельности. Осознав проблему и сформулировав гипотезу, человек начинает решение задачи, которое осуществляется с помощью мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и систематизации.
Таким образом, мысль как продукт мышления не может не иметь материального характера, то есть не принадлежать нашей реальности, бытию, посюсторонности. Мысль, идея - результат отражения нашим сознанием объективной реальности в ее существенных связях и отражениях.
Природа многогранна, как и природа человека. Материя же в целом бесконечна в своих проявлениях. нет ничего удивительного в том, что помимо физических вещей (которые можно потрогать) существуют вещи нефизические, интеллектуальные, духовные.
И правда, право, искусство, литература, кинематограф, компьютерные игры, религия, наука и пр. - это явления имеющие духовную природу, то есть являющиеся продуктами общественного сознания, в котором творит человек.