Автор Тема: О самосознании  (Прочитано 31268 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Володя Шарапов

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 220
  • Репутация: +3/-9
Re: О самосознании
« Ответ #40 : 15 Март, 2016, 16:08:34 pm »
Да уж поумнее вас будет.
Но я, на самом деле, склоняюсь к пантеизму, хотя верить в личного Бога не вижу оснований.
Аффтар жжет и ...
Отжигает ... скирпиченные кирпичи для постройки Вавилонской башни ...

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
Re: О самосознании
« Ответ #41 : 15 Март, 2016, 18:09:19 pm »
По-моему тут идёт смешение понятия рефлекса как физической ответной реакции (любой) на стимул и ощущение стимула сознающим существом. 
Скорее всего я вас не понимаю (вернее не улавливаю смысл того, что вы хотите донести).
Вы хотите сказать, что мы не всегда осознаем ощущения, в ответ на которые наступает реакция (рефлекс)?
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 183
  • Репутация: +57/-11
Re: О самосознании
« Ответ #42 : 15 Март, 2016, 18:28:56 pm »
Речь даже не о людях, речь о общем принципе: тут способность к рефлексу была приписана даже звонку, но какие ощущения испытывает при этом звонок, я так и не понял. Вопрос в том, всегда ли ответная реакция на физического воздействие у живых организмов сопровождается переживанием определённого рода ощущений?   

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
Re: О самосознании
« Ответ #43 : 15 Март, 2016, 18:49:21 pm »
Вопрос в том, всегда ли ответная реакция на физического воздействие у живых организмов сопровождается переживанием определённого рода ощущений? 
Если есть нервная система - то там где она задействована - да.
Если у вас очень-очень осторожно отрезать отросшую часть ногтя так, что бы не потревожить нервы - то вы и не заметите и ощущений не испытаете никаких.



Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 183
  • Репутация: +57/-11
Re: О самосознании
« Ответ #44 : 15 Март, 2016, 18:52:56 pm »
Это слишком просто, с людьми всё более или менее и так понятно.
 Изначально вопрос стоял: на каком именно этапе у организмов впервые появилась возможность испытывать ощущения, где чёткая грань между наличием и отсутствием ощущений?

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 563
  • Репутация: +40/-55
Re: О самосознании
« Ответ #45 : 15 Март, 2016, 18:59:22 pm »
Это слишком просто, с людьми всё более или менее и так понятно.
 Изначально вопрос стоял: на каком именно этапе у организмов впервые появилась возможность испытывать ощущения, где чёткая грань между наличием и отсутствием ощущений?
Ну, поразмышлять можно, конечно... Начав с появления нервной системы.
А что нам это дает или не дает? На какой тогда вопрос можно будет ответить или понять, что ответа нет?

Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 183
  • Репутация: +57/-11
Re: О самосознании
« Ответ #46 : 15 Март, 2016, 19:10:51 pm »
Нервная система это тоже понятно, но отсюда следует следующая цепочка вопросов:
1) Любой ли организм с нервной системой (даже самой примитивной) способен испытывает ощущения?
2) Если да, тогда: что делает нервную систему уникальным видом ткани, способным производить ощущения, из которых в последствии у более высокоразвитых организмов складывается сознание?
Если нет, и организм, скажем, с диффузной нервной системой никаких ощущений, в действительности, не испытывает, то возвращаемся к изначальному вопросу: где тогда проходит грань?   

Оффлайн Kochegar

  • с потонувшего парохода
  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 123
  • Репутация: +384/-487
  • верующий в русалок
Re: О самосознании
« Ответ #47 : 15 Март, 2016, 19:16:02 pm »
Для ощущений нервная система не обязательна. Все одноклеточные безо всякой нервной системы прекрасно ощущают когда они касаются пищи а когда несъедобного камня и дальше действуют в зависимости от того что ощутили.
Почему на церквях и на церковных облачениях кресты? Только потому что Христа распяли а не повесили

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Re: О самосознании
« Ответ #48 : 16 Март, 2016, 00:08:10 am »
Абсолютно не обязательно, сознание может работать как детерминированный механизм, но производить при этом реальные переживания, которые испытывает наблюдатель

Браво! Достаточно сложный механизм и обеспечивает переживания, это необходимо для сложного поведения. Слышали наверняка такую фразу: "Чтобы убедительно врать, необходимо самому в это поверить"?

себе представить и имитацию сознания

Небходимы механизмы для имитации переживаний, а поскольку
Абсолютно не обязательно, сознание может работать как детерминированный механизм,

, то эти механизмы и будут переживаниями.

если бы не было внутренней среды

Внутренняя среда дифференцируется (появляется) на более позднем этапе. Я как раз таки исхожу из вашего тезиса, что ощущения невозможны без среды, а "среда" в данном случае не является дифференцированной - просто смесь реакций на внешние раздражители.

категории личного внутреннего опыта.

Он вообще годам к 6 формируется. Нету опыта. А модель поведения, ощущения появляются.

обмануть стороннего наблюдателя.

Значит, ИИ не глупее наблюдателя.

разные механизмы сознания (не обязательно даже имитации), которые выдавали бы одинаковый результат при различных механизмах внутренних переживаний.

Если сознания разные, то это рано или поздно вскроется. Иначе сознания являются тождественными, эквивалентными. Механизмы, обеспечивающие сознание, могут быть различными, но если модели разные, это обязательно где-нибудь вылезет. Иначе они (модели) одинаковые.

чтобы при их воспроизведении на устройствах вывода они имели какой-то смысл для человека-наблюдателя.

Верно и обратное: если человек в область, предназначенную для цифр, введёт буквы, компьютер его "не поймёт".

Но ни из чего не следует, что они будут осознаваться самим компьютером в той форме

Они будут осознаваться устройством в той форме, в которой он их обрабатывает. Если у него имеется некая речевая модель (язык), то он  будет обрабатывать слова так же, как это делаете вы.

Дубина, в компьютере нет нулей - только намагниченные области, которые мы зовём нулями, и уж тем более нет бит. Вы же не видите собственных реакций в мозгу? Почему компьютер должен видеть это в виде бит, а не в виде текста? Это элементарно избыточно, и для этого нужна отдельная программа.

где чёткая грань между наличием и отсутствием ощущений?

А может, вы об этом?

Цитировать
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».

Очевидно, такая функция необходима человеку, без не он, конечно, не вымрет, но выживание в социуме будет затруднено.
Впрочем, не только человеку:

Цитировать
В информатике отражение или рефлексия (холоним интроспекции, англ. reflection) означает процесс, во время которого программа может отслеживать и модифицировать собственную структуру и поведение во время выполнения. Парадигма программирования, положенная в основу отражения, называется рефлексивным программированием. Это один из видов метапрограммирования.

Однако программы, написанные с помощью некоторых языков, способны обрабатывать собственные инструкции как данные и выполнять, таким образом, рефлексивные модификации. Такие самомодифицирующиеся программы в основном создаются с помощью высокоуровневых языков программирования, использующих виртуальные машины...

Для ощущений нервная система не обязательна. Все одноклеточные безо всякой нервной системы прекрасно ощущают когда они касаются пищи а когда несъедобного камня и дальше действуют в зависимости от того что ощутили.

Дубина считает, что это неполноценные ощущения, а полноценные могут быть только у имеющих в мозгу модель реальности.

Любой ли организм с нервной системой (даже самой примитивной) способен испытывает ощущения?

Поскольку вы дифференцируете рефлексы от ощущений, то не любой, а только достаточно сложный организм способен их испытывать.

где тогда проходит грань?

А как вы отличаете ощущения от рефлексов? Может быть это вы произвольно их разделяете, и грань скрыта именно в нём?

Вот например: ощущение - это то, что позволяет существу, например, мстить вне состояния аффекта. Тогда у любого существа с развитым неокортексом (или любым другим устройством, ответственным за долговременную память) они будут, а у золотых рыбок с памятью в 5 секунд - нет.

Склеено 16 Март, 2016, 02:27:11 am
Добавлю, что сознание - это сама по себе приблизительная модель, как например Ньютонова механика. Это то, как ситуация выглядит - и то не везде. А например, ОТО (аналог рефлексологии) - то, какая она есть, всегда.

Соответственно нет никакой границы, и можно лишь рассуждать, насколько она применима в данной ситуации; но в общем случае она ложна, или по другому является частным случаем.

Или, например, можно спросить, откуда берётся жёсткость? Ну то что атомы связываются в молекулы, и молекулы друг с другом - это понятно. Но вот стол у меня твёрдый, это ведь качество самого стола, а не атомов? Откуда оно берётся, как появляется?

Однако
Цитировать
Жёсткость — это способность конструктивных элементов деформироваться при внешнем воздействии без существенного изменения геометрических размеров. Не следует путать с твердостью. ...
а сознание это
Цитировать
Способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности...
И то, и другое является частным случаем более общих принципов - притяжении зарядов и рефлексов соответственно. А ощущение, если это часть сознания, является именно рефлексом, т.е. они тождественны.

Склеено 16 Март, 2016, 03:09:11 am
Больше копипасты богу копипасты! Итак,

Цитировать
«принцип прогрессирующей механизации» (Л. фон Берталанфи) является важнейшим концептуальным моментом. В развитии систем «части становятся фиксированными по отношению к определённым механизмам». Первичные регуляции элементов в исходном агрегате «обусловлены динамическим взаимодействием внутри единой открытой системы, которая восстанавливает свое подвижное равновесие. На них накладываются в результате прогрессирующей механизации вторичные механизмы регуляции, управляемые фиксированными структурами преимущественно типа обратной связи».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Общая_теория_систем

При этом:

Цитировать
Обра́тная связь (англ. feedback — «обратное питание») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или ...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обратная_связь

Вот они какие, ощущения: механизмы обратной связи в рамках внутренней среды, модели.
При этом рефлексы первичны, а формируемая ими система (которая и интерпретирует их как ощущения) появляется позже.
« Последнее редактирование: 16 Март, 2016, 03:09:11 am от RaW »
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 183
  • Репутация: +57/-11
Re: О самосознании
« Ответ #49 : 16 Март, 2016, 10:23:24 am »
, то эти механизмы и будут переживаниями.
Да, если сознание - настоящее, то механизмы работы сознания будут для него переживаниями, если же это только имитация сознания, то нет, поскольку не будет самого субъекта.
   
Внутренняя среда дифференцируется (появляется) на более позднем этапе. Я как раз таки исхожу из вашего тезиса, что ощущения невозможны без среды, а "среда" в данном случае не является дифференцированной - просто смесь реакций на внешние раздражители.
Значит: среда не дифференцируется - значит среды нет, среда появляется только тогда, когда дифференцируется. Это слишком примитивная софистика, чтобы тратить время на её обсуждение.
Если сознания разные, то это рано или поздно вскроется. Иначе сознания являются тождественными, эквивалентными. Механизмы, обеспечивающие сознание, могут быть различными, но если модели разные, это обязательно где-нибудь вылезет. Иначе они (модели) одинаковые.
Это ожидаемо, но из этого не ясен механизм проверки в общем случае.
 
Дубина, в компьютере нет нулей - только намагниченные области, которые мы зовём нулями, и уж тем более нет бит. Вы же не видите собственных реакций в мозгу? Почему компьютер должен видеть это в виде бит, а не в виде текста? Это элементарно избыточно, и для этого нужна отдельная программа.
Человек может представлять себе текст в виде набора визуальных символов того или иного алфавита или набора звуков. Как будет представлять себе текст компьютер - в общем случае не понятно.
А может, вы об этом?
Рефлексия может быть только вторична по отношению к ощущениям, очевидно же.
При этом рефлексы первичны, а формируемая ими система (которая и интерпретирует их как ощущения) появляется позже.
Так где пролегает граница, когда впервые появляется эта система, интерпретирующая рефлексы как ощущения?