Мне кажется, здесь противоречие. Разве осознать - не то же самое, что помыслить?
Да, противоречие вроде есть. Мы осознаем, что какая-то вещь исчезает, но как-только мы начинаем мыслить исчезновение, бытие, то возникает вопрос. Правда, вопрос был у Парменида. Я лично не вижу особых противоречий в том, что мы можем мыслить небытие. Для идеалистов такой поворот - трагедия, а для материалиста - обычное дело. Материализм и здесь демонстрирует свою познавательную силу. Для нас мысль не есть "истинное" бытие, не первичная сущность, не причина появления материи. Мысль существует в субъективной реальности индивида (индивидуальное сознание) или индивидов (общественное сознание), но субъективная реальность зависит от объективной реальности и от активности индивида. Мы можем помыслить все что угодно, в этой сфере существует почти абсолютная свобода.
Мы мыслим небытие, то есть исчезновение чего-то или кого-то, и что? Ну, мыслим. Факт размышления о небытии вещи не превращает небытие вещи в бытие вещи. И тут Вы правы: бытие или небытие легче, наверное, понимать как характеристику чего-либо.
Тут, хочу отметить, есть старая болезнь идеализма: мысль и природа почти всегда сливаются в одно. Что у Парменида, что у Гегеля. Мысль наделяется сверхъестественной природой, бытие мысли и бытие природы, для идеалистов, - одно бытие. Отсюда и противоречия, на мой взгляд.
С другой стороны, мысли постоянно исчезают в небытие, а потом появляются. Мне лично все это напоминает движение частиц в вакууме.
Возьмём, например, стул. И сожжём его. С точки зрения материи частицы просто перегруппировались, заняли иные места, частично разлетелись по свету.С нашей же точки зрения, стул был (бытие), а теперь его нет (небытие). Получается, что бытие чего-либо - это характеристика, которую мы присваиваем нашим представлениям, если они соответствует данным органов чувств.
Да. Небытие, исчезновение, забвение - факты нашей жизни, явления нашего мира. Мы мыслим, осознаем, представляем, одним словом, отражаем в сознании. Это отражение в сознание - идеальное явление, идеальный объект, существующий исключительно в сознании человека (да, затем можно перевести в общественное сознание, опредметить идею, мысль). Получается, небытие, исчезновение, забвение - есть, существует как характеристика мира, природы, космоса, человека, самой мысли. И этот вывод не исключает того, что в реальном мире "небытия нет" (Парменид). Небытие - это то, чего нет; то, что исчезло или не появилось. Да, это так в реальном мире, в объективной реальности. Отражение (извините за повторения) этого факта, явления в сознании не означает, что небытие, вдруг, есть, появилось в реальности. Оно просто отражено в сознании, выражено в мысли человека (названо словом, определено понятием).
Существование чего-то или кого-то в идеальном мире, в мысли, в слове не означает, что это "что-то" или "кто-то" начнет реально существовать в объективном мире, в природе, в мире. Можно назвать этот вывод - постулатом материализма.
Получается, небытие - понятие умозрительное.
Не совсем. Небытие - реальная характеристика вещей, вписывающаяся в теорию диалектического материализма.
Материализм, насколько я понимаю, философская теория. Собственно, с философской стороны всё (или почти всё) выяснено.
С другой стороны, на материализме стоит вся наука. И она, мягко говоря, не стоит (в смысле движется). Появляются новые понятия пространства, времени, экзотические теории вещества и поля.
Если вдуматься, то изначально была одна философия, а потом из неё отпочковались науки. Как мне кажется, на сегодняшний день философия - это наука о понятиях. И теоретическая физика в известной степени взвалила на себя этот труд.
Возможно, в силу развития технологии кончилась эра философии как чего-то, не связанного с экспериментом?
Из истории мы знаем о некоторых формах материализма. Например, механистический материализм XVIII века. Он казался тоже исчерпывающим, однако вел к деизму, и, в конечном счете, был заменен диалектическим материализмом. Ф. Энгельс ясно писал об этом, говоря, что с каждым витком развития естествознания (науки, вообще) формы материализма будут меняться.
Философия зависит от конкретных наук, и меняется в зависимости от достижений последних. Источник развития здесь, как обычно, противоречие между новыми фактами, теориями конкретных наук и объясняющей способностью философии.
Так, диалектический материализм - не последняя и не окончательная форма материализма в нашей истории.
Философия же - это, скорее, интегральное мировоззрение, глобальное обобщение всех данных, всех фактов в единую "теорию жизни".