Автор Тема: Свобода выбора: миф или реальность?  (Прочитано 205162 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #850 : 18 Февраль, 2007, 11:11:13 am »
Система

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Система (от греч. σύστημα, «составленный») — множество взаимосвязанных объектов, организованных некоторым образом в единое целое, противопоставляемое среде. Подсистема — система, являющаяся частью другой системы. Надсистема — более крупная система, частью которой является рассматриваемая система.

Любой неэлементарный объект можно рассмотреть как систему, выделив в нём отдельные части и определив взаимодействия этих частей, служащих какой-либо функции.


 Свойства систем

Связанные с целями и функциями:
1. синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы;
2. приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов;
3. эмерджентность (лат.: «выбивающийся», англ.: «возникновение нового») — цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы;
4. мультипликативность — как позитивные, так и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения;
5. целенаправленность;
6. альтернативность путей функционирования и развития;

Связанные со структурой:
1. целостность — первичность целого по отношению к частям;
2. неаддитивность — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов;
3. структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, устанавливление связей между ними[Источник?];
4. иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы;

Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой:
1. коммуникативность —– существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии;
2. взаимодействие и взаимозависимость системы и внешней среды;
3. адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития);
4. надёжность — функционирование системы при выходе из строя одной из её компонент, сохраняемость проектных значений параметров системы в течение запланированного периода;

Другие:
1. интегративность —– наличие системообразующих,  системосохраняющих факторов;
2. эквифинальность —– способность системы достигать состояний независящих от исходных условий и определяющихся только параметрами системы.
3. наследственность;

Также:
1. развитие,
2. порядок,
3. самоорганизация.

Типы систем
Закрытые системы - изолированные системы, у которых отсутствует какой-либо обмен энергией, материей и информацией с окружающей средой. Для закрытых систем характерно увеличение беспорядка (второй закон термодинамики).

Открытые системы, в отличие от закрытых, обмениваются энергией, материей или информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.

Кроме того, различают термодинамические системы, диссипативные системы, динамические системы, живые системы, социальные системы.

Закон необходимости разнообразия (Эшби)
При создании проблеморазрешающей системы необходимо, чтобы эта система имела большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы или была способна создать такое разнообразие.

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #851 : 18 Февраль, 2007, 11:18:26 am »
Отрывки из книги Б.Б. Кадомцева Динамика и информация
(2-я редакция - М.: Редакция журнала Успехи физических наук. 1999.)

.........
 Под свободой воли будем понимать здесь свободу действий, или свободный выбор между двумя или несколькими альтернативами. Принято считать, что человек, безусловно, обладает свободой воли, будучи свободным в своих поступках.
......
Эта свобода действий реализуется в виде огромного набора малых свободных актов и каждый из них должен укладываться в рамки физических законов. Это значит, что свобода действий может реализовываться только в точках бифуркации, когда законы механики и физики допускают неоднозначное развитие процесса.
......
При сравнении простых и сложных систем, например простых механизмов и биологических систем со сложной иерархической организацией, резко бросается в глаза их принципиальное различие, состоящее в том, что движение простых механических систем полностью предопределено, а в живых организмах, даже простейших, мы видим признаки свободного поведения, не определяемого только внешними причинами.
......
кроме свободы у сложных систем появляются зачатки воли. Свобода - это возможность выбора из нескольких альтернатив, акт воли - сам этот выбор. В неустойчивых системах с разбегающимися траекториями, для выбора одной из траекторий достаточно очень мало изменить начальные данные, т.е. использовать для этой цели очень малый сигнал с определенной информацией.
.......
Таким образом, целесообразность и возможность выбора цели можно считать достаточно естественным продуктом развития сложных систем с информационным поведением.

Вся статья - тут

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 425
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #852 : 21 Январь, 2009, 03:14:39 am »
Цитата: "dargo"
Под свободой воли будем понимать здесь свободу действий, или свободный выбор между двумя или несколькими альтернативами. Принято считать, что человек, безусловно, обладает свободой воли, будучи свободным в своих поступках.
Здесь одно неизвестное определяют через другое неизвестное. А что такое свободный выбор? Свободно ли выбирает река, куда ей течь?
Цитата: "dargo"
......
Эта свобода действий реализуется в виде огромного набора малых свободных актов и каждый из них должен укладываться в рамки физических законов. Это значит, что свобода действий может реализовываться только в точках бифуркации, когда законы механики и физики допускают неоднозначное развитие процесса.
Проблема определения свободы выбора упирается в определение свободы вообще. Абсолютной свободы не бывает.
Цитата: "dargo"
......
При сравнении простых и сложных систем, например простых механизмов и биологических систем со сложной иерархической организацией, резко бросается в глаза их принципиальное различие, состоящее в том, что движение простых механических систем полностью предопределено, а в живых организмах, даже простейших, мы видим признаки свободного поведения, не определяемого только внешними причинами.
Ну так правильно, у живых организмов поведение определяется еще и внутренними причинами, не менее объективными и материальными.
Цитата: "dargo"
......
кроме свободы у сложных систем появляются зачатки воли. Свобода - это возможность выбора из нескольких альтернатив, акт воли - сам этот выбор. В неустойчивых системах с разбегающимися траекториями, для выбора одной из траекторий достаточно очень мало изменить начальные данные, т.е. использовать для этой цели очень малый сигнал с определенной информацией.
Разумные существа применяют моделирование ситуации и выбирают наиболее субъективно выгодное решение. Но в большинстве случаев (если не во всех) на этот выбор влияет еще и неосознаваемая мотивация.
Цитата: "dargo"
Вся статья - тут

Ссылка недоступна.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #853 : 21 Январь, 2009, 19:24:42 pm »
Цитата: "Dagor Bragollach"
Ссылка недоступна.

При переносе форума некоторые статьи ... не дошли...
Могу предложить скачать в формате дежавю... читать можно...

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #854 : 23 Январь, 2009, 04:59:16 am »
Биологическая среда и социум – это яркие проявления динамического хаоса, который начал изучаться только несколько последних десятилетий.
Цитировать
Любая физическая теория начинается с определения главных степеней свободы в задаче: устанавливается, какие независимые величины, описывающие систему, надо принимать во внимание, а какие нет.

Обычно этот этап столь тривиален, что даже и не обсуждается. Например, при описании движения планет солнечной системы «правильными» степенями свободы являются координаты Солнца и планет. А то, что по Земле ходят люди, а на спутнике Юпитера Ио извергаются вулканы (это ведь тоже степени свободы!), для данной задачи совершенно не важно. А в атомной физике правильными степенями свободы являются отдельные атомы, и для решения этих задач не надо знать, что внутри атомных ядер как-то движутся протоны и нейтроны, а сами атомы принадлежат каким-то макроскопическим телам.

Однако выбор степеней свободы не всегда очевиден. В частности, при описании пространственно-временного хаоса физики столкнулись с редким случаем, когда поначалу казалось вообще непонятным, какие степени свободы главные, а какие — второстепенные. Жаркие дискуссии вокруг этого выбора продолжались свыше 20 лет, и только сейчас, благодаря опубликованной на днях статье американских физиков M. P. Fishman and D. A. Egolf, Physical Review Letters, 96, 054103 (8 February 2006), в этом вопросе, по-видимому, поставлена точка.

Стоит сразу отметить, что слова «хаос» и «хаотическая динамика» вовсе не означают «полную неразбериху». Динамический хаос означает лишь невозможность аккуратно предсказать отдаленное будущее системы, даже если ее «ближайшее будущее» описывается довольно точно. (Именно такими системами являются, например, земной климат и даже сама солнечная система.)

Обсуждаемый здесь пространственно-временной хаос означает, что в однородной поначалу среде спонтанно образуются непериодические узоры, которые беспорядочно мутируют с течением времени. Конкретная физическая реализация такого хаоса может быть самой различной. Например, это могут быть волны концентрации жертвы в биологической модели «хищник—жертва» (см. иллюстрацию) или конвекционные течения в подогреваемой снизу широкой и мелкой кювете.

Несмотря на неопределенность «в долгосрочной перспективе», немало информации можно всё же почерпнуть из ляпуновских экспонент — величин, характеризующих то, как именно в системе развивается хаос. Их анализ показывает, что хаосы бывают очень разными, и даже в одной и той же системе при изменении параметров возможны переходы от одного типа хаоса к другому.

Всё это наводит на мысль, что хаос тоже можно рассматривать как некую физическую систему, как условный газ «элементиков хаоса», в котором могут быть свои физические явления, например фазовые переходы вроде плавления или испарения. Правда, для этой картины надо прояснить суть этих «элементарных кирпичиков хаоса» или хотя бы научиться подсчитывать их число (т. е. число степеней свободы хаоса1) в каждом конкретном случае.

Вот эта-то задача долгое время и была камнем преткновения. С одной стороны, опыты показывали, что для хаоса важны и крупные вихри, и средние, и самые мелкие. При визуальном или статистическом анализе не получалось увидеть эти «элементарные кирпичики хаоса». С другой стороны, математический расчет показывал, что число хаотических степеней свободы растет пропорционально объему хаотической системы, словно в ней действительно в скрытом виде существуют «строительные блоки» хаоса определенного размера. С третьей стороны, недавно стали появляться сообщения, что эти кирпичики вроде как и не являются неделимыми (но какие это тогда «кирпичики»?).

Американские ученые провели серию очень ресурсоемких компьютерных расчетов и однозначно доказали неделимость «кирпичиков хаоса». Более того, из их вычислений следует, что весь хаос действительно можно рассматривать как «горячий газ слабо взаимодействующих элементов».

В качестве побочного результата они также объяснили происхождение малопонятного до сих пор явления — «окон периодичности» в хаотической системе. Согласно расчетам американцев, в системе «просыпается» периодичность, когда в ней точь-в-точь укладывается целое число кирпичиков хаоса.

Несмотря на то что все вычисления относятся к одной конкретной системе, авторы уверены, что они нашли универсальный закон, работающий для любой реализации пространственно-временного хаоса. И теперь, по-видимому, не за горами создание общей теории газа отдельных квантов хаоса.
http://elementy.ru/news/430110

Хороший пример положительной роли динамической неустойчивости в социологии приводит Ю. Климонтович. Рассмотрим поведение участников научной конференции (заседания нашей Думы, собрания Академии, съезда учителей и т.д.) после завершения мероприятия. Возможны два варианта: первый - участники продолжают обсуждать проблемы, не удаляясь далеко друг от друга. В терминах синергетики - это динамически устойчивая система. Такая ситуация полезна, но является по существу продолжением конференции. Второй вариант - участники разъезжаются по своим местам пребывания («разбегаются» - система становится динамически неустойчивой). В этом случае идет «перемешивание» траекторий участников, донесение, так сказать, полученных новых идей до своих научных коллективов, что значительно полезней для науки и практических дел. Этот пример и позволяет считать, что такие динамические неустойчивости перемещения участников ведут не к хаотическому развитию, в том числе, и науки, а играют положительную роль.
 
Итак, мы действуем в условиях хаоса. Что такое свобода вообще и свобода выбора, в частности, в этих условиях? Это самоограничение, та пресловутая «осознанная необходимость», о которой всегда писали марксистские философы.

Цитировать
Каждое «великое» событие не только открывает новые дороги, но и отсекает целые пучки вероятностей будущего. Если это помнить, то описание этих потерянных путей становится для историка уже отнюдь не благими размышлениями на необязательные темы. При этом надо учесть еще одно обстоятельство: разные, но типологически сходные исторические движения, например, движение романтизма в разных европейских странах или же различные формы антифеодальных революций могут в момент взрыва избирать разные дороги. Сопоставление их как бы демонстрирует, что произошло бы в той или другой стране, если бы результаты взрыва у нее были бы иными. Это вносит совершенно новый аспект в сравнительное изучение культур: потерянное в одном историко-национальном пространстве может быть реализовано в другом, и сопоставление их придает размышлениям о том, что было бы, если бы исторический выбор произошел иначе, более обоснованный характер.


Примеры такой двойной природы интерпретации хаотического поведения в системах культуры Лотман видит в судьбе научных открытий, или шире, создании любого художественного произведения – они не вычитываются из прошедшего, и последствия их нельзя однозначно предсказать». В предыстории открытия большую роль, как правило, играет случайность, но точно также это бывает и при создании текста. Недаром, самой богатой книгой один писатель называл белый лист бумаги, перед которым еще открыты все возможности – стать гениальным романом, поэмой, лирическим стихотворением или кляузой. Дальнейший путь творчества мыслился не как реализация свободы, но как ограничение ее возможностей путем постоянного выбора, в котором случайность не на последнем месте. Однако принципиальная разница между научным открытием и художественным текстом в том, что в науке случайность входит как элемент в процесс научного творчества, но не в его результат. «Случайным образом открывается неслучайный текст. Само слово открытие указывает на спонтанное существование текста до того, как его случайно «открыли»… Когда же речь идет о художественном тексте, случайность входит не только в процесс творчества, но и в его результат».


Особенность воздействия случайно возникших текстов на последующую динамику культуры, в частности, заключается в том, что даже их редкость в определенной ситуации не понижает их значения. Подобно маленькому камешку, вызывающему лавину, отдельный факт, меняя ситуацию и создавая новую, в свете которой он уже перестает выглядеть случайностью, может порождать исключительно мощный резонанс (на физическом языке это означает, что системы культуры обладают структурной неустойчивостью).

... Общественно-политические и исторические процессы подчиняются «большим» закономерностям, наблюдаемым с расстояния прошедшего времени и на достаточно большом периоде. «Внутри» же происходящих процессов, особенно если происходит переход системы в иной гомеостаз, привычные закономерности теряются, вместо обычных факторов влияния – институтов, традиций, культуры и т.п., начинают выходить на историческую и политическую арену иные субъекты, фокусирующие в себе разрушительную энергию по отношению к уходящей системе или созидательную-утвердительную по отношению к новой. Зачастую – это личности, стоящие у переломов истории и играющие роль аттракторов, направляющих ее дальнейший, часто непредсказуемый ход. Роль великих людей резко возрастает в переходную эпоху. При этом под великим человеком будем понимать всякого, кто сумел выдвинуться из повседневности и стать у руля перемен, абстрагируясь от их моральной оценки. В данном случае нас интересует сам механизм резкого усиления влияния отдельной личности, как субъекта исторического и политического процесса в переходную эпоху. Вспомним 15-17–ти летних комиссаров в Гражданскую войну в России, выдвинувшихся и ставших знаменитыми героями, которые в мирный период прожили бы свою жизнь, не войдя в учебники истории.


Субъектам, по-видимому, дана возможность и право менять статус вещей и процессов в мире, делать результаты своих действий объективными. В переходные эпохи происходит мутагенез человека, появляется «новый» человек (разумеется, социально новый), часто отвергающий прошлое, имеющий силы дерзать, агрессивно меняя окружающее его пространство. Размер и величие отдельных фигур таково, что уже не понять – переходная ли эпоха породила героя-реформатора или бунтаря-злодея, или его масштабная личность закрутила события вокруг своей судьбы и заставила историю идти по другому, непредсказуемому пути. Примерами могут служить Цезарь, Петр Великий, Наполеон Бонапарт, Ленин, Рузвельт, Махатма Ганди, Столыпин и другие. С другой стороны, переходные процессы, особенно их начало, бывает трудно уловить, находясь внутри них. Так под водой, качаясь вместе с волнами не уловить происходящего шторма, в вагоне мчащегося поезда не ощутить скорости. Ученому и политику необходимо иметь критерии, которыми можно было бы тестировать характер происходящих процессов, улавливать начало перемен, когда резко растет нестабильность и непредсказуемость, когда снижается или вовсе сходит на нет значение испытанных регуляторов. Так в 1917 году направлять войска на усмирение волнений было равносильно тушению огня керосином.
http://www.russkymir.ru/out.php?cat=28&did=453
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Оффлайн Кн. Мира Сего

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 662
  • Репутация: +0/-1
Re: Свобода выбора: миф или реальность?
« Ответ #855 : 09 Март, 2009, 14:17:21 pm »
Цитата: "dargo"
ЗЗЫ: Этот мой пост имеет номер 666 - число Дьявола, однако :evil: .


666 - приписано "дьяволу" христианством). На основании чего и каков "дьявол" - можно разобраться. Такова сумма талантов золота в виде барыша приходившая ежегодно Соломону (отрывок из ВЗ известен многим). Обращу внимание: это не законный налоговый сбор в казну, а барыш. Глядя на то, как мир опутывает еврейский капитал, зверя стали ассоциировать именно с последним. Может, вышесказанное и не убедит Вас, почему сумма чисел в рулетке 666, но понятия: ростовщичество, современная банковская система, евреи, капитал и цифра 666 - родственники самые ближайшие)))

Наличие свободы выбора зависит от масштаба системы отсчета. В глобальном плане её начинает превозмогать Закономерность.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Кн. Мира Сего »
Есть четыре вида лжи: ложь, наглая ложь, статистика и статьи коммунистов.

Оффлайн Виктор

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 119
  • Репутация: +0/-0
Re: Свобода выбора: миф или реальность?
« Ответ #856 : 09 Март, 2009, 17:42:37 pm »
Цитата: "Кн. Мира Сего"
Цитата: "dargo"
ЗЗЫ: Этот мой пост имеет номер 666 - число Дьявола, однако :evil: .

666 - приписано "дьяволу" христианством).  почему сумма чисел в рулетке 666, но понятия: ростовщичество, современная банковская система, евреи, капитал и цифра 666 - родственники самые ближайшие)))

Наличие свободы выбора зависит от масштаба системы отсчета. В глобальном плане её начинает превозмогать Закономерность.
Опять вынуждают заняться ликбезом. По христианским представлениям 666 - не число дьявола, а число антихриста, то есть человека, который будет изображать из себя Христа и  даже совершать чудеса, чтобы всех в том убедить. А.Кураев сказал, что этим числом Иоанн сообщил понятную его современникам информацию, что антихристом будет "царь иудейский", - именно это означает число 666, переведённое в буквы еврейского алфавита, в котором числам соответствуют определённые буквы, как и в славянском алфавите.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Виктор »
Малое знание уводит от Бога, большое знание - возвращает к Нему.  Френсис Бэкон

Оффлайн Алeкс

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 530
  • Репутация: +49/-29
Re: Свобода выбора: миф или реальность?
« Ответ #857 : 09 Март, 2009, 18:12:17 pm »
Цитата: "Виктор"
А.Кураев сказал, что этим числом Иоанн сообщил понятную его современникам информацию, что антихристом будет "царь иудейский", - именно это означает число 666, переведённое в буквы еврейского алфавита, в котором числам соответствуют определённые буквы, как и в славянском алфавите.
Не понял связи. Кураев что-то там сказал... Разве этого факта достаточно хоть для чего-то?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Алeкс »
На любой вопрос даю любой ответ

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #858 : 09 Март, 2009, 18:55:25 pm »
Цитата: "Dagor Bragollach"
А что такое свободный выбор?
Выбор одной из двух одинаковых конфет.

Цитировать
Свободно ли выбирает река, куда ей течь?
Изначально речь идет о человеке. Думаю, что свободой обладают и животные - есть анекдот про буриданова осла.  :D

Цитировать
1. Проблема определения свободы выбора упирается в определение свободы вообще. 2. Абсолютной свободы не бывает.
1. Свобода - равновесное состояние сложной системы.
2. Согласен.

Цитировать
 Ну так правильно, у живых организмов поведение определяется еще и внутренними причинами, не менее объективными и материальными.
Эта внутренняя причина называется волей.

Цитировать
1. Разумные существа применяют моделирование ситуации и выбирают наиболее субъективно выгодное решение. 2. Но в большинстве случаев (если не во всех) на этот выбор влияет еще и неосознаваемая мотивация.
Отставив п.2 в стороне, рассматриваем п.1.

Оффлайн farmazon

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 396
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #859 : 09 Март, 2009, 19:00:10 pm »
Цитата: "dargo"
Цитата: "Dagor Bragollach"
А что такое свободный выбор?
Выбор одной из двух одинаковых конфет.


Осел не глуп!Осел умен!
Осел стоит меж двух копен.

Он хочет есть. Копны равны.
С какой начать ему копны?

Шагов до каждой ровно пять.
К какой шагнуть? С какой начать?

Идет от каждой сладкий дух!
С какой начать? С какой их двух?

Шагнуть направо... Вот те на,
А как же левая копна?

Шагнуть налево... Вот те на,
А как же правая копна?

Была б копна всего одна,
Была б задача решена

Шагнул, и дело бы с концом
Набил бы брюхо он сенцом.

Но если две копны стоят...
Шагов до каждой ровно пять...

Стоит он день, стоит он два...
От дум распухла голова...

Стоит неделю... Весь иссох...
И вот от голода подох.

Он не был глуп. Он был умен.
Да вот стоял меж двух копен...
(с)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от farmazon »
"Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?"(с) Черномырдин В.С.