Напомню, что о статистике речь пошла с того момента, как речь зашла о скачке «не было разума — есть разум».
И опять смешивание терминов и понятий.
Речь шла о
потенциальной генетической возможности быть разумным животным, а уж после этого и
разумным. Это разные понятия. И по времени и по смыслу.
Ну приведу еще один пример: В "древний" компьютер, который именовался ХТ, невозможно загрузить современный "Windows-XP", даже если бы такая программа существовала бы на
момент создания первого компьютера. Просто не хватило бы ресурсов компьютера для этого.
Так и в человека. Если бы он был не разумен, к
моменту своего первого разумного акта, у него бы просто небыло
ресурсов выполнить такой разумный акт.
А теперь представим, что компьютер вполне обладает ресурсами, но программы пока нет. В таком
потенциальном состоянии компьютер может находиться и год, и два, и 10... А как только появилась программа - грузи её, и она работать будет.
Вот же в чем принципиальная разница!! В потенции быть разумным.
И таковая могла появиться задолго до того, как человек стал изготавливать орудия труда, по которым сегодня судят о разумности!!
Да он мог уже тысячелетия быть
потенциально разумным, и только при изменившихся внешних условиях эту разумность проявить,
начав изготавливать орудия труда!
Разве можно следствие ставить впереди причины??
На уровне особи никакого такого скачка не было.
На уровне особи только и могла произойти мутация, дающая
потенциальную разумность. И закрепиться далее в потомстве. И никак себя не проявлять.
Разум, насколько я понимаю, все тут с этим огласны, в большей мере категория социальная, нежели биологическая.
А вот здесь - речь уже идет не о потенции, а о факте проявления этой потенции. И здесь я полностью согласен с Вами, что
проявленная(реализованная) потенция - это уже категория социальная. Так как мы можем уже наблюдать факты: обученный человек, снабженный знаниями - ни чем не отличается от от человека современного, так сказать "разумного", даже если его родители были дикими.
Необученный социумом человек - человек дикий, хотя и
потенциально генетически разумен. Будет ли этот дикий, но
потенциально разумный человек делать орудия, если его этому никто не обучит? Не будет!! Вот в этом и вся фишка. Пятый день об этом говорю.