Есть явления, и эти явления человек оценивает только со своих позиций.
Мало того, Кроткий здесь демонстрирует такое известное в психологии явление, как ПРОФЛЕКСИЯ (комбинированная форма проекции и ретрофлексии).
Профлексия - когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя. Т.е. когда хочется похвалы и ласки, партнер напрямую не просит этого, но без особенного осознания мотивов своего опведения начинает хвалить и ласкать другого, в надежде на симметричный ответ. В отличие от рефлексии, где человек делает то, что хотел бы получить от других, САМОМУ СЕБЕ, в данном случае я делаю это ДРУГОМУ причем именно тому, от кого хотел бы получить это.
Естетственно, чем чаще ты улыбаешься окружающим, чем больше ты демонстрируешь доброжелательное поведение, тем больше вероятность, что окружающие ответят тебе тем же и тем комфортнее станет твоя жизнь.
Отсюда не только система оценок у верующего заточена на собственное восприятие мира, но и альтруистические эмоции у них работают на собственный же комфорт.
Главный психологический смысл религии таков: все в нашем мире существует ради какой-то высшей цели, страдания и перипетии человеческой судьбы — ниспосланы свыше и служат, в
конечном итоге, облагораживанию души человека. Человеку всегда хочется, чтобы все было хорошо. Поэтому с позиции верующего все, что совершается — есть исполнение намерений какого-то непостижимого для нас ума, который все понимает и направляет ход событий непременно к радостному для нас исходу. За каждым присматривает этакое благое, хотя и строгое, провидение.
Оно оберегает нас от беспощадных природных сил. Даже если земные авторитеты бессильны и некомпетентны, высшая божественная мудрость всегда сохраняет свою власть. Всякое добро — вознаграждается, всякое зло — наказывается, если не в этой жизни, то в последующих существованиях.
Таким образом, все ужасы, страдания и трудности — искупаются. Жизнь после смерти обязательно исполнит все то, чего мы не смогли дождаться на Земле, отсюда можно не так уж и бояться смерти.
Таков нравственно-интеллектуальный итог религиозного развития. В этом синтезе все крупицы мудрости, справедливости, благости, рассеянные в природе, обществе и судьбах отдельных людей собираются воедино и представляются как черты и замыслы одного божественного лица, создавшего мир и каждого из нас.
Народ, который сумел преодолеть многобожие и соединить в одном лице все божественные свойства был этим очень горд. И он быстро “нащупал” земное, человеческое ядро религиозных требований, которое с самого начала скрывалось за образом Бога, а именно, фигуру Отца, способного поддерживать, спасать, награждать и наказывать.
Когда Бог стал единственным, отношение к нему обрело интимность и напряженность детского отношения к отцу. Ребенок много делал в детстве для того, чтобы заслужить отцовскую похвалу и расположенность. Точно так же относится к божественному Отцу целый народ.
И понятно, что каждый народ хотел бы получить взамен награду — стать “избранным” народом, как евреи — “избранной страной”, как США или Россия, иначе говоря — единственным любимым ребенком.
Я этот феномен называю "Назад в будущее", т.е. с введением моно-бога, психологический акцент веры стал работать на еще более архаичном, еще более подсознательном уровне, с более сильными связями с основными эмоциями и мотивировками человека, вера начинает строитьсяна одном из базовых инстинктов человека - установлению прочных эмоциональных связей ребенок-родитель.
Короче, в психологичеком смысле Бог есть возвысившийся отец.