А прямой связи и не должно быть.
Тогда о чём вообще говорить?
Культ святых лишь дань традиции.А корни традиции - оттуда.
Почему оттуда? В раннем христианстве мученик - это почитаемое лицо, но почитаемое не в отрыве где-то, а как образец для личного поведения. Да и в более позднем христианстве всё же мученик - не бог, это уже ещё позже святым (всем, а не только мученикам) приписали какие-то свойства - заступничество в конкретных сферах. Но даже и так - ещё вопрос, насколько схож культ с языческим. Вот до Никона в РПЦ вообще весело было в этом плане.
Календарь подгонялся под новую парадигму. Как пример, Рождество назначено на день зимнего солнцестояния и призван вытеснить связанные с ними языческие праздники (Сатурналии).
Праздник Сатурналии отмечался первоначально 17 декабря по юлианскому календарю, а позднее торжества были продлены до 23 декабря - не полное совпадение.
Вообще по любой логике Рождество должно отмечаться 1 января, но ведь Дионисий и с годом ошибся как минимум на 3 года.
Но 25 декабря было назначено рождеством Иисуса когда - опять же уже после прекращения гонений и начала вселенских соборов.
Процесс вытеснения не мог не сопровождаться заимствованиями некоторых элементов из вытесняемого.
Откуда такая уверенность, что не мог? Просто так произошло, а вот могло быть по всякому.
Да и о чисто русской "мазе" - случайно ли сходство святочной Коляды с римскими Календами?Сходство не только фонетическое, но и календарное.
Чтобы говорить о не-чисто русской мазе, Вам нужно привести пример того, как христианский святой унаследовал свойства греко-римского божества (и схожесть имени) в Римской Империи, как я привёл пример этого на Руси. На Русь Коляды пришли уже в форме не языческих Календ, а в давно (по меньшей мере со времён Юстиниана) христианской форме. Велес же - это имя славянского, а не греко-римского божества.
И у Календ было 2 этапа превращения. Кстати очень хороший пример для иллюстрации нашей дискуссии - ведь кафолическая церковь пыталась бороться с сим языческим проявлением, но не смогла, и уже после того, как не смогла, ей пришлось смириться с тем, что в итоге получилось некое смешение из язычества и христианства:
Языческий праздник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест церкви. В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свой собственный праздничный цикл, рождественский (с 24 декабря по 4 января), языческим воспоминаниям — христианские, древним маскам и играм — хождение со звездой и царями-волхвами.
В результате получилась сложная обрядность, в составе которой, наряду с христианскими, сохранились и языческие элементы.
Под влиянием христианства, празднование январских календ при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цикл от Р. Х. до Крещенья, а согласно с этим и песни календ стали означать не только песни на новый год, но чаще все вообще рождественские или святочные песни. Эти традиции в дальнейшем получили большое распространение у славян (см. Коляда).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 0%B4%D1%8B
Если не понимаете смысла слова "маза" - посмотрите здесь:
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B0 Да и почему распространение христианства на территории римского мира должно отличаться от его распространения на Руси? В чем принципиальное различие?
Не знаю насколько принципиальное, но вообще оно есть - в исторических условиях. Например в случае Коляды славянам не надо было брать пример с какого-то языческого славянского праздника - они просто взяли готовую языческо-христианскую традицию из Византии.
Или в гонениях - христианство распространялось (изначально) по Римской Империи, будучи гонимым, а на Руси - будучи само гонителем старой, языческой веры.