Кто ближний мой?
В неделю 25-ю по Пятидесятнице – Лк 10:25–37 (зач. 53):
…Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Благодарю за приведённый фрагмент.
Чтобы правильно его разобрать, сначала нужно обратить внимание на 29-й стих:
«Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (От Луки 10:29)[/list]
[list type=I]
[li]Вообще, в законе, под ближним считается единоплеменник:
«Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.» (Левит 19:16)[/li]
[li]В то же время, закон требовал любить пришельца и чужеземца как самого себя:
«пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.» (Левит 19:34)[/li][/list]
Возвращаясь к притче. Законник, обрадовавшись первым ответом Христа, возгордился, пожелав от второго вопроса услышать ещё похвалу, поскольку считал, что праведнику ближний только праведный, как он сам или тот, кто находится с ним в общей этнической или религиозной группе. Но так-как Господь знал мысли законника, Он сделал ход конём и рассказал такую притчу, в которой героем благочестия и ближним оказался чужеземец, при этом ответ Господа был созвучен с законом совести, и законник Ему возразить ничем не смог.
Акцент в этой притче нужно делать не на объекте или необъекте любви, а на образе действия, в котором ближним может оказаться даже совершенно чужой тебе человек, в то время как твои одноплеменники могут оказаться тебе совершенно чужими, не протянув тебе руки помощи. Смотрите как интересно пишет Википедия:
«Масло, упоминаемое в Лк. 10:24, в греческом оригинале передано словом elaion (елей). Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словом eleos. Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы закалания (Числа 15:5). Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Прит. 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).» (Википедия: Притча о добром самарянине)[/list]
Если мы истолкуем эту притчу иначе, то получим множество противоречий с другими стихами Библии, например, с этим стихом Нового Завета:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,» (От Матфея 5:44)[/list]
Или с этим стихом из Ветхого Завета:
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:» (Притчи 25:21)[/list]
Моё толкование подтвердят: