Сестра милосердия, ну, насчет большинства моментов вам уже ответили другие собеседники.
"Конкуренция" и "симбиоз" - действительно, по сути одно и то же, это способы все той же конкуренции. Мной имелось в виду немного другое: взаимодействие не только между биологическими организмами, а взаимодействие организма (вида) со средой - теми самыми НЕЖИВЫМИ составляющими экосистемы. Например, наличие засушливых периодов подвигает организмы вырабатывать способы, позволяющие пережить их. Способы, включающие не только изменения структуры и свойств в самом организме (например, циста или способность обходиться меньшим количеством влаги), но и изменения в поведении - особи во взаимодействии с самой средой (например, впадание в спячку или та самая циста), особи при взаимодействии с другими особями - переход к существованию колониями, сбивание в общности с целью совместной добычи, или, напротив, распадание общностей из-за конкуренции за ресурсы (сравните поведение волков, сбивающихся в стаи, поскольку иначе им сложно прокормиться, и медведей, из тех же соображений нуждающихся в личной охотничьей территории одиночки).
Насчет мутаций и их количества - в строении и поведении.. Они не обязательно должны быть сильными. Они могут быть очень незначительными. Но - должны быть удачными. на фоне вида они становятся значительными (заметными) если их появление позволяет выжить и размножиться. Просто потому, что остальные умирают. Не выработавшие нужной мутации, или выработавшие вредную мутацию - ДЛЯ ЭТИХ УСЛОВИЙ, этой ситуации, этой экосистемы. Например, засухи. Или - бетонного города в результате истребления лесных ареалов.
_________________________
Хотелось бы, наряду с вариативностью и масштабами, добавить еще такую картинку: понятие целостности.
Что имеется в виду: усложнение строения, свойств происходить не только "линейным" способом - как накопление элементов и суммирование их свойств. "Диалектиеский" скачок происходит там, где сложившаяся целостность начинает придавать своим элементам новые свойства. Поскольку целостность есть не просто множество ее элементов, а, прежде всего - структура их связей, взаимоотношения. Отсюда - различие характеристик химических элементов, где большое значение имеет строение, структура молекулы, например. Отсюда, например, собственно, мозгом является не просто количество сложенных клеток, а их именно определенная структура - с определенным способом взаимодействия. Как только нарушается эта структура, как только ослабевают или изменяются способы взаимодействия - например, электросигналы между элементами, - мозг разрушается и теряет свои свойства. Ни один элемент мозга не несет способности мыслить сам по себе. Эта способность появляется в определенный момент, когда возникает определенная целостность - структура мозга. Она и придает его элементам способность мыслить. Как бы "сверху-вниз".
Но ведь то же самое можно сказать и о преджизни. Откуда возникла способность к спонтанному движению, воля? Когда появилась соответствующая целостность.
А что не дает нашим организмам растекаться лужей?
Гомеостаз и гетеростаз